Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Шехмирза" Омарова Шехмирзалмагомы Омаровича
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.11.2014 по делу N А15-994/2014 (под председательством судьи Ахмедова Д.А.)
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Шехмирза" Омарова Шехмирзалмагомы Омаровича (ОГРИП 306053327000017)
к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан,
третьи лица: администрация муниципального образования "Гергебильский район", открытое акционерное общество "Сулакэнерго", администрация муниципального образования "село Маали" Гергебильского района, Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала в Республике Дагестан,
о признании права на компенсацию потерь сельскохозяйственного производства; обязании заключить соглашение о выкупе земельного участка; определении выкупной цены изымаемого земельного участка равной 17 043 000 руб.; взыскании 17 043 000 руб. компенсации, связанной с изъятием земельного участка сельхозназначения,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Шехмирза" Омаров Шехмирзалмагомы Омарович (далее - истец, ИП Омаров Ш.О.) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Республике Дагестан в лице Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан и Министерства промышленности и энергетики Республики Дагестан с требованиями о признании права на компенсацию потерь сельскохозяйственного производства; обязании заключить соглашение о выкупе земельного участка; определении выкупной цены изымаемого земельного участка равной 17 043 000 руб.; взыскании 17 043 000 руб. компенсации, связанной с изъятием земельного участка сельхозназначения.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Гергебильский район" (далее - районная администрация), ОАО "Сулакэнерго" (далее - акционерное общество), администрация муниципального образования "село Маали" Гергебильского района (далее - сельская администрация), Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан (далее - Минпромтрансэнерго РД) и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала в Республике Дагестан (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.11.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истцом право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано, а поскольку объектами купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, у истца отсутствует право на компенсацию за изымаемый земельный участок.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Омаров Ш.О. обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 28.11.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что спорный земельный участок принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, правоподтверждающим документом является акт А-1 N 419117, который является основанием для признания за ним права на компенсацию за изымаемый земельный участок.
В отзыве Министерство Юстиции Республики Дагестан просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 21.01.2015 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://arbitr.ru/) в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.11.2014 по делу N А15-994/2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, решением Президиума Гергебильского райсовета народных депутатов от 15.12.1992 N 328 гр. Омарову Ш.О. из земель земзапаса в пожизненное наследуемое владение предоставлен земельный участок общей площадью 1 га сельхозугодий для организации крестьянского (фермерского) хозяйства "Шейхмирза". Главой КФХ утвержден Омаров М.О., членами хозяйства - Гасанов М., Гасанов А. и Омарова А. (том 1, л.д. 35).
31.12.1992 КФХ "Шейхмирза" выдан государственный акт А-1 N 410117 с приложением плана землепользования о праве бессрочного и бесплатного землепользования 1 га для организации крестьянского хозяйства (том 1, л.д. 30-34).
29.01.1993 Гергебильским райисполкомом произведена государственная регистрация КФХ "Шейхмирза", регистрационный N 260.
09.08.2001 КФХ "Шейхмирза" зарегистрировано, на основании чего Инспекцией МНС по Гергебильскому району выдано свидетельство о государственной регистрации.
27.09.2006 решением МРИ ФНС России N 10 N 384 в ОГРНИП внесена запись о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого Омаров Ш.О. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство серии 05 N 000996402).
Согласно распоряжению Правительства Республики Дагестан от 11.04.2007 N 59-р приняты предложения Минимущества РД и администраций муниципальных образований "Гергебильский район" и "Хунзахский район" об изъятии у землепользователей 39,62 га земель сельскохозяйственного назначения, переводе их в земли энергетики и предоставлении ОАО "Сулакэнерго" в аренду сроком на 49 лет для строительства объектов Гоцатлинской ГЭС. ОАО "Сулакэнерго" предложено в установленном порядке возместить землепользователям убытки, связанные с изъятием земель сельскохозяйственного назначения, и потери сельскохозяйственного производства в соответствующие бюджеты согласно актам определения убытков и потерь сельскохозяйственного производства.
20.07.2007 главами администраций МО "Гергебильский район", "Хунзазский район" и "Гунибский район" утверждена экспликация земель, изымаемых под строительство водохранилища Гоцатлинской ГЭС, что также согласовано с руководителями термежрайотделов Управления Роснедвижимости РД. Администрации МО "село Мали" указано об изъятии земельного участка общей площадью 35,72 га (том 1, л.д. 178).
22.11.2011 за муниципальным образованием "село Маали" Гергебильского района зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 357 271 кв. м с кадастровым номером 05:24:00024:503, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 22.11.2011 за N 05-05-02/004/2011-106 (свидетельство о регистрации права от 22.11.2011 серии 05-АА N 451008). Основанием для регистрации указанного права послужило постановление администрации МО "Гергебильский район" от 20.02.2008 N 01-16/7 (том 1, л.д. 181-182).
30.03.2012 между Минпромэнергетики и связи РД (министерство) и муниципальным образованием "село Маали" (собственник) заключено соглашение N 5-12 о компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд площадью 357 271 кв. м с кадастровым номером 05:24:000024:503, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Гергебильский район, с. Маали, местность "Ачаниб", подпадающего под водохранилище Гоцатлинской ГЭС (том 2, л.д. 153-156).
24.04.2013 между Минпромэнерго РД и МО "село Мали" заключено соглашение N 1-13 о предоставлении межбюджетных трансфертов в форме субсидии в размере 32 092 тыс. руб. из республиканского бюджета на возмещение стоимости изымаемых земель для государственных нужд путем их выкупа, подпадающих под водохранилища Гоцатлинской ГЭС (1 этап) (том 2, л.д. 157-160).
Истец, считая себя землепользователем и, как следствие, лицом, имеющим право на компенсацию за изымаемый земельный участок, обратился в адрес Правительства РД, Минпромэнергосвязи РД, Минэкономики РД, администрации МО "село Мали" Гергебильского района, ОАО "Сулакэнерго", РАО "ЕЭС России" с заявлениями о выплате компенсации за земельный участок, выделенный КФХ "Шейхмирзе", расположенный в зоне подтопления водохранилища Гоцатлинскол ГЭС; о прекращении необоснованной выплаты компенсации за земельный участок КФХ площадью 1 га администрации МО "село Мали"; об обязании заключить с КФХ соглашение о выкупе у него земельного участка и выплате компенсации (том 1, л.д. 61-76).
В ответ на обращения Минпромэнергосвязи РД сообщило заявителю о том, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.11.2011 05-АА N 451008 и от 11.11.2011 05-АА N 450947 собственниками изымаемого под водохранилище земельного участка по Гергебильскому району являются администрации МО "село Мали" и МО "сельсовет Кикунинский". Согласно выписке из ЕГРП от 08.02.2012 ограничения и обременения права, правопритязания на указанный участок не зарегистрированы (том 1, л.д. 57).
Администрацией МО "село Мали" письмом от 01.05.2013 главе КФХ Омарову Ш.О. предложено представить документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации земель КФХ "Шейхмирза". В связи с непредставлением запрашиваемых документов, главе КФХ "Шейхмирза" решением собрания депутатов сельского поселения "село Мали" от 06.05.2013 N 5 отказано в выплате компенсации за земли, подпадающие под зону затопления при строительстве Гоцатлинской ГЭС (том 1, л.д. 58-59).
Предприниматель, полагая, что данный отказ нарушает его права на компенсацию, обратился в суд с настоящим иском.
Институт изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется нормами главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Аналогичные положения установлены статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрена возможность изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Такое изъятие осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, к которым в том числе относятся объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения (часть 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, действующим законодательством допускается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд в установленных исключительных случаях путем выкупа.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (пункт 3 статья 55 Земельного кодекса Российской Федерации).
Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, уполномоченный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права в отношении земельного участка, изъятого для государственных нужд у ответчика (ответчиков), возникают с момента заключения с истцом соглашения в порядке статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации о выкупе земельного участка, оформленного как объект купли-продажи (выкупа) в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Материалами дела подтверждается, что 22.11.2011 за муниципальным образованием "село Маали" Гергебильского района зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 357 271 кв. м с кадастровым номером 05:24:00024:503, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 22.11.2011 за N 05-05-02/004/2011-106 (свидетельство о регистрации права от 22.11.2011 серии 05-АА N 451008). Основанием для регистрации указанного права послужило постановление администрации МО "Гергебильский район" от 20.02.2008 N 01-16/7. Право сельской администрации на этот участок (куда входит и спорный 1 га) никем не оспорено и не отменено.
Компенсация за изымаемую площадь земельного участка площадью 357 271 кв. м с кадастровым номером 05:24:000024:503, принадлежащего на праве собственности администрации МО "село Мали", включена в распоряжение Правительства РД от 28.12.2011 N 365-р для получения компенсации сельской администрацией.
30.03.2012 между Министерством промышленности, энергетики и связи РД и муниципальным образованием "село Маали" Гергебильского района заключено соглашение N 1-13 о восстановлении сельскохозяйственного производства нарушаемого в зоне затопления, включающее в себя компенсацию убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд. Таким образом, сельской администрацией как собственником земельного участка площадью 35,7 га в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании заключенных уполномоченным органом соглашений получена компенсация за изъятый для государственных нужд земельный участок, в том числе и за спорный участок.
Обременение спорного земельного участка площадью 1 га правом собственности муниципального образования "Село Маали" и включение этого участка в состав земель, изымаемых для государственных нужд, на основании актов государственных и муниципальных органов на момент разрешения спора заинтересованным лицом не оспорены и в установленном законом порядке не признаны недействительными.
Суд апелляционной инстанции также приходит к выводу, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты права.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Исходя из положений статьи 11 Гражданского кодекса российской Федерации, статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву, должен быть направлен на его восстановление и может быть поддержан судом в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
В рассматриваемом случае порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд соблюден, компенсация за изымаемый земельный участок сельской администрацией получена.
Следовательно, признание права на компенсацию потерь сельскохозяйственного производства, обязание заключить соглашение о выкупе земельного участка в данном случае не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя.
ИП Омаров Ш.О. при доказанности титула землепользователя (вещного права на земельный участок) имеет право на взыскание убытков с МО "село Маали" Гергебильского района, получившего компенсацию за изъятый земельный участок на основании соглашения N 1-13 от 30.03.2012.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что истец не имеет право на компенсацию за изымаемый земельный участок.
Довод апеллянта о том, что спорный земельный участок принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем Акт постоянного (бессрочного) пользования является достаточным основанием для признания за ним права на компенсацию за изымаемый земельный участок, подлежит отклонению как не имеющий правового значения.
При наличии зарегистрированного права собственности за муниципальным образованием "Село Маали" на спорный земельный участок, у суда апелляционной инстанции нет оснований считать ИП Омарова Ш.О. пользователем земельного участка, имеющим право на основании статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации на компенсацию за изымаемые земли.
Иные доводы, изложенные в жалобе, исследовались судом первой инстанции и обоснованно им отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителей отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.11.2014 по делу N А15-994/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2015 N 16АП-4965/2014 ПО ДЕЛУ N А15-994/2014
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. по делу N А15-994/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Шехмирза" Омарова Шехмирзалмагомы Омаровича
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.11.2014 по делу N А15-994/2014 (под председательством судьи Ахмедова Д.А.)
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Шехмирза" Омарова Шехмирзалмагомы Омаровича (ОГРИП 306053327000017)
к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан,
третьи лица: администрация муниципального образования "Гергебильский район", открытое акционерное общество "Сулакэнерго", администрация муниципального образования "село Маали" Гергебильского района, Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала в Республике Дагестан,
о признании права на компенсацию потерь сельскохозяйственного производства; обязании заключить соглашение о выкупе земельного участка; определении выкупной цены изымаемого земельного участка равной 17 043 000 руб.; взыскании 17 043 000 руб. компенсации, связанной с изъятием земельного участка сельхозназначения,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Шехмирза" Омаров Шехмирзалмагомы Омарович (далее - истец, ИП Омаров Ш.О.) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Республике Дагестан в лице Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан и Министерства промышленности и энергетики Республики Дагестан с требованиями о признании права на компенсацию потерь сельскохозяйственного производства; обязании заключить соглашение о выкупе земельного участка; определении выкупной цены изымаемого земельного участка равной 17 043 000 руб.; взыскании 17 043 000 руб. компенсации, связанной с изъятием земельного участка сельхозназначения.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Гергебильский район" (далее - районная администрация), ОАО "Сулакэнерго" (далее - акционерное общество), администрация муниципального образования "село Маали" Гергебильского района (далее - сельская администрация), Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Дагестан (далее - Минпромтрансэнерго РД) и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала в Республике Дагестан (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.11.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истцом право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано, а поскольку объектами купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, у истца отсутствует право на компенсацию за изымаемый земельный участок.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Омаров Ш.О. обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 28.11.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что спорный земельный участок принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, правоподтверждающим документом является акт А-1 N 419117, который является основанием для признания за ним права на компенсацию за изымаемый земельный участок.
В отзыве Министерство Юстиции Республики Дагестан просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 21.01.2015 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://arbitr.ru/) в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.11.2014 по делу N А15-994/2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, решением Президиума Гергебильского райсовета народных депутатов от 15.12.1992 N 328 гр. Омарову Ш.О. из земель земзапаса в пожизненное наследуемое владение предоставлен земельный участок общей площадью 1 га сельхозугодий для организации крестьянского (фермерского) хозяйства "Шейхмирза". Главой КФХ утвержден Омаров М.О., членами хозяйства - Гасанов М., Гасанов А. и Омарова А. (том 1, л.д. 35).
31.12.1992 КФХ "Шейхмирза" выдан государственный акт А-1 N 410117 с приложением плана землепользования о праве бессрочного и бесплатного землепользования 1 га для организации крестьянского хозяйства (том 1, л.д. 30-34).
29.01.1993 Гергебильским райисполкомом произведена государственная регистрация КФХ "Шейхмирза", регистрационный N 260.
09.08.2001 КФХ "Шейхмирза" зарегистрировано, на основании чего Инспекцией МНС по Гергебильскому району выдано свидетельство о государственной регистрации.
27.09.2006 решением МРИ ФНС России N 10 N 384 в ОГРНИП внесена запись о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого Омаров Ш.О. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство серии 05 N 000996402).
Согласно распоряжению Правительства Республики Дагестан от 11.04.2007 N 59-р приняты предложения Минимущества РД и администраций муниципальных образований "Гергебильский район" и "Хунзахский район" об изъятии у землепользователей 39,62 га земель сельскохозяйственного назначения, переводе их в земли энергетики и предоставлении ОАО "Сулакэнерго" в аренду сроком на 49 лет для строительства объектов Гоцатлинской ГЭС. ОАО "Сулакэнерго" предложено в установленном порядке возместить землепользователям убытки, связанные с изъятием земель сельскохозяйственного назначения, и потери сельскохозяйственного производства в соответствующие бюджеты согласно актам определения убытков и потерь сельскохозяйственного производства.
20.07.2007 главами администраций МО "Гергебильский район", "Хунзазский район" и "Гунибский район" утверждена экспликация земель, изымаемых под строительство водохранилища Гоцатлинской ГЭС, что также согласовано с руководителями термежрайотделов Управления Роснедвижимости РД. Администрации МО "село Мали" указано об изъятии земельного участка общей площадью 35,72 га (том 1, л.д. 178).
22.11.2011 за муниципальным образованием "село Маали" Гергебильского района зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 357 271 кв. м с кадастровым номером 05:24:00024:503, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 22.11.2011 за N 05-05-02/004/2011-106 (свидетельство о регистрации права от 22.11.2011 серии 05-АА N 451008). Основанием для регистрации указанного права послужило постановление администрации МО "Гергебильский район" от 20.02.2008 N 01-16/7 (том 1, л.д. 181-182).
30.03.2012 между Минпромэнергетики и связи РД (министерство) и муниципальным образованием "село Маали" (собственник) заключено соглашение N 5-12 о компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд площадью 357 271 кв. м с кадастровым номером 05:24:000024:503, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Гергебильский район, с. Маали, местность "Ачаниб", подпадающего под водохранилище Гоцатлинской ГЭС (том 2, л.д. 153-156).
24.04.2013 между Минпромэнерго РД и МО "село Мали" заключено соглашение N 1-13 о предоставлении межбюджетных трансфертов в форме субсидии в размере 32 092 тыс. руб. из республиканского бюджета на возмещение стоимости изымаемых земель для государственных нужд путем их выкупа, подпадающих под водохранилища Гоцатлинской ГЭС (1 этап) (том 2, л.д. 157-160).
Истец, считая себя землепользователем и, как следствие, лицом, имеющим право на компенсацию за изымаемый земельный участок, обратился в адрес Правительства РД, Минпромэнергосвязи РД, Минэкономики РД, администрации МО "село Мали" Гергебильского района, ОАО "Сулакэнерго", РАО "ЕЭС России" с заявлениями о выплате компенсации за земельный участок, выделенный КФХ "Шейхмирзе", расположенный в зоне подтопления водохранилища Гоцатлинскол ГЭС; о прекращении необоснованной выплаты компенсации за земельный участок КФХ площадью 1 га администрации МО "село Мали"; об обязании заключить с КФХ соглашение о выкупе у него земельного участка и выплате компенсации (том 1, л.д. 61-76).
В ответ на обращения Минпромэнергосвязи РД сообщило заявителю о том, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.11.2011 05-АА N 451008 и от 11.11.2011 05-АА N 450947 собственниками изымаемого под водохранилище земельного участка по Гергебильскому району являются администрации МО "село Мали" и МО "сельсовет Кикунинский". Согласно выписке из ЕГРП от 08.02.2012 ограничения и обременения права, правопритязания на указанный участок не зарегистрированы (том 1, л.д. 57).
Администрацией МО "село Мали" письмом от 01.05.2013 главе КФХ Омарову Ш.О. предложено представить документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации земель КФХ "Шейхмирза". В связи с непредставлением запрашиваемых документов, главе КФХ "Шейхмирза" решением собрания депутатов сельского поселения "село Мали" от 06.05.2013 N 5 отказано в выплате компенсации за земли, подпадающие под зону затопления при строительстве Гоцатлинской ГЭС (том 1, л.д. 58-59).
Предприниматель, полагая, что данный отказ нарушает его права на компенсацию, обратился в суд с настоящим иском.
Институт изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется нормами главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Аналогичные положения установлены статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрена возможность изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Такое изъятие осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, к которым в том числе относятся объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения (часть 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, действующим законодательством допускается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд в установленных исключительных случаях путем выкупа.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (пункт 3 статья 55 Земельного кодекса Российской Федерации).
Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, уполномоченный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права в отношении земельного участка, изъятого для государственных нужд у ответчика (ответчиков), возникают с момента заключения с истцом соглашения в порядке статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации о выкупе земельного участка, оформленного как объект купли-продажи (выкупа) в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Материалами дела подтверждается, что 22.11.2011 за муниципальным образованием "село Маали" Гергебильского района зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 357 271 кв. м с кадастровым номером 05:24:00024:503, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 22.11.2011 за N 05-05-02/004/2011-106 (свидетельство о регистрации права от 22.11.2011 серии 05-АА N 451008). Основанием для регистрации указанного права послужило постановление администрации МО "Гергебильский район" от 20.02.2008 N 01-16/7. Право сельской администрации на этот участок (куда входит и спорный 1 га) никем не оспорено и не отменено.
Компенсация за изымаемую площадь земельного участка площадью 357 271 кв. м с кадастровым номером 05:24:000024:503, принадлежащего на праве собственности администрации МО "село Мали", включена в распоряжение Правительства РД от 28.12.2011 N 365-р для получения компенсации сельской администрацией.
30.03.2012 между Министерством промышленности, энергетики и связи РД и муниципальным образованием "село Маали" Гергебильского района заключено соглашение N 1-13 о восстановлении сельскохозяйственного производства нарушаемого в зоне затопления, включающее в себя компенсацию убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд. Таким образом, сельской администрацией как собственником земельного участка площадью 35,7 га в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании заключенных уполномоченным органом соглашений получена компенсация за изъятый для государственных нужд земельный участок, в том числе и за спорный участок.
Обременение спорного земельного участка площадью 1 га правом собственности муниципального образования "Село Маали" и включение этого участка в состав земель, изымаемых для государственных нужд, на основании актов государственных и муниципальных органов на момент разрешения спора заинтересованным лицом не оспорены и в установленном законом порядке не признаны недействительными.
Суд апелляционной инстанции также приходит к выводу, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты права.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Исходя из положений статьи 11 Гражданского кодекса российской Федерации, статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву, должен быть направлен на его восстановление и может быть поддержан судом в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
В рассматриваемом случае порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд соблюден, компенсация за изымаемый земельный участок сельской администрацией получена.
Следовательно, признание права на компенсацию потерь сельскохозяйственного производства, обязание заключить соглашение о выкупе земельного участка в данном случае не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя.
ИП Омаров Ш.О. при доказанности титула землепользователя (вещного права на земельный участок) имеет право на взыскание убытков с МО "село Маали" Гергебильского района, получившего компенсацию за изъятый земельный участок на основании соглашения N 1-13 от 30.03.2012.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что истец не имеет право на компенсацию за изымаемый земельный участок.
Довод апеллянта о том, что спорный земельный участок принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем Акт постоянного (бессрочного) пользования является достаточным основанием для признания за ним права на компенсацию за изымаемый земельный участок, подлежит отклонению как не имеющий правового значения.
При наличии зарегистрированного права собственности за муниципальным образованием "Село Маали" на спорный земельный участок, у суда апелляционной инстанции нет оснований считать ИП Омарова Ш.О. пользователем земельного участка, имеющим право на основании статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации на компенсацию за изымаемые земли.
Иные доводы, изложенные в жалобе, исследовались судом первой инстанции и обоснованно им отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителей отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.11.2014 по делу N А15-994/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)