Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Самошиной Натальи Викторовны: Красанов В.В. по доверенности от 07.05.15;
- от администрации Рузского муниципального района Московской области: Сидорова М.П. по доверенности от 29.08.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Рузского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года по делу N А41-71780/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению индивидуального предпринимателя Самошиной Натальи Викторовны к администрации Рузского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании отказа незаконным,
установил:
индивидуальный предприниматель (ИП) Самошина Наталья Викторовна обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Рузского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа администрации Рузского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651 в аренду сроком на 10 лет; об обязании администрации Рузского муниципального района Московской области опубликовать информацию о предоставлении испрашиваемого земельного участка в официальном органе печати в сети интернет на официальном сайте администрации Рузского муниципального района Московской области; об обязании администрации Рузского муниципального района Московской области после истечения срока публикации информации о предоставлении испрашиваемого земельного участка в официальном органе печати и в сети интернет на официальном сайте администрации Рузского муниципального района Московской области издать постановление о предоставлении Самошиной Наталье Викторовне в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4б51, подготовить проект договора аренды и заключить с Самошиной Натальей Викторовной договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651 (л.д. 2-3).
Заявление подано в порядке статей 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области (л.д. 77).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ИП Самошина Н.В. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования, просила:
- - признать незаконным отказ администрации Рузского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651 в аренду сроком на 10 лет;
- - обязать администрацию Рузского муниципального района Московской области издать постановление о предоставлении Самошиной Наталье Викторовне в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651, подготовить проект договора аренды и заключить с Самошиной Натальей Викторовной договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651, с учетом соблюдения администрацией Рузского муниципального района требований о публикации и информации о предоставлении земельного участка (л.д. 35-36).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года заявленные требования были удовлетворены частично, был признан незаконным отказ администрации Рузского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651 в аренду сроком на 10 лет. Администрация Рузского муниципального района Московской области была обязана издать постановление о предоставлении Самошиной Наталье Викторовне в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651, подготовить проект договора аренды и заключить с Самошиной Натальей Викторовной договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651. В удовлетворении остальной части заявления было отказано (л.д. 104-105).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Рузского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка (л.д. 110-114).
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации Рузского муниципального района Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ИП Самошиной Н.В. возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Правительства Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 09.12.13 ИП Самошина Н.В. обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 393 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, г/п Руза, г. Руза, ул. Федеративная, для строительства капитального объекта розничной торговли (л.д. 68).
10.12.13 администрацией Рузского муниципального района Московской области был подготовлен и согласован Акт выбора земельного участка N 52 от 10.12.13 (л.д. 69-70).
Постановлением администрации Рузского муниципального района Московской области N 166 от 23.01.14 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории и определен вид разрешенного использования: для размещения объекта общественного питания (летнее кафе) без права строительства (л.д. 18).
03.02.14 данный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:19:0010201:4651 (л.д. 17).
19.02.14 ИП Самошина Н.В. обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651.
Указанное обращение было оставлено без ответа.
09.09.14 ИП Самошина Н.В. повторно обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду (л.д. 19).
Письмом N 4947 от 23.09.14 администрация Рузского муниципального района Московской области отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, ссылаясь на расположение на участке подземных коммуникаций и красных линий (л.д. 20).
Отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал, что поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка были совершены все действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, завершающим этапом должно являться предоставление этого участка в аренду.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ИП Самошина Н.В. указала, что администрация Рузского муниципального района Московской области неправомерно отказала ей в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651 под размещение объекта розничной торговли.
На момент обращения ИП Самошиной Н.В. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду (09.12.13) порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 23.07.13.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации также закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду, а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается лишь при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ).
Как указывалось выше, 09.12.13 ИП Самошина Н.В. обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 393 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, г/п Руза, г. Руза, ул. Федеративная, для строительства капитального объекта розничной торговли (л.д. 68).
10.12.13 администрацией Рузского муниципального района Московской области был подготовлен и согласован Акт выбора земельного участка N 52 от 10.12.13 (л.д. 69-70).
Постановлением администрации Рузского муниципального района Московской области N 166 от 23.01.14 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории и определен вид разрешенного использования: для размещения объекта общественного питания (летнее кафе) без права строительства (л.д. 18).
03.02.14 данный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:19:0010201:4651 (л.д. 17).
В нарушение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации администрация Рузского муниципального района Московской области опубликовала объявление о предоставлении земельного участка площадью 393 кв. м в аренду только 29.05.14 в газете "Красное знамя" N 21 (111110), то есть после формирования и постановки спорного земельного участка на кадастровый учет.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о соблюдении администрацией Рузского муниципального района Московской области порядка предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, установленного в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанное согласуется с судебной практикой.
При таких обстоятельствах оснований для обязания уполномоченного органа принять решение и предоставить в аренду ИП Самошиной Н.В. спорный земельный участок не имеется, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года по делу N А41-71780/14 отменить.
В удовлетворении заявления ИП Самошиной Натальи Викторовны отказать.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2015 N 10АП-3301/2015 ПО ДЕЛУ N А41-71780/14
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. по делу N А41-71780/14
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Самошиной Натальи Викторовны: Красанов В.В. по доверенности от 07.05.15;
- от администрации Рузского муниципального района Московской области: Сидорова М.П. по доверенности от 29.08.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Рузского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года по делу N А41-71780/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению индивидуального предпринимателя Самошиной Натальи Викторовны к администрации Рузского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании отказа незаконным,
установил:
индивидуальный предприниматель (ИП) Самошина Наталья Викторовна обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Рузского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа администрации Рузского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651 в аренду сроком на 10 лет; об обязании администрации Рузского муниципального района Московской области опубликовать информацию о предоставлении испрашиваемого земельного участка в официальном органе печати в сети интернет на официальном сайте администрации Рузского муниципального района Московской области; об обязании администрации Рузского муниципального района Московской области после истечения срока публикации информации о предоставлении испрашиваемого земельного участка в официальном органе печати и в сети интернет на официальном сайте администрации Рузского муниципального района Московской области издать постановление о предоставлении Самошиной Наталье Викторовне в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4б51, подготовить проект договора аренды и заключить с Самошиной Натальей Викторовной договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651 (л.д. 2-3).
Заявление подано в порядке статей 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области (л.д. 77).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ИП Самошина Н.В. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования, просила:
- - признать незаконным отказ администрации Рузского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651 в аренду сроком на 10 лет;
- - обязать администрацию Рузского муниципального района Московской области издать постановление о предоставлении Самошиной Наталье Викторовне в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651, подготовить проект договора аренды и заключить с Самошиной Натальей Викторовной договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651, с учетом соблюдения администрацией Рузского муниципального района требований о публикации и информации о предоставлении земельного участка (л.д. 35-36).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года заявленные требования были удовлетворены частично, был признан незаконным отказ администрации Рузского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651 в аренду сроком на 10 лет. Администрация Рузского муниципального района Московской области была обязана издать постановление о предоставлении Самошиной Наталье Викторовне в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651, подготовить проект договора аренды и заключить с Самошиной Натальей Викторовной договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651. В удовлетворении остальной части заявления было отказано (л.д. 104-105).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Рузского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка (л.д. 110-114).
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации Рузского муниципального района Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ИП Самошиной Н.В. возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Правительства Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 09.12.13 ИП Самошина Н.В. обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 393 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, г/п Руза, г. Руза, ул. Федеративная, для строительства капитального объекта розничной торговли (л.д. 68).
10.12.13 администрацией Рузского муниципального района Московской области был подготовлен и согласован Акт выбора земельного участка N 52 от 10.12.13 (л.д. 69-70).
Постановлением администрации Рузского муниципального района Московской области N 166 от 23.01.14 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории и определен вид разрешенного использования: для размещения объекта общественного питания (летнее кафе) без права строительства (л.д. 18).
03.02.14 данный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:19:0010201:4651 (л.д. 17).
19.02.14 ИП Самошина Н.В. обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651.
Указанное обращение было оставлено без ответа.
09.09.14 ИП Самошина Н.В. повторно обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду (л.д. 19).
Письмом N 4947 от 23.09.14 администрация Рузского муниципального района Московской области отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, ссылаясь на расположение на участке подземных коммуникаций и красных линий (л.д. 20).
Отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал, что поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка были совершены все действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, завершающим этапом должно являться предоставление этого участка в аренду.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ИП Самошина Н.В. указала, что администрация Рузского муниципального района Московской области неправомерно отказала ей в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:4651 под размещение объекта розничной торговли.
На момент обращения ИП Самошиной Н.В. с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду (09.12.13) порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 23.07.13.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации также закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду, а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается лишь при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ).
Как указывалось выше, 09.12.13 ИП Самошина Н.В. обратилась в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 393 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, г/п Руза, г. Руза, ул. Федеративная, для строительства капитального объекта розничной торговли (л.д. 68).
10.12.13 администрацией Рузского муниципального района Московской области был подготовлен и согласован Акт выбора земельного участка N 52 от 10.12.13 (л.д. 69-70).
Постановлением администрации Рузского муниципального района Московской области N 166 от 23.01.14 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории и определен вид разрешенного использования: для размещения объекта общественного питания (летнее кафе) без права строительства (л.д. 18).
03.02.14 данный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:19:0010201:4651 (л.д. 17).
В нарушение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации администрация Рузского муниципального района Московской области опубликовала объявление о предоставлении земельного участка площадью 393 кв. м в аренду только 29.05.14 в газете "Красное знамя" N 21 (111110), то есть после формирования и постановки спорного земельного участка на кадастровый учет.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о соблюдении администрацией Рузского муниципального района Московской области порядка предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, установленного в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанное согласуется с судебной практикой.
При таких обстоятельствах оснований для обязания уполномоченного органа принять решение и предоставить в аренду ИП Самошиной Н.В. спорный земельный участок не имеется, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2015 года по делу N А41-71780/14 отменить.
В удовлетворении заявления ИП Самошиной Натальи Викторовны отказать.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)