Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-13002/2014

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что уведомлением ему было отказано в предоставлении участка, поскольку на участке находятся разрушенный сарай и туалет, однако на момент принятия данного решения на участке никаких объектов не находилось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. по делу N 33-13002/2014


Судья: Доценко И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Шабаевой Е.И.
судей - Лазаревой М.А. и Сивохина Д.А.
при секретаре - О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.Ю. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 октября 2014 года, которым постановлено:
"Заявление К.Ю. оставить без удовлетворения ".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

К.Ю. обратилась в суд с требованиями, ссылаясь на то, что 10.05.2012 года она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/1274/12 о предоставлении в собственность земельного участка по адресу <адрес>", участок б/н площадью 459,8 кв. м. Решением Октябрьского районного суда г. Самара от 30.07.2012 года бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области при рассмотрении ее заявления было признано незаконным, с обязанием принять решение по заявлению. Распоряжением N РД-729 от 06.06.2014 года Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара была утверждена схема расположения указанного участка. 02.07.2014 года участок, расположенный по адресу <адрес> участок б/н был поставлен на кадастровый учет. Уведомлением N 12-1/1274/12 от 29.08.2014 года К.Ю. было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку на земельном участке находятся разрушенный сарай и туалет, однако на момент принятия данного решения на участке никаких объектов не находилось. Просит суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/1274/12 от 29.08.2014 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К.Ю. в лице представителя по доверенности К.А. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить заявленные требования.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя по доверенности К.А. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Рассмотрев дело в порядке главы 25 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением, случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области "О земле", земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок). Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Из материалов дела следует, 28.04.2012 года К.Ю. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <адрес> участок б/н, площадью 459,8 кв. м, под садоводство.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 06.05.2013 года N РД-405 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу <адрес> участок б/н, для садоводства.
27.06.2014 года указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер N 63:01:0312002:1082, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выданного ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области" от 02.07.2014 года.
Согласно акту осмотра земельного участка от 06.11.2012 года, расположенного по адресу <адрес> участок б/н, площадью 459,8 кв. м под садоводство, на нем находится деревянный туалет, часть полуразрушенного деревянного сарая, видимых инженерно-технических сооружений нет, участок частично огорожен забором, фактического землепользователя определить не удалось, фактическая площадь участка превышает испрашиваемую площадь, конфигурация ограждения не соответствует представленной план-схеме. В указанном акте также имеется отметка о замечании участника осмотра о том, что полуразрушенный сарай - деревянная конструкция без дверей и с разрушенными стеной и крышей.
29.08.2014 года Министерство имущественных отношений Самарской области отказало К.Ю. в предоставлении земельного участка расположенного по адресу <адрес> участок б/н, площадью 459,8 кв. м под садоводство в собственность бесплатно, поскольку было установлено, что на земельном участке находится часть полуразрушенного деревянного сарая, деревянный туалет, документов, подтверждающих принадлежность указанных объектов К.Ю. представлено не было.
Согласно выписок из Единого государственного реестра прав на объекты недвижимости и сделок с ней от 19.08.2014 года К.Ю. на праве собственности принадлежат земельные участки площадью 57 кв. м, 155 кв. м, 656 кв. м по адресу <адрес>.
Как указано выше, К.Ю. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка по адресу: <адрес> участок б/н" площадью 459,8 кв. м, под садоводство, свободный от прав третьих лиц в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области "О земле".
Судом установлено, что в результате осмотра испрашиваемого земельного участка ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" 06.11.2012 года составлен соответствующий акт, из которого следует, что на земельном участке находятся деревянный туалет, часть полуразрушенного деревянного сарая, участок частично огорожен забором, фактическое землепользование установить не удалось.
Из уведомления Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.08.2014 года следует, что К.Ю. не были представлены документы, требуемые в случае нахождения на испрашиваемом земельном участке временных объектов, в связи с чем, выявлено препятствие для предоставления земельного участка.
Согласно п. 5 Приложения N 2 данного Порядка, в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания; заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временный (некапитальный) объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке; сведения, выданные организацией, осуществляющей технический учет объектов капитального строительства, о том, что объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 3.3 вышеназванного Порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Как указано выше, в ходе рассмотрения заявления К.Ю. Министерством имущественных отношений Самарской области было установлено, что на испрашиваемом заявителем земельном участке расположены объекты - деревянный сарай и туалет, участок частично огорожен забором, документы, которые необходимо предоставить в Министерство имущественных отношений согласно п. 4, п. 5 приложения N 2 Порядка К.Ю. в течение срока рассмотрения ее заявления министерством представлены не были. Из вышеуказанного Порядка следует, что обязанность по предоставлению документов, требуемых в случае наличия на испрашиваемом земельном участке каких-либо строений, возложена на заявителя.
Кроме того, одним из условий предоставления земельного участка в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" является то, что участок свободен от прав третьих лиц, однако, К.Ю. документы, подтверждающие принадлежность строения заявителю, не было представлено ни в Министерство имущественных отношений Самарской области, ни в суд, также не подтверждено фактическое пользование ею испрашиваемым земельным участком.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что спорный земельный участок не свободен от прав третьих лиц, поскольку на нем расположены объекты, принадлежность которых заявителю ни чем не подтверждена.
В соответствии с приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 года "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" сооружения - это постройки вспомогательного, хозяйственного назначения. К ним относятся заборы, ворота, выгребные ямы, колодцы, дворовые покрытия и т.п.
Таким образом, установив наличие условий, препятствующих предоставлению и надлежащему использованию заявителем испрашиваемого земельного участка, судебная коллегия полагает, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка являлся правомерным.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку решение Министерства принято в соответствии с законом и в пределах предоставленных для него полномочий, права и свободы заявителя решением Министерства не нарушены, отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.08.2014 года и возобновление работы по представленным документам.
Ссылка заявителя на наличие документов, подтверждающих что на момент принятия решения Министерством имущественных отношений вышеуказанные объекты на земельном участке отсутствовали, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как несостоятельная, поскольку данные документы не были представлены заинтересованному лицу в надлежащем порядке.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены состоявшегося решения суда, основаны на неправильном толковании норм права.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)