Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2015 N 13АП-1824/2015 ПО ДЕЛУ N А56-51691/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2015 г. по делу N А56-51691/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1824/2015) ИП Чернышова Валерия Николаевича
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2014 по делу N А56-51691/2014 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ИП Чернышова Валерия Николаевича
заинтересованное лицо: администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области
о признании незаконным бездействия по организации и проведению торгов,

установил:

Индивидуальный предприниматель Чернышов Валерий Николаевич (ОГРНИП: 310265015200010; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (ОГРН: 1054700604518; адрес: 187000, Ленинградская области, г. Тосно, пр. Ленина, д. 32; далее - Администрация района) по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения гаражей индивидуального транспорта, по адресам: Ленинградская область, Тосненский район, д. Нурма, у д. 15, площадью 1,18 га и Ленинградская область, Тосненский район, д. Нурма, у д. 25, площадью 1,85 га, а также обязании ответчика провести торги по продаже права аренды данных земельных участков.
Решением суда от 14.10.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что предоставление спорных земельных участков кроме как по результатам проведения торгов является незаконным, поскольку противоречит Правилам землепользования и застройки Нурминского сельского поселения. Кроме того, податель жалобы указывает, что целью публикации сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка является, в частности, предоставление заинтересованным лицам возможности обратиться с заявлением о предоставлении указанного земельного участка. Поскольку процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и утверждением акта выбора земельного участка не регулирует порядок выбора из нескольких лиц, обратившихся с заявлениями в отношении одного земельного участка, в таком случае уполномоченный орган должен провести торги по продаже права аренды земельного участка. Также податель жалобы считает необоснованными выводы суда первой инстанции о наличии заключенных договоров аренды в отношении спорных земельных участков, так как данные договоры не представлены в материалы дела. В случае наличия договоров аренды суду следовало привлечь арендаторов к участию в деле в качестве третьих лиц.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители участвующих в деле лиц не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в газете "Тосненский Вестник" от 30.04.2014 N 32 опубликовано сообщение о том, что Администрация Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации информирует о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков из категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения гаражей индивидуального транспорта, по адресам: Ленинградская область, Тосненский район, д. Нурма, у д. 15, площадью 1,18 га и Ленинградская область, Тосненский район, д. Нурма, у д. 25, площадью 1,85 га,
Предприниматель обратился в Администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, в случае подачи нескольких заявлений, просил провести торги по продаже права аренды земельного участка.
Письмом от 18.06.2014 N ч-857/14-2 администрация сообщила заявителю, что участок не подлежит предоставлению в аренду по результатам торгов и не может быть предоставлен в аренду заявителю.
Полагая бездействие администрации по организации и проведению торгов по продаже права аренды земельного участка незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Индивидуальный предприниматель Чернышов Валерий Николаевич обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение названным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявления о признании оспариваемых действий незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как указано в части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предполагает осуществление следующих процедур: проведение работ по формированию земельного участка - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов, публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; подписание протокола о результатах торгов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.
При этом в пункте 3 части 4 указанной статьи предусмотрено, что передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно части 5 статьи 30, статьям 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка по заявке заинтересованного лица и за его счет кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с указанной процедурой органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства (части 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что связи с обращением ГСПК "Удача" администрация во исполнение требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации опубликовала сообщение о возможном предстоящем предоставлении спорного земельного участка. Как правомерно указано судом первой инстанции, торги, как способ предоставления земельного участка, при реализации данной процедуры, законом не предусмотрены.
Ссылки подателя жалобы на то обстоятельство, что предоставление спорных земельных участков без проведения торгов является незаконным при наличии принятых Правил землепользования и застройки Нурминского сельского поселения отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 и пунктом 26 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 статьи 1, подпунктом 3 пункта 1 статьи 8, частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48, выбор земельного участка не осуществляется, когда местоположение земельных участков и их разрешенное использование уже определены в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации (то есть после принятия и утверждения градостроительной документации о застройке (проектов планировки и межевания территорий), а также правил землепользования и застройки). При этом ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлен запрет на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденных генерального плана и правил землепользования и застройки, но в отсутствие документации по планировке территории. Следовательно, при наличии утвержденных на территории муниципального образования правил землепользования и застройки, но отсутствии разработанной градостроительной документации о застройке предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта допустимо.
В силу изложенного следует признать, что оспариваемым бездействием не нарушены нормы закона или иного нормативного правового акта, соответственно, не имеется оснований полагать нарушенными права и законные интересы заявителя в осуществлении им предпринимательской деятельности.
Оснований для отмены законного и обоснованного решения не имеется, в силу чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку не могут быть приняты в качестве обстоятельств, влияющих на результаты рассмотрения спора, приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2014 по делу N А56-51691/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА

Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)