Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Соловьева В.А.
при секретаре С.
с участием: прокурора Демидова Д.С. представителей заявителя Б. и З., представителя Правительства Удмуртской Республики К.,
представителя Управления Росреестра по УР Г.Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению потребительского кооператива "<данные изъяты>" о признании недействующим в части с момента принятия постановление П. У. Республики N от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ",
потребительский кооператив "<данные изъяты>" обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21.05.2012 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года". Свои требования мотивировал тем, между Администрацией г. Ижевска и потребительским кооперативом "<данные изъяты>" ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды N до ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 5543 кв. м, кадастровый (условный номер) N, адрес земельного участка: <адрес>; вид разрешенного использования земельного участка: обслуживание временного сооружения - автостоянки. Арендная плата по договору рассчитывается на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 06.11.2007 г. N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения в постановление Правительства УР N 275. В частности, в пункте 51203 приложения N 1 цифры 3 730 716,15 руб. были заменены цифрами 10 088 758,87 руб. Пунктом 4 постановления Правительства УР N 211 установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. Увеличение кадастровой стоимости предоставленного в аренду земельного участка в соответствии с постановлением Правительства УР N 211, а также придание указанному акту обратной силы привело к увеличению размера арендной платы по договору за период с 2009 г. по 2013 г. При этом Правительством УР была нарушена процедура государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли. Считает постановление Правительства УР N 211 в части изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050958:0026 незаконным и нарушающим права потребительского кооператива "<данные изъяты>.
В судебном заседании представитель заявителя Б. заявление поддержал в полном объеме, по основаниям в нем изложенным. Также пояснил, что в настоящее время договор аренды прекращен, кооперативом получено уведомление об отказе в продлении срока аренды, кооператив имеет долг по арендной плате.
Представитель Правительства Удмуртской Республики К. с заявленными требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявление, указав следующее. Кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в аренде у заявителя была утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были внесены в Правительство Удмуртской Республики Управлением Росреестра по Удмуртской Республике в виде проекта указанного постановления, подготовленного в соответствии с отчетом определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2007, составленного Пермским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля". Сопроводительным письмом от 26.07.2010 N 01-1012/712 Пермский филиал ФГУП ФКЦ "Земля" предоставил исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2007 с учетом изменений на 12.07.2010. На основании исправленного отчета Управлением Росреестра по УР был подготовлен проект постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211. Постановления Правительства УР N 275 от 24.11.2008, N 211 от 21.05.2012 представлялись в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Порядок информационного взаимодействия не предполагает направление протоколов, решений либо иной информации о воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки в акте Правительства УР об утверждении результатов кадастровой ошибки иным заинтересованным лицам.
Представитель Управления Росреестра по Удмуртской Республике Г. против удовлетворения требований возражала, поддерживая позицию Правительства Удмуртской Республики, представила пояснения на заявление. В данных пояснениях представитель У.Р. по Удмуртской Р. указывает, что постановление N 275, так и постановление N 211 представлялись в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Принятие оспариваемых актов Правительством УР осуществлено в рамках его полномочий и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Требования заявителя не соответствуют способу защиты нарушенных прав.
Представитель Администрации г. Ижевска в судебное заседание не явился, поскольку заинтересованное лицо было надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Прокурор Демидов Д.С. в заключении пояснил, что требования заявителя подлежат удовлетворению, в связи с нарушением процедуры принятия оспариваемого постановления.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложению 1. Под пунктом 51203 значится земельный участок с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого составляет 10088758.87 рублей.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 22.12.2008 N RU18000200800410, было опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24.12.2008 N 22.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 г. N 211 (далее - постановление Правительства УР N 211) были внесены изменения в постановление Правительства УР N 275. В частности, в пункте 51203 приложения N 1 цифры 3 730 716,15 руб. были заменены цифрами 10 088 758,87 руб.
Пунктом 4 постановления Правительства УР N 211 установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Постановление Правительства УР от 21.05.2012 N 211 зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 05.06.2012 N RU18000201200313, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 31.07.2012 N 41.
Потребительский кооператив "<данные изъяты>" являлся арендатором земельного участка площадью 5543 кв.м., кадастровый (условный номер) 18:26:050958:0026, находящегося по адресу: <адрес>; вид разрешенного использования земельного участка: обслуживание временного сооружения - автостоянки.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято полномочным органом.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля", по результатам которых был составлен отчет.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24.11.2008 N 275.
Из преамбулы постановления Правительства УР от 21.05.2012 N 211 следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Согласно п. 3 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Как установлено судом по материалам дела и объяснениями участников процесса, основанием для принятия Правительством УР оспариваемого постановления послужил представленный в 2010 году в Управление Росреестра по УР новый исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов УР по состоянию на 01.01.2007, что подтверждается пояснительной запиской к проекту постановления.
Протоколы выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принимались, что подтверждается письмом Управления Росреестра по УР N 12-22927 от 16.12.2013. Ссылка представителя Правительства УР на пояснительную записку Управления Росреестра по УР к проекту постановления Правительства УР как на доказательства наличия кадастровой ошибки в сведениях, судом отклоняется. Данная пояснительная записка не соответствует требованиям ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, поскольку в ней отсутствует дата выявления кадастровой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Правительством Удмуртской Республики не представлено доказательств того, что в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050958:0026 утвержденной постановлением Правительства УР от 24.11.2008 N 275 была допущена ошибка и имелась необходимость ее исправления.
Довод представителя Правительства УР о том, что кадастровая ошибка была исправлена путем информационного взаимодействия, и потому не требовалось принятия решения об исправлении кадастровой ошибки, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона.
Кадастровая ошибка в сведениях ГКН (государственный кадастр недвижимости) подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона.
Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете. Так, орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в ГКН результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
Суд считает, что оспариваемое постановление Правительства УР от 21.05.2012 N 211 нарушает права заявителя, поскольку в результате изменений кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, расходы на его содержание увеличились. Кроме того, каждый вправе рассчитывать на то, чтобы отношения, участником которых он является, были урегулированы в полном соответствии с требованиями закона.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" не соответствует ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в связи с чем является недействующим в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр "3 730 716,15" на цифры "10 088 758,87" в пункте 51203 раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 г. N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. ".
Суд также находит обоснованными требования заявителя о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта частично недействующим с момента его принятия.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 253 ГПК РФ и пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 от 10 июня 2010 года), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21.05.2012 года к таковым не относится.
Поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, признание данного нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителя, так как приведет к уплате арендных платежей в размерах, не соответствующих закону.
С учетом изложенного, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд
заявление потребительского кооператива "<данные изъяты> удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21.05.2012 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр "3 730 716,15" на цифры "10 088 758,87" в пункте 51203 раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 г. N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г."
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2014 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 23.01.2014 ПО ДЕЛУ N 3-5/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 января 2014 г. по делу N 3-5/2014
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Соловьева В.А.
при секретаре С.
с участием: прокурора Демидова Д.С. представителей заявителя Б. и З., представителя Правительства Удмуртской Республики К.,
представителя Управления Росреестра по УР Г.Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению потребительского кооператива "<данные изъяты>" о признании недействующим в части с момента принятия постановление П. У. Республики N от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в постановление П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ",
установил:
потребительский кооператив "<данные изъяты>" обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21.05.2012 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года". Свои требования мотивировал тем, между Администрацией г. Ижевска и потребительским кооперативом "<данные изъяты>" ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды N до ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 5543 кв. м, кадастровый (условный номер) N, адрес земельного участка: <адрес>; вид разрешенного использования земельного участка: обслуживание временного сооружения - автостоянки. Арендная плата по договору рассчитывается на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 06.11.2007 г. N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Постановлением П. У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения в постановление Правительства УР N 275. В частности, в пункте 51203 приложения N 1 цифры 3 730 716,15 руб. были заменены цифрами 10 088 758,87 руб. Пунктом 4 постановления Правительства УР N 211 установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. Увеличение кадастровой стоимости предоставленного в аренду земельного участка в соответствии с постановлением Правительства УР N 211, а также придание указанному акту обратной силы привело к увеличению размера арендной платы по договору за период с 2009 г. по 2013 г. При этом Правительством УР была нарушена процедура государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли. Считает постановление Правительства УР N 211 в части изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050958:0026 незаконным и нарушающим права потребительского кооператива "<данные изъяты>.
В судебном заседании представитель заявителя Б. заявление поддержал в полном объеме, по основаниям в нем изложенным. Также пояснил, что в настоящее время договор аренды прекращен, кооперативом получено уведомление об отказе в продлении срока аренды, кооператив имеет долг по арендной плате.
Представитель Правительства Удмуртской Республики К. с заявленными требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявление, указав следующее. Кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в аренде у заявителя была утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были внесены в Правительство Удмуртской Республики Управлением Росреестра по Удмуртской Республике в виде проекта указанного постановления, подготовленного в соответствии с отчетом определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2007, составленного Пермским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля". Сопроводительным письмом от 26.07.2010 N 01-1012/712 Пермский филиал ФГУП ФКЦ "Земля" предоставил исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2007 с учетом изменений на 12.07.2010. На основании исправленного отчета Управлением Росреестра по УР был подготовлен проект постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211. Постановления Правительства УР N 275 от 24.11.2008, N 211 от 21.05.2012 представлялись в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Порядок информационного взаимодействия не предполагает направление протоколов, решений либо иной информации о воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки в акте Правительства УР об утверждении результатов кадастровой ошибки иным заинтересованным лицам.
Представитель Управления Росреестра по Удмуртской Республике Г. против удовлетворения требований возражала, поддерживая позицию Правительства Удмуртской Республики, представила пояснения на заявление. В данных пояснениях представитель У.Р. по Удмуртской Р. указывает, что постановление N 275, так и постановление N 211 представлялись в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Принятие оспариваемых актов Правительством УР осуществлено в рамках его полномочий и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Требования заявителя не соответствуют способу защиты нарушенных прав.
Представитель Администрации г. Ижевска в судебное заседание не явился, поскольку заинтересованное лицо было надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Прокурор Демидов Д.С. в заключении пояснил, что требования заявителя подлежат удовлетворению, в связи с нарушением процедуры принятия оспариваемого постановления.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложению 1. Под пунктом 51203 значится земельный участок с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которого составляет 10088758.87 рублей.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 22.12.2008 N RU18000200800410, было опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24.12.2008 N 22.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 г. N 211 (далее - постановление Правительства УР N 211) были внесены изменения в постановление Правительства УР N 275. В частности, в пункте 51203 приложения N 1 цифры 3 730 716,15 руб. были заменены цифрами 10 088 758,87 руб.
Пунктом 4 постановления Правительства УР N 211 установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Постановление Правительства УР от 21.05.2012 N 211 зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 05.06.2012 N RU18000201200313, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 31.07.2012 N 41.
Потребительский кооператив "<данные изъяты>" являлся арендатором земельного участка площадью 5543 кв.м., кадастровый (условный номер) 18:26:050958:0026, находящегося по адресу: <адрес>; вид разрешенного использования земельного участка: обслуживание временного сооружения - автостоянки.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято полномочным органом.
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля", по результатам которых был составлен отчет.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24.11.2008 N 275.
Из преамбулы постановления Правительства УР от 21.05.2012 N 211 следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Согласно п. 3 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Как установлено судом по материалам дела и объяснениями участников процесса, основанием для принятия Правительством УР оспариваемого постановления послужил представленный в 2010 году в Управление Росреестра по УР новый исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов УР по состоянию на 01.01.2007, что подтверждается пояснительной запиской к проекту постановления.
Протоколы выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принимались, что подтверждается письмом Управления Росреестра по УР N 12-22927 от 16.12.2013. Ссылка представителя Правительства УР на пояснительную записку Управления Росреестра по УР к проекту постановления Правительства УР как на доказательства наличия кадастровой ошибки в сведениях, судом отклоняется. Данная пояснительная записка не соответствует требованиям ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, поскольку в ней отсутствует дата выявления кадастровой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Правительством Удмуртской Республики не представлено доказательств того, что в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050958:0026 утвержденной постановлением Правительства УР от 24.11.2008 N 275 была допущена ошибка и имелась необходимость ее исправления.
Довод представителя Правительства УР о том, что кадастровая ошибка была исправлена путем информационного взаимодействия, и потому не требовалось принятия решения об исправлении кадастровой ошибки, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона.
Кадастровая ошибка в сведениях ГКН (государственный кадастр недвижимости) подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона.
Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете. Так, орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в ГКН результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
Суд считает, что оспариваемое постановление Правительства УР от 21.05.2012 N 211 нарушает права заявителя, поскольку в результате изменений кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, расходы на его содержание увеличились. Кроме того, каждый вправе рассчитывать на то, чтобы отношения, участником которых он является, были урегулированы в полном соответствии с требованиями закона.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" не соответствует ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в связи с чем является недействующим в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр "3 730 716,15" на цифры "10 088 758,87" в пункте 51203 раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 г. N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. ".
Суд также находит обоснованными требования заявителя о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта частично недействующим с момента его принятия.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 253 ГПК РФ и пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 от 10 июня 2010 года), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21.05.2012 года к таковым не относится.
Поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, признание данного нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителя, так как приведет к уплате арендных платежей в размерах, не соответствующих закону.
С учетом изложенного, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление потребительского кооператива "<данные изъяты> удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21.05.2012 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр "3 730 716,15" на цифры "10 088 758,87" в пункте 51203 раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 г. N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г."
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2014 года.
Председательствующий судья
СОЛОВЬЕВ В.А.
Копия верна:
Судья
СОЛОВЬЕВ В.А.
СОЛОВЬЕВ В.А.
Копия верна:
Судья
СОЛОВЬЕВ В.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)