Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "СКАРА" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 октября 2009 года N А44-2633/2008 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Скара" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными отказа администрации Новгородского муниципального района (далее - администрация) в предоставлении в собственность земельного участка и неисполнения ответчиком обязанности по направлению в адрес общества проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Скара" (далее - третье лицо, ЗАО "Скара").
Решением арбитражного суда от 23 октября 2009 года требования заявителя удовлетворены.
ЗАО "Скара" с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, как нарушающий его права и законные интересы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 20.08.2008 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 37 956 кв. м с кадастровым номером 53:11:0300105:442, расположенного в районе п. Волховец Новгородского района. Данное заявление мотивировано тем, что на указанном земельном участке находятся принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, а именно: здания контрольно-пропускного пункта, производственного и административно-бытового корпуса, хозяйственно-бытового корпуса с котельной и трансформаторной подстанцией (листы дела 8 - 10, 13 - 15).
Письмом от 25.08.2008 N 2941 (листы дела 29) администрация отказала обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что данный участок территориально входит в состав земельного участка с кадастровым номером 53:11:0300105:442, который находится в долгосрочной аренде у ЗАО "Скара" (договор аренды от 06.05.2006 N 41, срок аренды до 02.05.2055).
Заявитель оспорил данный отказ в судебном порядке.
Апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
На основании статьи 29 и пункта 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение месяца со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, на территории Новгородского муниципального района органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, является администрация.
Постановлением от 11.06.2008 N 836 "О проекте раздела земельного участка", законность которого подтверждена в судебном порядке, ответчиком утвержден проект раздела земельного участка с кадастровым номером 53:11:0300105:0370 площадью 38 720 кв. м, находящегося на землях промышленности и иного специального назначения, расположенного в районе п. Волховец, на два земельных участка площадью 37 956 кв. м и 314 кв. м.
В результате такого раздела испрашиваемый земельный участок имеет границы, сформирован и поставлен на учет с кадастровым номером 53:11:0300105:442 (листы дела 22 - 27).
Действительно, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 53:11:0300105:0370 закреплен на праве аренды за третьим лицом, однако данное обстоятельство в силу норм земельного и гражданского законодательства Российской Федерации не является основанием для отказа в выкупе земельного участка собственнику объектов недвижимого имущества, на котором данные объекты расположены.
Статья 36 ЗК РФ не содержит такого основания отказа в приобретении земельного участка. Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 8 статьи 22 ЗК РФ случай, предусмотренный пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, является исключительным, при котором арендатор земельного участка не имеет преимущественного права покупки земельного участка.
Довод подателя жалобы о том, что обжалуемым решением суда нарушаются его права и законные интересы, объективно не подтвержден. Каких-либо доказательств в его обоснование ЗАО "Скара" не представило.
При этом статьей 617 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ собственник объекта недвижимости вправе по своему выбору приобрести в аренду или собственность земельный участок, на котором находится объект. Отказ в предоставлении земельных участков в собственность возможен только в случаях, предусмотренных законодательством (статья 28, 36 ЗК РФ). Пункт 4 статьи 28 ЗК РФ к таким случаям относит изъятие земельного участка из оборота; запрет, установленный федеральным законом на приватизацию земельного участка; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Доказательств наличия таких оснований для отказа в выкупе земельного участка администрация не представила. На такие основания, а также на иные обстоятельства, препятствующие предоставлению заявителю испрашиваемого участка, при рассмотрении дела в суде ответчик не ссылался.
Следовательно, требования общества заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "Скара" не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 октября 2009 года по делу N А44-2633/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Скара" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.ТАРАСОВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2010 ПО ДЕЛУ N А44-2633/2008
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2010 г. по делу N А44-2633/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "СКАРА" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 октября 2009 года N А44-2633/2008 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Скара" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными отказа администрации Новгородского муниципального района (далее - администрация) в предоставлении в собственность земельного участка и неисполнения ответчиком обязанности по направлению в адрес общества проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Скара" (далее - третье лицо, ЗАО "Скара").
Решением арбитражного суда от 23 октября 2009 года требования заявителя удовлетворены.
ЗАО "Скара" с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, как нарушающий его права и законные интересы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 20.08.2008 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 37 956 кв. м с кадастровым номером 53:11:0300105:442, расположенного в районе п. Волховец Новгородского района. Данное заявление мотивировано тем, что на указанном земельном участке находятся принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, а именно: здания контрольно-пропускного пункта, производственного и административно-бытового корпуса, хозяйственно-бытового корпуса с котельной и трансформаторной подстанцией (листы дела 8 - 10, 13 - 15).
Письмом от 25.08.2008 N 2941 (листы дела 29) администрация отказала обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что данный участок территориально входит в состав земельного участка с кадастровым номером 53:11:0300105:442, который находится в долгосрочной аренде у ЗАО "Скара" (договор аренды от 06.05.2006 N 41, срок аренды до 02.05.2055).
Заявитель оспорил данный отказ в судебном порядке.
Апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
На основании статьи 29 и пункта 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение месяца со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, на территории Новгородского муниципального района органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, является администрация.
Постановлением от 11.06.2008 N 836 "О проекте раздела земельного участка", законность которого подтверждена в судебном порядке, ответчиком утвержден проект раздела земельного участка с кадастровым номером 53:11:0300105:0370 площадью 38 720 кв. м, находящегося на землях промышленности и иного специального назначения, расположенного в районе п. Волховец, на два земельных участка площадью 37 956 кв. м и 314 кв. м.
В результате такого раздела испрашиваемый земельный участок имеет границы, сформирован и поставлен на учет с кадастровым номером 53:11:0300105:442 (листы дела 22 - 27).
Действительно, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 53:11:0300105:0370 закреплен на праве аренды за третьим лицом, однако данное обстоятельство в силу норм земельного и гражданского законодательства Российской Федерации не является основанием для отказа в выкупе земельного участка собственнику объектов недвижимого имущества, на котором данные объекты расположены.
Статья 36 ЗК РФ не содержит такого основания отказа в приобретении земельного участка. Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 8 статьи 22 ЗК РФ случай, предусмотренный пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, является исключительным, при котором арендатор земельного участка не имеет преимущественного права покупки земельного участка.
Довод подателя жалобы о том, что обжалуемым решением суда нарушаются его права и законные интересы, объективно не подтвержден. Каких-либо доказательств в его обоснование ЗАО "Скара" не представило.
При этом статьей 617 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ собственник объекта недвижимости вправе по своему выбору приобрести в аренду или собственность земельный участок, на котором находится объект. Отказ в предоставлении земельных участков в собственность возможен только в случаях, предусмотренных законодательством (статья 28, 36 ЗК РФ). Пункт 4 статьи 28 ЗК РФ к таким случаям относит изъятие земельного участка из оборота; запрет, установленный федеральным законом на приватизацию земельного участка; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Доказательств наличия таких оснований для отказа в выкупе земельного участка администрация не представила. На такие основания, а также на иные обстоятельства, препятствующие предоставлению заявителю испрашиваемого участка, при рассмотрении дела в суде ответчик не ссылался.
Следовательно, требования общества заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "Скара" не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 октября 2009 года по делу N А44-2633/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Скара" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.ТАРАСОВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)