Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2015 N 15АП-20663/2014 ПО ДЕЛУ N А32-31758/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2015 г. N 15АП-20663/2014

Дело N А32-31758/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимченко О.Х.
судей М.В. Ильиной, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стефанцевой А.В.
при участии:
от истца Ерошкин Е.В., доверенность от 15.06.2013
- от ответчиков: явка представителей не обеспечена, извещены надлежаще;
- от третьих лиц: явка представителей не обеспечена, извещены надлежаще;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Белые ночи",
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.10.2014 по делу N А32-31758/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Белые ночи"
к ответчикам:
- Государственному казенному учреждению Краснодарского края "Комитет по лесу";
- Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю,
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федеральное агентство лесного хозяйства. о признании недействительным договора аренды N 330/14-08 от 26.12.2008 г.,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Пансионат "Белые ночи" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Государственному казенному учреждению Краснодарского края "Комитет по лесу"; Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю с требованиями:
- признать недействительным договор аренды лесного участка N 330/14-08 от 26 декабря 2008 года площадью 2,90 га с местоположением: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54А, часть выдела 24, заключенный между ООО Пансионат "Белые ночи" и ГУ КК "Комитет по лесу",
-применить последствия недействительности ничтожной сделки - взыскать с Управления Федерального Казначейства по Краснодарскому краю в пользу ООО Пансионат "Белые ночи", переданную по ничтожному договору аренды лесного участка N 330/14-08 от 26 декабря 2008 года арендную плату за июнь 2013 года в сумме 38193,43 руб.
Требования основаны на том, что спорный участок на момент передачи в аренду относился не к лесному фонду, а к землям населенных пунктов, соответственно, у ГУ КК "Комитет по лесу" отсутствовали полномочия на его передачу в аренду.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10 октября 2014 г. ООО "Пансионат "Белые ночи" отказано в иске.
Не согласившись с решением суда, ООО "Пансионат "Белые ночи" обратилось с апелляционной жалобой, указав, что договор аренды земельного участка заключен неуполномоченным арендодателем, спорный участок не относится к землям лесного фонда, так как согласно кадастровой выписке земельный участок кадастровый номер 23:40:0507004:8 отнесен к категории населенных пунктов.
Суд первой инстанции не исследовал вопрос об основаниях отнесении земельного участка КН 23:40:0507004:8 к землям населенного пункта.
Необоснованно не принят довод истца о правомерности отнесения спорного участка к землям населенных пунктов при постановке его на кадастровый учет 13.05.2005, что подтверждается отказом в исправлении кадастровой ошибки. По мнению суда изъятие участка для строительства пансионата не меняет категорию, однако, в деле отсутствуют доказательства отнесения земельного участка до 2005 г. к землям лесного фонда. Тот факт, что земельный участок покрыт лесом не является безусловным основанием для отнесения его именно к категории лесного фонда.
Суд не учел, что согласно ст. 81 ЗК РСФСР 1970 года на землях населенных пунктов могут располагаться городские леса, а в силу ст. 29 Лесного кодекса РСФСР 1978 г. городские леса могут состоять из лесов первой группы.
Из представленных в дело документов видно, что в период действия Земельного Кодекса РСФСР 1970 года в установленном данным кодексом порядке были вынесены ненормативные акты органов власти о предоставлении земельного участка для строительства пансионата с изменением основного целевого назначения этих земель, что согласно действующему в тот период времени законодательству означало изменение категории земель.
Основанием для постановки участка с кадастровым номером 23:40:0507004:8 в 2005 г. явилась инвентаризационная опись земель б/н. Инвентаризационные описи составлял ГУП КК "Геленджикский земельный центр".
Как видно из перечня учтенных земельных участков кадастрового квартала 23:40:0507004 к землям населенных пунктов отнесены все пять участков в границах квартала. Спорный участок предоставлен для строительства пансиона в 1990 г., не использовался для целей ведения лесного хозяйства, договор аренды лесного участка на дату поставки на кадастровый учет не был заключен, следовательно, присвоение категории осуществлено уполномоченным органом, отсюда у суда отсутствовали основания для вывода о кадастровой ошибке в отношении категории участка.
Вывод суда об отсутствии права муниципального образования г-к Геленджик на заключение договора аренды в отношении спорного участка противоречит Федеральному закону от 03.12.2008 г. N 244-ФЗ.
Судом неверно применен срок исковой давности к требованию о возврате арендной платы, так как, иск подан 20.09.2013 после перечисления арендной платы за июнь 2013 в сумме 38193 руб. 43 коп. Заявитель жалобы просит решение отменить,
Отзыв на апелляционную жалобу представило Министерство природных ресурсов Краснодарского края, указав: право собственности на участок лесного фонда площадью 2883536,68 кв. м. Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 1А-176А,1Б-54Б зарегистрировано за Российской Федерацией. Изъятие лесного участка для строительства базы на его территории, категорию участка не изменило. Доказательств перевода земельного участка с одной категории в другую не представлено. Суд первой инстанции правомерно указал на истечение срока исковой давности, поскольку иск заявлен 20.09.2013 г., а договор заключен 26.12.2008 г., что является основанием для отказа в иске.
ГУ КК "Комитет по лесу" в отзыве на жалобу указало, что по условиям договора ООО "Пансионат Белые ночи" принял в аренду лесной участок площадью 2,90 га, по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54А, часть выдела 24,номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00261 для использования в рекреационных целях сроком на 10 лет., договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Земли лесного фонда не были переведены в иную категорию согласно требованиям законодательства. Данный участок входит в состав земель лесного фонда, что подтверждается материалами лесоустройства. Комитет просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 11 февраля 2014 г.в качестве третьих лиц привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Отзывы на жалобу от третьих лиц не поступили.
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю, третьи лица участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку представителей не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал, заявил ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, мотивировав свое ходатайство тем, что оплаченные обществом денежные средства за пользование земельным участком поступили в федеральный бюджет, следовательно, Российская Федерация должна быть представлена в данном деле главным распорядителем бюджетных средств. В данном случае таковым является Федеральное агентство лесного хозяйства. Общество ходатайствовало о привлечении его в качестве ответчика, что судом не выполнено. Согласно пункта 10 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств должен выступать в суде от имени публично-правового образование. Решение, вынесенное при нарушении судом порядка, установленного данным пунктом, подлежит отмене, суд апелляционной инстанции обязан привлечь к участию в деле надлежащего ответчика.
.Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 1989 году Совет Министров РСФСР, Государственный комитет по делам строительства согласовали выделение земельного участка Ленинградскому управлению "Спецтранс" для строительства пансионата на 500 мест в г. Геленджике (курорт Дивноморское) Краснодарского края. (том 2, лист дела 13)
Распоряжением Краснодарского крайисполкома N 176-р от 20.02.1989 г. под указанное строительство определен земельный участок площадью 5,0га из земель Геленджикского опытно-показательного мехлесхоза Минлесхоза РСФСР лес 1 группы, расположенный в квартале 54.
Решением Исполнительного комитета Геленджикского городского совета народных депутатов Краснодарского края от 01.01.1990 г. N 1143 с учетом решения от 01.07.1991 г. N 966 из земель Геленджикского опытно-показательного мехлесхоза был изъят земельный участок площадью 6,5 га. и предоставлен Ленинградскому объединению "Спецтранс" Ленинградского горисполкома для строительства пансионата на 500 мест на курорте Дивноморск г. Геленджика. Согласно пункту 3.6 надлежало оформить государственный акт на право пользования земельным участком.
В 1991 г. пансионату "Белые ночи" Ленинградского управления "Спецтранс" в пос. Дивноморском оформлен госакт (КК-2 N 408000005) на право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 6,48 га, границы участка определены в схеме для целей строительства пансиона. (том 2,лист дела 25-28).
26 декабря 2008 года между ООО Пансионат "Белые ночи" и ГУ КК "Комитет по лесу" заключен договор аренды лесного участка N 330/14-08 площадью 2,90 га с местоположением: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54А, часть выдела 24 на срок 10 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
По условиям договора ООО "Пансионат "Белые ночи" принял в аренду лесной участок площадью 2,90 га. с местоположением: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 54А, часть выдела 24, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00261 для использования в рекреационных целях сроком на 10 лет.
Договор аренды прошел государственную регистрацию в управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
Согласно представленной в дело кадастровой выписке от 19.07.2013 в государственный кадастр недвижимости 13.08.2005 внесены сведения о земельном участке кадастровый номер 23:40:0507004:8 площадью 20900 кв. м, вид разрешенного использования: "под пансионат "Белые Ночи", категория земель: земли населенных пунктов, адрес: г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Студенческая, 1, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
ООО "Пансионат "Белые ночи" полагая, что данный участок относится к землям населенных пунктов, сославшись на кадастровую выписку, Федеральный закон от 03.12.2008 г. N 244-ФЗ и отсутствие, в связи с этим, у ГКУ КК "Комитета по лесу" полномочий на предоставление участка в аренду, обратился с иском о признании договора аренды лесного участка N 330/14-08 от 26 декабря 2008 года недействительным, применении последствий его недействительности.
Как видно из оспариваемого договора аренды лесного участка, его предметом выступил лесной участок, расположенный в Геленджикском лесничестве, Кабардинском участковом лесничестве, квартал 54А, часть выдела 24.
Указанный участок занятый лесом под строительство пансионата был предоставлен в период действия Земельного кодекса РСФСР 1991 года (принятого 25.04.1991 г.) и Лесного кодекса РСФСР 1978 года.
В соответствии со статьей 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года землями лесного фонда считались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Аналогичное определение земель государственного лесного фонда содержалось в статье 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года.
На основании статьи 3 Лесного кодекса РСФСР 1978 года леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. Статьей 37 Лесного кодекса РСФСР 1978 года был установлен порядок перевода лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, который требовал принятия специального акта уполномоченным органом. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о переводе лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, устанавливается Советом Министров РСФСР.
Доказательств, подтверждающих, что уполномоченным органом было принято решение о переводе спорного участка в другую категорию, в деле не имеется.
Согласно плана лесонасаждений Геленджикского лесничества, свидетельства о государственной регистрации права от 19.07.2011 г. серии 23 АИ N 916117 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда (кварталы 1А-176А, 1Б-54Б) общей площадью 288356,68 кв. м, запись в ЕГРП 23-23-12/1 17/2009-345 от 17.11.2009 г., расположенные по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, в число которых входит участок лесного фонда, предоставленный в аренду ООО "Пансионат "Белые ночи". Основаниями государственной регистрации явились Распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 1154-р от 14.10.2009 г., распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 1253-р от 05.11.2009 г., ст. 8 Лесного кодекса РФ, ст. 17 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, в настоящий момент в отношении спорного земельного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Заявитель жалобы ссылается на кадастровую выписку, из которой следует, что земельный участок, находящийся в аренде у общества с кадастровым номером 23:40:0507004:8 относится к к категории населенных пунктов.
В силу статей 3 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно нормам Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (статья 3) и Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс 2006 года) земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральному уровню собственности. В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии статьей 81 Лесного кодекса 2006 года государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Анализ приведенных норм материального права позволяет сделать вывод, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона.
Как следует из материалов дела, спорный участок при предоставлении обществу под строительство пансионата находился в федеральной собственности, не был исключен из состава лесного фонда.
Отнесение спорного участка земельного участка к землям населенных пунктов муниципального образования не влечет за собой автоматического изменения статуса земель лесного фонда.
Обязательность процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса Российской Федерации.
Доказательств, соблюдения процедуры перевода земельного участка лесного фонда в земли населенных пунктов в дело не представлено.
Заявитель жалобы также считает, что право собственности на спорный земельный участок возникло у муниципального образования с принятием Закона N 244-ФЗ.
Порядок передачи земельных участков предусмотрен частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, согласно которой, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 статьи 1 настоящего Закона в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления
Между тем, участки лесного фонда не входят в перечень участков, подлежащих передаче в муниципальную собственность в силу указанного закона.
Судом апелляционной инстанции отклонен довод жалобы о заключении договора неуполномоченным органом.
Положениями статей 81 - 84 Лесного кодекса РФ, полномочия по распоряжению распоряжение лесными участками государственной собственности предоставлены органам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 4 п. 3 Распоряжения главы администрации Краснодарского края от 16.10.2007 N 897-р "О создании государственного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" к основным функциям указанного учреждения отнесено заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и договоров аренды лесных участков.
Таким образом, государственное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" является уполномоченным лицом на заключение договоров аренды лесных участков, к которым отнесен спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что посредством иска о признании сделки недействительной (ничтожной) по приведенным основаниям, фактически оспаривает право собственности на спорный участок Российской Федерации. Суд первой инстанции верно отметил, что при наличии права собственности Российской Федерации на спорный участок, отсутствия доказательств права собственности на указанный участок муниципального образования г. Геленджик, истцом избран ненадлежащий способ защиты. Кроме того, истец не обосновал, какое нарушенное свое право он защищает заявленным иском.
Поскольку оснований для признания заключенной сделки- договора аренды от лесного участка N 330/14-08 от 26.12.2008 г. по приведенным заявителем жалобы основаниям не имеется, то не могут быть применены и последствия недействительности сделки (ст. 167 ГК РФ). При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции с целью привлечения в качестве ответчика главного распорядителя бюджетных средств - Федеральное агентство лесного хозяйства.
Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе о неверном применении срока исковой давности отклонены судом апелляционной инстанции. Вывод суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности о признании названной сделки как ничтожной соответствует положениям ст. ст. 181, 195 - 200 ГК РФ.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на истца в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
При подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в федеральный бюджет оплачена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

отклонить ходатайство ООО"Пансионат "Белые ночи" о переходе к рассмотрению дела N А32-31758/2013 по правилам, установленным для суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2014 по делу N А32-31758/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО

Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)