Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.12.2013,
принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н.,
по делу N А43-22568/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БАЛКУМ"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
о признании незаконным решения
и
общество с ограниченной ответственностью "БАЛКУМ" (далее - ООО "БАЛКУМ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, Управление) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 188 953 квадратных метра, кадастровый номер 52:17:0050201:4, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, в 8 км от р. п. Гидроторф на запад, изложенного в письме от 07.08.2013 N ВМ-07/13686. Одновременно Общество просило суд обязать ТУ Росимущества в месячный срок со дня принятия судебного решения предоставить в собственность за плату указанный земельный участок по цене 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
Решением суда от 16.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, Общество обратилось с заявлением о выкупе земельного участка по льготной цене по истечении установленного законодателем срока; суды неправильно применили к рассматриваемым правоотношениям часть 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), поскольку право постоянного (бессрочного) пользования было переоформлено ОАО "ФормМат", а не ООО "БАЛКУМ".
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 52-АД N 582621, 582609, 58219, 582613, 582617, 582607, 582615, 580543, 580544 ООО "БАЛКУМ" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества: пульпопровод, протяженностью 1215 м; линия ЛСБ-6, протяженностью 57 м; линия электропередачи 6 кВ, протяженностью 60 м; сооружение надземного газопровода высокого и среднего давления ОАО "ФормМат", протяженностью 82 м; производственный водопровод, протяженностью 542 м; внутриплощадочные сети и сооружения (обогатительная промышленная установка N 1), протяженностью 261 м; внутрикарьерный железнодорожный путь, протяженностью 152 м; здание нежилое, общей площадью 1189, 3 кв. м; здание нежилое, общей площадью 567,8 кв. м; здание силосного склада обогащенного кварцевого песка (фабрика по обогащению кварцевого песка) общей площадью 469 кв. м.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 188 953 квадратных метра, кадастровый номер 52:17:0050201:4, по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, в 8 км от р. п. Гидроторф на запад.
ООО "БАЛКУМ" 09.07.2013 обратилось в ТУ Росимущества с заявлением (вх. N 12865) о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка площадью 188 953 квадратных метра, кадастровый номер 52:17:0050201:4, по цене 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
Письмом от 07.08.2013 N ВМ-07/13686 ТУ Росимущества уведомило Общество об отказе в принятии положительного решения по его заявлению.
Общество посчитало, что решение Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2, пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закон N 137-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ нарушает исключительное право заявителя как собственника объектов недвижимости на приватизацию земельного участка и создает препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Такой перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструируемых зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности до 01 января 2012 года, осуществляется по льготной цене (2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка).
Согласно части 2.2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Как установили суды и следует из материалов дела, на основании распоряжения мэра Балахнинского района Нижегородской области от 04.03.1992 N 307-р за государственным предприятием "Бурцевское карьероуправление формовочных материалов" закреплено в постоянном (бессрочном) пользовании 97 га для производственных нужд.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области от 16.10.1992 N 863 утвержден План приватизации государственного предприятия "Бурцевское карьероуправление формовочных материалов", в перечень основных средств которого входили принадлежащие в настоящее время заявителю объекты недвижимости.
На основании распоряжения администрации Балахнинского района Нижегородской области от 25.07.1997 N 1046-р земельный участок площадью 102,79 га передан в постоянное (бессрочное) пользование АО "ФормМат", что подтверждается свидетельством от 29.07.1997 N 4353 на право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Согласно распоряжению администрации Балахнинского района Нижегородской области от 30.12.2005 N 1682-р право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "ФормМат" прекращено и земельный участок площадью 18,88 га (карты намыва песка и отстойники), кадастровый номер 52:17:050201:0004, расположенный по указанному адресу, передан ОАО "ФормМат" в аренду сроком на 49 лет.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Балахнинского района Нижегородской области и ОАО "ФормМат" заключили договор аренды 30.12.2005 N 416 указанного земельного участка, который 14.02.2006 зарегистрирован в установленном законом порядке (N 52-52-05/004/2006-202).
Согласно соглашению от 04.12.2012 о переводе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 30.12.2005 N 416 права и обязанности арендатора обозначенного земельного участка перешли к ООО "БАЛКУМ", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.06.2013 N 04/015/2013-132.
ООО "БАЛКУМ" обратилось в ТУ Росимущества, уполномоченный орган по распоряжению земельными участками, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Суды установил и ТУ Росимущества не оспаривает, что ООО "БАЛКУМ" представило все необходимые документы для решения вопроса о приватизации земельного участка по льготной цене.
Поскольку объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, были отчуждены из государственной собственности в процессе приватизации и приобретены Обществом у ЗАО "ФормМат" согласно договору купли-продажи объектов недвижимости от 24.07.2012, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "БАЛКУМ" относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения выкупной цены земельного участка в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
При установленных обстоятельствах у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по льготной цене.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены окружным судом и отклоняются, как основанные на неправильном толковании обстоятельств дела и норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 по делу N А43-22568/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2014 ПО ДЕЛУ N А43-22568/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2014 г. по делу N А43-22568/2013
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.12.2013,
принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н.,
по делу N А43-22568/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БАЛКУМ"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
о признании незаконным решения
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "БАЛКУМ" (далее - ООО "БАЛКУМ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, Управление) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 188 953 квадратных метра, кадастровый номер 52:17:0050201:4, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, в 8 км от р. п. Гидроторф на запад, изложенного в письме от 07.08.2013 N ВМ-07/13686. Одновременно Общество просило суд обязать ТУ Росимущества в месячный срок со дня принятия судебного решения предоставить в собственность за плату указанный земельный участок по цене 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
Решением суда от 16.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, Общество обратилось с заявлением о выкупе земельного участка по льготной цене по истечении установленного законодателем срока; суды неправильно применили к рассматриваемым правоотношениям часть 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), поскольку право постоянного (бессрочного) пользования было переоформлено ОАО "ФормМат", а не ООО "БАЛКУМ".
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 52-АД N 582621, 582609, 58219, 582613, 582617, 582607, 582615, 580543, 580544 ООО "БАЛКУМ" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества: пульпопровод, протяженностью 1215 м; линия ЛСБ-6, протяженностью 57 м; линия электропередачи 6 кВ, протяженностью 60 м; сооружение надземного газопровода высокого и среднего давления ОАО "ФормМат", протяженностью 82 м; производственный водопровод, протяженностью 542 м; внутриплощадочные сети и сооружения (обогатительная промышленная установка N 1), протяженностью 261 м; внутрикарьерный железнодорожный путь, протяженностью 152 м; здание нежилое, общей площадью 1189, 3 кв. м; здание нежилое, общей площадью 567,8 кв. м; здание силосного склада обогащенного кварцевого песка (фабрика по обогащению кварцевого песка) общей площадью 469 кв. м.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 188 953 квадратных метра, кадастровый номер 52:17:0050201:4, по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, в 8 км от р. п. Гидроторф на запад.
ООО "БАЛКУМ" 09.07.2013 обратилось в ТУ Росимущества с заявлением (вх. N 12865) о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка площадью 188 953 квадратных метра, кадастровый номер 52:17:0050201:4, по цене 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
Письмом от 07.08.2013 N ВМ-07/13686 ТУ Росимущества уведомило Общество об отказе в принятии положительного решения по его заявлению.
Общество посчитало, что решение Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2, пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закон N 137-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ нарушает исключительное право заявителя как собственника объектов недвижимости на приватизацию земельного участка и создает препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Такой перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструируемых зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности до 01 января 2012 года, осуществляется по льготной цене (2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка).
Согласно части 2.2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Как установили суды и следует из материалов дела, на основании распоряжения мэра Балахнинского района Нижегородской области от 04.03.1992 N 307-р за государственным предприятием "Бурцевское карьероуправление формовочных материалов" закреплено в постоянном (бессрочном) пользовании 97 га для производственных нужд.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области от 16.10.1992 N 863 утвержден План приватизации государственного предприятия "Бурцевское карьероуправление формовочных материалов", в перечень основных средств которого входили принадлежащие в настоящее время заявителю объекты недвижимости.
На основании распоряжения администрации Балахнинского района Нижегородской области от 25.07.1997 N 1046-р земельный участок площадью 102,79 га передан в постоянное (бессрочное) пользование АО "ФормМат", что подтверждается свидетельством от 29.07.1997 N 4353 на право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Согласно распоряжению администрации Балахнинского района Нижегородской области от 30.12.2005 N 1682-р право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "ФормМат" прекращено и земельный участок площадью 18,88 га (карты намыва песка и отстойники), кадастровый номер 52:17:050201:0004, расположенный по указанному адресу, передан ОАО "ФормМат" в аренду сроком на 49 лет.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Балахнинского района Нижегородской области и ОАО "ФормМат" заключили договор аренды 30.12.2005 N 416 указанного земельного участка, который 14.02.2006 зарегистрирован в установленном законом порядке (N 52-52-05/004/2006-202).
Согласно соглашению от 04.12.2012 о переводе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 30.12.2005 N 416 права и обязанности арендатора обозначенного земельного участка перешли к ООО "БАЛКУМ", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.06.2013 N 04/015/2013-132.
ООО "БАЛКУМ" обратилось в ТУ Росимущества, уполномоченный орган по распоряжению земельными участками, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Суды установил и ТУ Росимущества не оспаривает, что ООО "БАЛКУМ" представило все необходимые документы для решения вопроса о приватизации земельного участка по льготной цене.
Поскольку объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, были отчуждены из государственной собственности в процессе приватизации и приобретены Обществом у ЗАО "ФормМат" согласно договору купли-продажи объектов недвижимости от 24.07.2012, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "БАЛКУМ" относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения выкупной цены земельного участка в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
При установленных обстоятельствах у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по льготной цене.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены окружным судом и отклоняются, как основанные на неправильном толковании обстоятельств дела и норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 по делу N А43-22568/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)