Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 22.10.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии истца - закрытого акционерного общества "Брянскнефтепродукт" (город Брянск, ОГРН 1023202736138, ИНН 3201000493) - Мацепуро Г.А. (доверенность от 01.01.2014 N 1), Злотника Я.А. (доверенность от 01.10.2014 N 43), в отсутствие ответчиков - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597), Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) и третьих лиц - Правительства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525), администрации города Сельцо (город Сельцо Брянской области, ОГРН 1023202136759, ИНН 3205000381), администрации Рогнединского района (поселок Рогнедино Брянской области, ОГРН 1023201740100, ИНН 3225000340), администрации города Стародуб (город Стародуб Брянской области, ОГРН 1023200976501, ИНН 3227003153), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 по делу N А09-11243/2013 (судья Прокопенко Е.Н.),
установил:
следующее.
ЗАО "Брянскнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок N 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 в размере 1 713 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 в размере 1 937 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 в размере 1 134 000 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 1, л.д. 9-14; т. 2, л.д. 33-34).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Брянской области (далее - правительство), администрация города Сельцо, администрация Рогнединского района, администрация города Стародуб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок N 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 в размере 1 713 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 в размере 1 937 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 в размере 1 134 000 рублей (т. 2, л.д. 81-89).
Не согласившись с судебным актом, правительство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований (т. 2, л.д. 114-117). Заявитель жалобы полагает, что экспертом при проведении экспертизы были допущены нарушения, рыночная стоимость земельных участков определена неверно. По мнению заявителя, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, определяют экономический интерес не только правообладателей земельных участков, но и муниципальных образований. Заявитель жалобы отметил, что земельный налог в полном объеме поступает в доход местного бюджета города Сельцо, Рогнединского района, города Стародуба и учитывается в составе бюджета Брянской области, однако, к участию в деле в качестве третьего лица не был привлечен Департамент финансов Брянской области.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Брянскнефтепродукт" просит судебный акт оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (т. 2, л.д. 151-153). Истец отметил, что эксперт в судебном заседании дал ответы на поставленные сторонами вопросы, представил письменные пояснения по всем возражениям правительства; доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость земельных участков определена неверно, ответчиками и третьими лицами не представлено, ходатайств о повторной или дополнительной экспертизе в адрес суда не направлялось, доказательства неполноты, наличия противоречий в заключении эксперта отсутствуют в материалах дела. По мнению истца, муниципальные органы вправе провести анализ размера кадастровой и рыночной стоимости земельных участков и обратиться с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в случае ее занижения, а также обеспечить проведение судебной экспертизы за свой счет.
В заседании суда апелляционной инстанции представители истца не согласились с доводами жалобы, просили решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Ответчики и третьи лица в судебное заседание не явились.
Правительство направило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (т. 2, л.д. 145), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба, с учетом отсутствия возражений со стороны представителей истца, рассматривалась в отсутствие ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
ЗАО "Брянскнефтепродукт" является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок N 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001; по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008; по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 09.12.2003 серии 32 АБ N 064129, от 24.11.2005 серии 32 АГ N 047497, от 30.11.2003 серии 32 АБ N 059845 (т. 1, л.д. 41-43).
Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В результате проведенной государственной оценки, согласно кадастровым справкам, выданным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок N 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 составила 23 430 316 рублей 70 копеек; кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 составила 6 859 443 рубля 08 копеек; кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 составила 6 279 227 рублей 86 копеек (т. 1, л.д. 16-18).
Вместе с тем согласно отчету об определении рыночной стоимости земельных участков от 31.05.2013 N 01-75-13, выполненному ООО "Брянск Эксперт Оценка", по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:32:010901:0001 составила 5 405 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 32:23:400301:0008-5 345 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 32:21:090108:0002-2 946 000 рублей (т. 1, л.д. 23-37).
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, ЗАО "Брянскнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточнения заявленных требований) (том 1, л.д. 9-14; т. 2, л.д. 33-34).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Определением суда от 20.03.2014 по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков, проведение которой поручено ООО "Независимая экспертиза" (т. 1, л.д. 156-158).
Согласно поступившему в суд заключению эксперта ООО "Независимая экспертиза" по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок N 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 составила 1 713 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 составила 1 937 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 составила 1 134 000 рублей (Приложения к делу, т. 1-9).
Оценив заключение эксперта ООО "Независимая экспертиза" при отсутствии противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности представленного в суд экспертного заключения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с выводами заключения эксперта, вместе с тем правительством ходатайство о назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы в установленном порядке ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций заявлено не было.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает заключение эксперта ООО "Независимая экспертиза" надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков, согласно которому по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 составляет 1 713 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 составляет 1 937 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 составляет 1 134 000 рублей.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Независимая экспертиза", уточнения истцом заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил по состоянию на 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 в размере 1 713 000 рублей; кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 в размере 1 937 000 рублей; кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 в размере 1 134 000 рублей.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный надзор; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделены полномочиями органа кадастрового учета.
То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
Основания для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Департамента финансов Брянской области отсутствуют, поскольку обжалуемое решение суда не затрагивает его права и интересы.
К участию в деле привлечены администрации муниципальных образований, в бюджет которых поступает земельный налог на спорные земельные участки.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - правительством.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 по делу N А09-11243/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2014 ПО ДЕЛУ N А09-11243/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. по делу N А09-11243/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 22.10.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии истца - закрытого акционерного общества "Брянскнефтепродукт" (город Брянск, ОГРН 1023202736138, ИНН 3201000493) - Мацепуро Г.А. (доверенность от 01.01.2014 N 1), Злотника Я.А. (доверенность от 01.10.2014 N 43), в отсутствие ответчиков - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202747721, ИНН 3201005597), Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (город Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365) и третьих лиц - Правительства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525), администрации города Сельцо (город Сельцо Брянской области, ОГРН 1023202136759, ИНН 3205000381), администрации Рогнединского района (поселок Рогнедино Брянской области, ОГРН 1023201740100, ИНН 3225000340), администрации города Стародуб (город Стародуб Брянской области, ОГРН 1023200976501, ИНН 3227003153), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 по делу N А09-11243/2013 (судья Прокопенко Е.Н.),
установил:
следующее.
ЗАО "Брянскнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок N 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 в размере 1 713 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 в размере 1 937 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 в размере 1 134 000 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 1, л.д. 9-14; т. 2, л.д. 33-34).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Брянской области (далее - правительство), администрация города Сельцо, администрация Рогнединского района, администрация города Стародуб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок N 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 в размере 1 713 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 в размере 1 937 000 рублей; земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 в размере 1 134 000 рублей (т. 2, л.д. 81-89).
Не согласившись с судебным актом, правительство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований (т. 2, л.д. 114-117). Заявитель жалобы полагает, что экспертом при проведении экспертизы были допущены нарушения, рыночная стоимость земельных участков определена неверно. По мнению заявителя, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, определяют экономический интерес не только правообладателей земельных участков, но и муниципальных образований. Заявитель жалобы отметил, что земельный налог в полном объеме поступает в доход местного бюджета города Сельцо, Рогнединского района, города Стародуба и учитывается в составе бюджета Брянской области, однако, к участию в деле в качестве третьего лица не был привлечен Департамент финансов Брянской области.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Брянскнефтепродукт" просит судебный акт оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (т. 2, л.д. 151-153). Истец отметил, что эксперт в судебном заседании дал ответы на поставленные сторонами вопросы, представил письменные пояснения по всем возражениям правительства; доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость земельных участков определена неверно, ответчиками и третьими лицами не представлено, ходатайств о повторной или дополнительной экспертизе в адрес суда не направлялось, доказательства неполноты, наличия противоречий в заключении эксперта отсутствуют в материалах дела. По мнению истца, муниципальные органы вправе провести анализ размера кадастровой и рыночной стоимости земельных участков и обратиться с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в случае ее занижения, а также обеспечить проведение судебной экспертизы за свой счет.
В заседании суда апелляционной инстанции представители истца не согласились с доводами жалобы, просили решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Ответчики и третьи лица в судебное заседание не явились.
Правительство направило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (т. 2, л.д. 145), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба, с учетом отсутствия возражений со стороны представителей истца, рассматривалась в отсутствие ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
ЗАО "Брянскнефтепродукт" является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок N 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001; по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008; по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 09.12.2003 серии 32 АБ N 064129, от 24.11.2005 серии 32 АГ N 047497, от 30.11.2003 серии 32 АБ N 059845 (т. 1, л.д. 41-43).
Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения.
В результате проведенной государственной оценки, согласно кадастровым справкам, выданным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок N 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 составила 23 430 316 рублей 70 копеек; кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 составила 6 859 443 рубля 08 копеек; кадастровая стоимость земельного участка по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 составила 6 279 227 рублей 86 копеек (т. 1, л.д. 16-18).
Вместе с тем согласно отчету об определении рыночной стоимости земельных участков от 31.05.2013 N 01-75-13, выполненному ООО "Брянск Эксперт Оценка", по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:32:010901:0001 составила 5 405 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 32:23:400301:0008-5 345 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 32:21:090108:0002-2 946 000 рублей (т. 1, л.д. 23-37).
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, ЗАО "Брянскнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточнения заявленных требований) (том 1, л.д. 9-14; т. 2, л.д. 33-34).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Определением суда от 20.03.2014 по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков, проведение которой поручено ООО "Независимая экспертиза" (т. 1, л.д. 156-158).
Согласно поступившему в суд заключению эксперта ООО "Независимая экспертиза" по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, город Сельцо, улица Кирова, участок N 50-г, общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 составила 1 713 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, город Стародуб, улица Ленина, 197, общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 составила 1 937 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Рогнединский район, поселок Рогнедино, улица Ленина, 63, общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 составила 1 134 000 рублей (Приложения к делу, т. 1-9).
Оценив заключение эксперта ООО "Независимая экспертиза" при отсутствии противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности представленного в суд экспертного заключения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с выводами заключения эксперта, вместе с тем правительством ходатайство о назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы в установленном порядке ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций заявлено не было.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает заключение эксперта ООО "Независимая экспертиза" надлежащим доказательством рыночной стоимости спорных земельных участков, согласно которому по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 составляет 1 713 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 составляет 1 937 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 составляет 1 134 000 рублей.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Независимая экспертиза", уточнения истцом заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил по состоянию на 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 8 830 кв. м, кадастровый номер 32:32:010901:0001 в размере 1 713 000 рублей; кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 10 034 кв. м, кадастровый номер 32:23:400301:0008 в размере 1 937 000 рублей; кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 5 530,8 кв. м, кадастровый номер 32:21:090108:0002 в размере 1 134 000 рублей.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный надзор; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.
В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделены полномочиями органа кадастрового учета.
То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
Основания для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Департамента финансов Брянской области отсутствуют, поскольку обжалуемое решение суда не затрагивает его права и интересы.
К участию в деле привлечены администрации муниципальных образований, в бюджет которых поступает земельный налог на спорные земельные участки.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - правительством.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.07.2014 по делу N А09-11243/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)