Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Ответчик отказ мотивировал тем, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утвержден проект межевания, который не предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Иванова Н.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н. судей Кустовой И.Ю., Горбуновой О.А. при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 января 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 27 июня 2014 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка К.Е.Е.
Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения, повторно рассмотрев заявление К.Е.Е. о предоставлении в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя К.Е.Е. - К.Е.С., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
К.Е.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 27 июня 2014 года об отказе в предоставлении дополнительного земельного участка, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о возможности предоставления истцу в собственность дополнительного земельного участка площадью 1300 кв. м, расположенного по адресу: <...>. В обоснование своих требований указывает, что является собственником земельного участка по адресу: <...>. С целью увеличения находящегося у него в собственности земельного участка он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату дополнительного земельного участка примерной площадью 1300 кв. м в чем ему было незаконно отказано.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит К.Е.Е. указывая, что суд не принял во внимание, что испрашиваемый земельный участок не соответствует утвержденному постановлению администрации проекту межевания, в связи с чем было принято решение о невозможности представления земельного участка. Полагают, что все нормы Порядка предоставления земельных участков, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. подлежат применению.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено, что К.Е.Е. на основании договора купли-продажи от 26 мая 2011 года является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками, общая площадь 1938 кв. м, адрес объекта: <...> с кадастровым номером <...>, а также собственником жилого дома по адресу: <...>.
22 мая 2014 года К.Е.Е. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность дополнительного земельного участка ориентировочной площадью 1300 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Решением от 27 июня 2014 года Департамент отказал в предоставлении земельного участка (л.д. 6). В качестве оснований для отказа указано, со ссылкой на п.п. 1.7.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы N 260 от 23.10.2007 г., что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, - проект межевания, утвержденный постановлением администрации г. Перми от 18 июля 2013 г. N 599, который не предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели; имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей.
Установив изложенные обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ в предоставлении в собственность истцу дополнительного земельного участка по основаниям, изложенным в решении от 27 июня 2014 года является незаконным.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Пермской городской Думой от 23.10.2007 N 260, действовавшим на период возникновения спорных правоотношений, утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми (далее - Порядок).
Критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6 Порядка).
Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что основания для отказа в предоставлении земельного участка, испрашиваемого в рассматриваемом случае в целях не связанных со строительством, могут быть предусмотрены только законом. Поскольку обстоятельства, на которые ссылается Департамент земельных отношений администрации г. Перми, положениями земельного законодательства в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан не предусмотрены, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения Департамента земельных отношений от 27 июня 2014 г. следует признать правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что во исполнение положений ст. 34 Земельного кодекса РФ Пермской городской Думой 23.10.2007 года был утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством на территории города Перми, пункт 1.7.1 которого предусматривает, что в собственность земельные участки могут предоставляться только в случаях: как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, который принадлежит заявителю на праве собственности и на котором расположен многоквартирный или жилой дом, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному; как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, предоставленному ранее в собственность под объект недвижимости и принадлежащему заявителю на праве установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному, а таких оснований в рассматриваемом случае не имеется - на законность решения суда не влияют. В соответствии с полномочиями, предоставленными законом (ст. 34 ЗК РФ) органы местного самоуправления вправе принять акт, устанавливающий только процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, но не основания для отказа в их предоставлении. При таких обстоятельствах, ссылку на п. 1.7.1 приведенного Порядка, как на основание для отказа в предоставлении земельного участка, законной признать нельзя.
Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, надлежащая оценка им дана, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 января 2015 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3799
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Ответчик отказ мотивировал тем, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утвержден проект межевания, который не предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N 33-3799
Судья Иванова Н.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н. судей Кустовой И.Ю., Горбуновой О.А. при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 января 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 27 июня 2014 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка К.Е.Е.
Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения, повторно рассмотрев заявление К.Е.Е. о предоставлении в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя К.Е.Е. - К.Е.С., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
К.Е.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 27 июня 2014 года об отказе в предоставлении дополнительного земельного участка, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем вынесения решения о возможности предоставления истцу в собственность дополнительного земельного участка площадью 1300 кв. м, расположенного по адресу: <...>. В обоснование своих требований указывает, что является собственником земельного участка по адресу: <...>. С целью увеличения находящегося у него в собственности земельного участка он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату дополнительного земельного участка примерной площадью 1300 кв. м в чем ему было незаконно отказано.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит К.Е.Е. указывая, что суд не принял во внимание, что испрашиваемый земельный участок не соответствует утвержденному постановлению администрации проекту межевания, в связи с чем было принято решение о невозможности представления земельного участка. Полагают, что все нормы Порядка предоставления земельных участков, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. подлежат применению.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено, что К.Е.Е. на основании договора купли-продажи от 26 мая 2011 года является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками, общая площадь 1938 кв. м, адрес объекта: <...> с кадастровым номером <...>, а также собственником жилого дома по адресу: <...>.
22 мая 2014 года К.Е.Е. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность дополнительного земельного участка ориентировочной площадью 1300 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Решением от 27 июня 2014 года Департамент отказал в предоставлении земельного участка (л.д. 6). В качестве оснований для отказа указано, со ссылкой на п.п. 1.7.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы N 260 от 23.10.2007 г., что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, - проект межевания, утвержденный постановлением администрации г. Перми от 18 июля 2013 г. N 599, который не предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели; имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей.
Установив изложенные обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ в предоставлении в собственность истцу дополнительного земельного участка по основаниям, изложенным в решении от 27 июня 2014 года является незаконным.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Пермской городской Думой от 23.10.2007 N 260, действовавшим на период возникновения спорных правоотношений, утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми (далее - Порядок).
Критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6 Порядка).
Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что основания для отказа в предоставлении земельного участка, испрашиваемого в рассматриваемом случае в целях не связанных со строительством, могут быть предусмотрены только законом. Поскольку обстоятельства, на которые ссылается Департамент земельных отношений администрации г. Перми, положениями земельного законодательства в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан не предусмотрены, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения Департамента земельных отношений от 27 июня 2014 г. следует признать правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что во исполнение положений ст. 34 Земельного кодекса РФ Пермской городской Думой 23.10.2007 года был утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством на территории города Перми, пункт 1.7.1 которого предусматривает, что в собственность земельные участки могут предоставляться только в случаях: как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, который принадлежит заявителю на праве собственности и на котором расположен многоквартирный или жилой дом, если испрашиваемый земельный участок в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному; как дополнительный земельный участок к основному земельному участку, предоставленному ранее в собственность под объект недвижимости и принадлежащему заявителю на праве установленном законом порядке проектом межевания является дополнительным по отношению к основному, а таких оснований в рассматриваемом случае не имеется - на законность решения суда не влияют. В соответствии с полномочиями, предоставленными законом (ст. 34 ЗК РФ) органы местного самоуправления вправе принять акт, устанавливающий только процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, но не основания для отказа в их предоставлении. При таких обстоятельствах, ссылку на п. 1.7.1 приведенного Порядка, как на основание для отказа в предоставлении земельного участка, законной признать нельзя.
Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, надлежащая оценка им дана, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 19 января 2015 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)