Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Костина В.Ю., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Переволоцкого района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2015 по делу N А47-13189/2014 (судья Сердюк Т.В.).
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - Василенко О.Ю. (доверенность от 14.04.2015 N 4620).
Администрация Переволоцкого района Оренбургской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный (уполномоченный) орган, УФАС по Оренбургской области) о признании недействительными решения комиссии УФАС по Оренбургской области от 13.11.2014 N 06-18-34/2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 18.11.2014 N 19434 об аннулировании торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Карпов Виктор Иванович (далее - третье лицо, предприниматель, ИП Карпов В.И.).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, ошибочное указание в извещении о проведении конкурса на право аренды земельных участков даты и номера отчета оценки рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком не могло привести к ограничению конкуренции, поскольку носит характер опечатки, не повлияло на начальную цену предмета конкурса. Фактически оценка была проведена повторно в пределах шестимесячного срока до даты опубликования извещения 07.10.2014, рыночная цена лотов не изменилась и совпадает с ценой лотов по предыдущей оценке.
Также, по мнению подателя апелляционной жалобы, при размещении извещения указание реквизитов расчетного счета для внесения задатка в скрытой вкладке производится не по желанию заявителя, а в соответствии со структурой сайта torgi.gov.ru/
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность решения суда первой инстанции.
По мнению УФАС по Оренбургской области администрацией нарушен подп. "е" п. 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (далее - Правила N 808, Правила организации и проведения торгов), что выразилось в неуказании в извещении о проведении торгов реквизитов счета для перечисления задатка, ненадлежащем указании начального размера арендной платы, а также неверном выборе формы торгов конкурс вместо аукциона, нечетком формулировании критериев конкурсного отбора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, заявитель и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя и третьего лица.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.09.2013 в газете "Светлый путь" N 73 администрацией Переволоцкого района Оренбургской области было опубликовано извещение о приеме заявлений на предоставление в аренду без проведения торгов шести земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства.
На указанные участки получены две заявки от индивидуального предпринимателя Ермакова Е.Н. и индивидуального предпринимателя Карпова В.И.
В связи с чем, в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" администрацией сообщено, что предоставление участков на праве аренды будет осуществляться на торгах.
17.03.2014 произведена оценка земельных участков и определена их рыночная стоимость (отчет об оценке N 35/14-40/14 от 17.03.2014).
23.07.2014 в газете "Светлый путь" N 53 и на сайте www.torgi.gov.ru администрацией Переволоцкого района Оренбургской области опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
08.08.2014 УФАС по Оренбургской области вынесено решение по жалобе ИП Карпова В.И., которым администрация признана нарушившей Правила организации и проведения торгов, выдано предписание об аннулировании торгов.
14.10.2014 постановлением администрации Переволоцкого района Оренбургской области вновь утверждена конкурсная документация конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
24.10.2014 в газете "Светлый путь" N 53 и на сайте www.torgi.gov.ru администрацией опубликовано извещении N 241014/1046901/01 о проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
В извещении определена начальная цена земельных участков в размере годовой арендной платы, с указанием на то, что она определена на основании отчетов об определении рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком N 35/14-40/14 от 17.03.2014.
07.11.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступила жалоба Карпова В.И. от 07.11.2014 на действия организатора торгов Администрации Переволоцкого района Оренбургской области при организации открытого конкурса при продаже права на заключение договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения земель Мамалаевского сельсовета.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением вынесено решение от 13.11.2014 (изготовлено 17.11.2014) N 06-18-34/2014, в соответствии с которым жалоба Карпова В.И. признана обоснованной (т. 1, л.д. 67-76), администрация признана нарушившей п. п. "е" п. 8 Правил организации и проведения торгов, в виду не указания в извещении о проведении торгов реквизитов счета для перечисления задатка, не установлении начального размера арендной платы, а также неверном выборе формы торгов конкурс вместо аукциона, нечетком формулировании критериев конкурсного отбора, заявителю вынесено предписание от 18.11.2014 N 19434 об аннулировании торгов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что УФАС по Оренбургской области правомерно признал управление нарушившим требования антимонопольного законодательства, поскольку ссылка в извещении на отчет оценки рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком, срок применения которого истек, свидетельствует о том, что начальная цена предмета конкурса не была надлежащим образом определена и доведена до сведения потенциальных участников, что является нарушением п. п. "е" п. 8 Правил организации и проведения торгов.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 10 Федерального закона от 24.02.2007 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" также предусмотрено, что организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808.
Подпунктом "е" пункта 8 Правил N 808 установлено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать в числе прочих, сведения о начальной цене предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, а также размер задатка.
В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
В силу ст. 12 Закона об оценочной деятельности рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании п. 26 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 256, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
В нарушение данных норм в извещении N 241014/1046901/01 о проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, опубликованного 24.10.2014 в газете "Светлый путь" N 53 и на сайте www.torgi.gov.ru начальная цена предмета конкурса определена в размере годовой арендной платы, определенной на основании отчетов об определении рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком N 35/14-40/14 от 17.03.2014, то есть с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло более шести месяцев.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что начальная цена предмета конкурса в установленном порядке не определена и не доведена до сведения потенциальных участников конкурса в соответствующем извещении, что является нарушением п. п. "е" п. 8 Правил организации и проведения торгов, указанное нарушение не может быть устранено, в связи с чем торги подлежат аннулированию.
Довод администрации о допущенной при указании даты и номера отчетов оценщика опечатке, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку не изменяет факт того, что начальная цена предмета конкурса в установленном порядке не определена и не доведена до сведений потенциальных участников конкурса.
Кроме того, подп. "е" п. 8 Правил N 808 предусмотрено указание в извещении о проведении торгов реквизитов счета для перечисления задатка.
В нарушение данных требований в опубликованном в газете "Светлый путь" N 53 извещении N 241014/1046901/01 о проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков реквизиты расчетного счета для перечисления задатка не указаны.
Тот факт, что реквизиты расчетного счета для перечисления задатка были указаны на сайте torgi.gov.ru/ в скрытой вкладке, не указывает на надлежащее исполнение администрацией обязанности по включению в извещение о проведении торгов сведений, предусмотренных подп. "е" п. 8 Правил N 808, поскольку указанные сведения в печатном издании не содержались вовсе, а в электронной версии были скрыты во вкладке.
Поскольку указанное нарушение на момент рассмотрения жалобы ИП Карпова В.И. носило неустранимый характер, антимонопольный орган правомерно выдал предписание об аннулировании торгов.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Наряду с установленными частью 1 данной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами торгов, являются органы местного самоуправления запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Учитывая, что установленные антимонопольным органом нарушения могли привести к ограничению доступа к участию в торгах, уполномоченным органом обоснованно усмотрены в действиях заявителя нарушения антимонопольного законодательства при проведении торгов на право на заключение договоров аренды земельных участков.
Пунктом 3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно п. 2 Правил N 808 торги на право на заключение договоров аренды земельных участков проводятся в форме аукциона или конкурса. Торги проводятся в форме конкурса в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка.
Поскольку в данном случае собственником земельного участка было предусмотрено целевое использование земельного участка, выбор в качестве формы торгов конкурса прямо не противоречит п. 2 Правил N 808.
Кроме того, поскольку администрация была заинтересована в использовании земельного участка, ею были выработаны дополнительные условия конкурса в целях выявления кандидата, наиболее отвечающего данному требования в виду фактического ведения сельскохозяйственной деятельности (период осуществления деятельности), наличия для этого необходимых ресурсов (наличие парка сельхозтехники) и четко выраженных намерений (наличие бизнес-плана).
Извещение о проведении торгов содержит достаточно определенное описание критериев отбора наилучшей конкурсной заявки, в связи с чем апелляционный суд не усматривает в действиях заявителя нарушений порядка организации и проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в части избрания формы торгов и описания критериев отбора наилучшей конкурсной заявки, которые бы свидетельствовали об ограничении конкуренции.
Однако учитывая, наличие и доказанность иных нарушений, суд первой инстанции правомерно отказал в признании недействительным оспариваемых ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
С учетом изложенного, доводы жалобы подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2015 по делу N А47-13189/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Переволоцкого района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.07.2015 N 18АП-7180/2015 ПО ДЕЛУ N А47-13189/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2015 г. N 18АП-7180/2015
Дело N А47-13189/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Костина В.Ю., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Переволоцкого района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2015 по делу N А47-13189/2014 (судья Сердюк Т.В.).
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - Василенко О.Ю. (доверенность от 14.04.2015 N 4620).
Администрация Переволоцкого района Оренбургской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный (уполномоченный) орган, УФАС по Оренбургской области) о признании недействительными решения комиссии УФАС по Оренбургской области от 13.11.2014 N 06-18-34/2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 18.11.2014 N 19434 об аннулировании торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Карпов Виктор Иванович (далее - третье лицо, предприниматель, ИП Карпов В.И.).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, ошибочное указание в извещении о проведении конкурса на право аренды земельных участков даты и номера отчета оценки рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком не могло привести к ограничению конкуренции, поскольку носит характер опечатки, не повлияло на начальную цену предмета конкурса. Фактически оценка была проведена повторно в пределах шестимесячного срока до даты опубликования извещения 07.10.2014, рыночная цена лотов не изменилась и совпадает с ценой лотов по предыдущей оценке.
Также, по мнению подателя апелляционной жалобы, при размещении извещения указание реквизитов расчетного счета для внесения задатка в скрытой вкладке производится не по желанию заявителя, а в соответствии со структурой сайта torgi.gov.ru/
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность решения суда первой инстанции.
По мнению УФАС по Оренбургской области администрацией нарушен подп. "е" п. 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (далее - Правила N 808, Правила организации и проведения торгов), что выразилось в неуказании в извещении о проведении торгов реквизитов счета для перечисления задатка, ненадлежащем указании начального размера арендной платы, а также неверном выборе формы торгов конкурс вместо аукциона, нечетком формулировании критериев конкурсного отбора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, заявитель и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя и третьего лица.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.09.2013 в газете "Светлый путь" N 73 администрацией Переволоцкого района Оренбургской области было опубликовано извещение о приеме заявлений на предоставление в аренду без проведения торгов шести земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства.
На указанные участки получены две заявки от индивидуального предпринимателя Ермакова Е.Н. и индивидуального предпринимателя Карпова В.И.
В связи с чем, в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" администрацией сообщено, что предоставление участков на праве аренды будет осуществляться на торгах.
17.03.2014 произведена оценка земельных участков и определена их рыночная стоимость (отчет об оценке N 35/14-40/14 от 17.03.2014).
23.07.2014 в газете "Светлый путь" N 53 и на сайте www.torgi.gov.ru администрацией Переволоцкого района Оренбургской области опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
08.08.2014 УФАС по Оренбургской области вынесено решение по жалобе ИП Карпова В.И., которым администрация признана нарушившей Правила организации и проведения торгов, выдано предписание об аннулировании торгов.
14.10.2014 постановлением администрации Переволоцкого района Оренбургской области вновь утверждена конкурсная документация конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
24.10.2014 в газете "Светлый путь" N 53 и на сайте www.torgi.gov.ru администрацией опубликовано извещении N 241014/1046901/01 о проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
В извещении определена начальная цена земельных участков в размере годовой арендной платы, с указанием на то, что она определена на основании отчетов об определении рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком N 35/14-40/14 от 17.03.2014.
07.11.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступила жалоба Карпова В.И. от 07.11.2014 на действия организатора торгов Администрации Переволоцкого района Оренбургской области при организации открытого конкурса при продаже права на заключение договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения земель Мамалаевского сельсовета.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением вынесено решение от 13.11.2014 (изготовлено 17.11.2014) N 06-18-34/2014, в соответствии с которым жалоба Карпова В.И. признана обоснованной (т. 1, л.д. 67-76), администрация признана нарушившей п. п. "е" п. 8 Правил организации и проведения торгов, в виду не указания в извещении о проведении торгов реквизитов счета для перечисления задатка, не установлении начального размера арендной платы, а также неверном выборе формы торгов конкурс вместо аукциона, нечетком формулировании критериев конкурсного отбора, заявителю вынесено предписание от 18.11.2014 N 19434 об аннулировании торгов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что УФАС по Оренбургской области правомерно признал управление нарушившим требования антимонопольного законодательства, поскольку ссылка в извещении на отчет оценки рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком, срок применения которого истек, свидетельствует о том, что начальная цена предмета конкурса не была надлежащим образом определена и доведена до сведения потенциальных участников, что является нарушением п. п. "е" п. 8 Правил организации и проведения торгов.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 10 Федерального закона от 24.02.2007 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" также предусмотрено, что организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808.
Подпунктом "е" пункта 8 Правил N 808 установлено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать в числе прочих, сведения о начальной цене предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, а также размер задатка.
В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
В силу ст. 12 Закона об оценочной деятельности рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании п. 26 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 256, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
В нарушение данных норм в извещении N 241014/1046901/01 о проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, опубликованного 24.10.2014 в газете "Светлый путь" N 53 и на сайте www.torgi.gov.ru начальная цена предмета конкурса определена в размере годовой арендной платы, определенной на основании отчетов об определении рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком N 35/14-40/14 от 17.03.2014, то есть с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло более шести месяцев.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что начальная цена предмета конкурса в установленном порядке не определена и не доведена до сведения потенциальных участников конкурса в соответствующем извещении, что является нарушением п. п. "е" п. 8 Правил организации и проведения торгов, указанное нарушение не может быть устранено, в связи с чем торги подлежат аннулированию.
Довод администрации о допущенной при указании даты и номера отчетов оценщика опечатке, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку не изменяет факт того, что начальная цена предмета конкурса в установленном порядке не определена и не доведена до сведений потенциальных участников конкурса.
Кроме того, подп. "е" п. 8 Правил N 808 предусмотрено указание в извещении о проведении торгов реквизитов счета для перечисления задатка.
В нарушение данных требований в опубликованном в газете "Светлый путь" N 53 извещении N 241014/1046901/01 о проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельных участков реквизиты расчетного счета для перечисления задатка не указаны.
Тот факт, что реквизиты расчетного счета для перечисления задатка были указаны на сайте torgi.gov.ru/ в скрытой вкладке, не указывает на надлежащее исполнение администрацией обязанности по включению в извещение о проведении торгов сведений, предусмотренных подп. "е" п. 8 Правил N 808, поскольку указанные сведения в печатном издании не содержались вовсе, а в электронной версии были скрыты во вкладке.
Поскольку указанное нарушение на момент рассмотрения жалобы ИП Карпова В.И. носило неустранимый характер, антимонопольный орган правомерно выдал предписание об аннулировании торгов.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Наряду с установленными частью 1 данной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами торгов, являются органы местного самоуправления запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Учитывая, что установленные антимонопольным органом нарушения могли привести к ограничению доступа к участию в торгах, уполномоченным органом обоснованно усмотрены в действиях заявителя нарушения антимонопольного законодательства при проведении торгов на право на заключение договоров аренды земельных участков.
Пунктом 3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно п. 2 Правил N 808 торги на право на заключение договоров аренды земельных участков проводятся в форме аукциона или конкурса. Торги проводятся в форме конкурса в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка.
Поскольку в данном случае собственником земельного участка было предусмотрено целевое использование земельного участка, выбор в качестве формы торгов конкурса прямо не противоречит п. 2 Правил N 808.
Кроме того, поскольку администрация была заинтересована в использовании земельного участка, ею были выработаны дополнительные условия конкурса в целях выявления кандидата, наиболее отвечающего данному требования в виду фактического ведения сельскохозяйственной деятельности (период осуществления деятельности), наличия для этого необходимых ресурсов (наличие парка сельхозтехники) и четко выраженных намерений (наличие бизнес-плана).
Извещение о проведении торгов содержит достаточно определенное описание критериев отбора наилучшей конкурсной заявки, в связи с чем апелляционный суд не усматривает в действиях заявителя нарушений порядка организации и проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в части избрания формы торгов и описания критериев отбора наилучшей конкурсной заявки, которые бы свидетельствовали об ограничении конкуренции.
Однако учитывая, наличие и доказанность иных нарушений, суд первой инстанции правомерно отказал в признании недействительным оспариваемых ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
С учетом изложенного, доводы жалобы подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2015 по делу N А47-13189/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Переволоцкого района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
В.Ю.КОСТИН
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
В.Ю.КОСТИН
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)