Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2015 N 02АП-1288/2015 ПО ДЕЛУ N А82-14161/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2015 г. по делу N А82-14161/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Сысолятиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Смирнова Олега Александровича
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.12.2014 по делу N А82-14161/2014, принятое судом в составе судьи Секериной С.Е.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Смирнова Олега Александровича (ОГРН 304760709600070, ИНН 760700602495)
к Мэрии города Ярославля (ОГРН 1027600683824, ИНН 7601001234)
с участием в деле третьих лиц: Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля, Департамента архитектуры и развития территории города мэрии города Ярославля, Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

индивидуальный предприниматель Смирнов Олег Александрович (далее - заявитель, ИП Смирнов О.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа Мэрии города Ярославля (далее - Мэрия, ответчик) в увеличении площади земельного участка с кадастровым номером 76:23:020801:109, содержащегося в письме от 08.09.2014 N 5/50-4668, и с учетом предварительного согласования места размещения объекта - гаража на 174 автомобиля (с размещением автомойки, магазина автозапчастей со складскими помещениями, СТО) и инженерными коммуникациями и при условии соблюдения охранных зон и ограничений, в том числе от существующих и перспективных сетей инженерно-технического обеспечения, расположенных вблизи земельного участка, в целях устранения допущенной ошибки просит изменить площадь земельного участка с 2845 кв. м до 6890 кв. м.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Смирнов О.А. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ИП Смирнов О.А. приводит доводы о том, что для строительства гаража на 174 автомобиля (с размещением автомойки, магазина автозапчастей со складскими помещениями, СТО) и инженерными коммуникациями недостаточно земельного участка площадью 2845 кв. м. Предоставление земельного участка указанной площади, с учетом согласованной ранее площади в 3422,4 кв. м не соответствует требованиям статей 31, 32, 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик и третьи лица - Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - УЗР), Департамент архитектуры и развития территории города мэрии города Ярославля (далее - Департамент архитектуры), Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - ДИЗО) отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.04.2005 общество с ограниченной ответственностью "Спецтепломонтаж" (далее - ООО "Спецтепломонтаж") подало в Управление архитектуры и градостроительства мэрии г. Ярославля заявление на разработку исходно-разрешительной документации по строительству объекта - трехэтажного здания гаража на 174 автомобиля с размещением автомойки, магазина автозапчастей со складскими помещениями, СТО, хозяйственных кладовых в подвальном этаже (далее - объект строительства). В заявлении указаны следующие объемно-планировочные показатели: общая площадь застройки - 0,8 га, площадь застройки - 3,4 тыс. кв. м.
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля письмом от 10.04.2006 сообщил ООО "Спецтепломонтаж" о предварительном согласовании размещения названного объекта.
После проведения необходимых процедур, связанных с выбором земельного участка, получением заявителем согласований и технических условий постановлением Мэрии г. Ярославля от 07.04.2011 N 901 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый номер кадастрового квартала 76:23:020801) ориентировочной площадью 2845 кв. м из земель населенных пунктов по адресу: ул. 1-я Яковлевская, у д. 4 и оформлен акт о выборе земельного участка для строительства.
Постановлением Правительства Ярославской области от 26.07.2012 N 693-п ООО "Спецтепломонтаж" предварительно согласовано место размещения объекта строительства на земельном участке ориентировочной площадью 2845 кв. м из земель населенных пунктов по адресу: ул. 1-я Яковлевская, у д. 4 в Заволжском районе г. Ярославля и утвержден акт о выборе земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 76:23:020801:109 площадью 2845 кв. м поставлен на кадастровый учет 16.08.2012.
29.08.2012 между ДИЗО и ООО "Спецтепломонтаж" (арендатор) был заключен договор N 685-яс аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Предметом договора является предоставление в аренду земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 2845 кв. м с кадастровым номером 76:23:020801:109, находящегося по адресу: ул. 1-я Яковлевская, у д. 4 в Заволжском районе г. Ярославля. Согласно п. 1.2 договора участок предоставлен арендатору для строительства гаража на 174 автомобиля (с размещением автомойки, магазина автозапчастей со складскими помещениями, станции технического обслуживания) и инженерными коммуникациями в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, являющегося неотъемлемой частью договора.
05.10.2012 к договору было заключено дополнительное соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора от ООО "Спецтепломонтаж" ИП Смирнову О.А., подписан акт приема-передачи земельного участка площадью 2845 кв. м с кадастровым номером 76:23:020801:109, находящегося по адресу: ул. 1-я Яковлевская, у д. 4. В акте сторонами договора и ДИЗО зафиксировано, что участок находится в состоянии, пригодном к использованию по целевому назначению в соответствии с условиями договора аренды.
Договор и дополнительное соглашение к нему прошли государственную регистрацию в установленном законом порядке.
22.12.2012 от ИП Смирнова О.А. в адрес ДИЗО поступило обращение с просьбой рассмотреть возможность увеличения площади земельного участка, предоставленного по договору аренды от 29.08.2012 N 685-яс с 2845 кв. м до 8000 кв. м в связи с невозможностью размещения объекта строительства на земельном участке площадью 2845 кв. м. При рассмотрении обращения ИП Смирнова О.А. ДИЗО 03.12.2012 был направлен запрос в Мэрию о рассмотрении возможности внесения изменений в постановление Мэрии г. Ярославля от 07.04.2011 N 901 "Об утверждении схемы расположения и оформления Акта о выборе земельного участка для строительства по ул. 1-й Яковлевской (у д. 4) в Заволжском районе" с целью увеличения площади предоставленного на праве аренды земельного участка. В ответ Мэрия письмом от 14.01.2013 N 5/27-69 сообщила, что увеличение площади земельного участка не представляется возможным ввиду завершения мероприятий по выбору земельного участка и предложила арендатору в порядке статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратиться в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Ярославля за разрешением на отклонение предельных параметров разрешенного строительства. Также ДИЗО подтвердил получение письма Департамента архитектуры от 06.08.2013 об отсутствии возражений против внесения изменений в постановление мэрии г. Ярославля от 07.04.2011 N 901 в части увеличения площади участка при условии соблюдения охранных зон и ограничений. С учетом данной позиции Департамента архитектуры ДИЗО 15.08.2013 направил в адрес первого заместителя мэра г. Ярославля по вопросам социальной политики и культуры повторное обращение о рассмотрении вопроса увеличения площади земельного участка. В ответ на данное обращение Мэрия письмом от 06.09.2013 N 5/27-3840 отказала в увеличении площади испрашиваемого заявителем земельного участка по причине отсутствия оснований для изменения площади. В связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками органам местного самоуправления материалы по спорному земельному участку были переданы в УЗР.
29.07.2014 ИП Смирнов О.А. обратился в Мэрию г. Ярославля с заявлением об исправлении ошибки в площади земельного участка в целях устранения которой заявитель просил изменить площадь земельного участка с 2845 кв. м до 6890 кв. м.
Письмом от 08.09.2014 N 5/50-4668 Мэрия сообщила предпринимателю об отсутствии возможности для увеличения площади земельного участка с кадастровым номером 76:23:020801:109 для испрашиваемых ИП Смирновым О.А. целей.
Полагая, что отказ Мэрии г. Ярославля в увеличении площади земельного участка не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Смирнов О.А. обратился в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим требованием.
Руководствуясь положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - ЗК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Спецтепломонтаж" инициировало процедуру предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Ярославль, Заволжский район, ул. 1-я Яковлевская, у д. 4, для строительства гаража на 174 автомобиля (с размещением автомойки, магазина автозапчастей со складскими помещениями, СТО, хозяйственные кладовые в подвальном этаже) с предварительным согласованием места размещения объекта, обратившись 21.04.2005 в Мэрию г. Ярославля с соответствующим заявлением.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в спорный период был урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Так частью 5 ст. 30 ЗК РФ было установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 этого Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 31 ЗК РФ компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В данном случае процедура выбора испрашиваемого ООО "Спецтепломонтаж" земельного участка была завершена, Постановлением Правительства Ярославской области от 26.07.2012 N 693-п согласовано место размещения объекта строительства на земельном участке ориентировочной площадью 2845 кв. м из земель населенных пунктов по адресу: ул. 1-я Яковлевская, у д. 4 в Заволжском районе г. Ярославля и утвержден акт о выборе земельного участка. ООО "Спецтепломонтаж" указанное постановление не оспаривало, заключило договор аренды земельного участка, что свидетельствует о согласии данного общества с размером предоставленного земельного участка.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о наличии ошибки в определении площади земельного участка, предоставленного для строительства испрашиваемого объекта недвижимости, судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие материалам дела.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, ИП Смирнов О.А., принимая права и обязанности арендатора (ООО "Спецтепломонтаж") по договору аренды от 29.08.2012 N 685-яс, выразил согласие на передачу ему земельного участка в установленных границах и площадью в размере 2845 кв. м.
Поскольку процедура предоставления земельного участка для строительства была осуществлена в соответствии с действующим законодательством и завершена, правовые основания для изменения площади земельного участка с 2845 кв. м до 6890 кв. м отсутствуют. Изменение характеристик испрашиваемого ИП Смирновым О.А. земельного участка, в том числе его площади, возможно только посредством возбуждения и осуществления новой процедуры предоставления земельного участка для строительства в соответствии с действующими в настоящее время правилами.
При указанных обстоятельствах оснований для признания незаконным отказа Мэрии г. Ярославля, содержащегося в письме от 08.09.2014 N 5/50-4668, суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку данное решение соответствует положениям ЗК РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения по указанным в жалобе основаниям.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.12.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИП Смирнова О.А. - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.12.2014 по делу N А82-14161/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Смирнова Олега Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
Г.Г.ИВШИНА
Л.И.ЧЕРНЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)