Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шуйской С.И.,
судей Сириной В.В.,
Тамашакина С.Н.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (заявителя) на решение от 09.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Стафеев С.А.) и постановление от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-6775/2014 по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) к администрации Тюменского муниципального района (625049, г. Тюмень, Московский тракт, 115, ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797) об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Другие лица, участвующие в деле: Кубасов Дмитрий Иванович, Шмидт Дмитрий Федорович, Шмидт Татьяна Юрьевна, Шмидт Федор Дмитриевич, департамент лесного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, 34/1, ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082).
В заседании принял участие представитель департамента лесного комплекса Тюменской области (третьего лица) - Серкбаев А.Е. по доверенности от 25.12.2014 N 226.
Суд
установил:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 22.02.2013 N 607 "О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность за плату Шмидту Дмитрию Федоровичу (1/4 доли), Шмидт Татьяне Юрьевне (1/4 доли), Шмидту Федору Дмитриевичу (1/4 доли), Кубасову Дмитрию Ивановичу (1/4 доли) под жилой дом по адресу: Тюменская область, Тюменский районо, Каменское муниципальное образование, с. Каменка, ул. Каменская, д. 35".
Требования со ссылкой на статьи 8, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьи 4.1, 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), статьи 7, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статью 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре), постановление правительства Тюменской области от 09.07.2007 N 153-п "Об утверждении положения о департаменте лесного комплекса Тюменской области Тюменской области" мотивированы превышением администрацией полномочий по предоставлению земельного участка, относящегося к лесным участкам и находящегося в федеральной собственности.
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены: Шмидт Дмитрий Федорович, Шмидт Татьяна Юрьевна, Шмидт Федор Дмитриевич, Кубасов Дмитрий Иванович, департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент лесного комплекса).
Решением от 09.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления.
По мнению подателя жалобы, фат наложения подтверждается картой-схемой местоположения и границ лесного участка, расположенного по адресу: Тюменское лесничество, Каменское участковое лесничество, квартал 34, подготовленной Тюменским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" (далее - ФГУП "Рослесинфорг"), в результате совмещения координатных характерных точек границ земельного участка с цифровыми лесными картами, разработанными на основе материалов государственного картографического фонда и топографических карт.
Поэтому заявитель не согласен с выводом судов о непредставлении им достаточных доказательств, свидетельствующих об отнесении предоставленного администрацией земельного участка к федеральной собственности и лесному участку.
Неверным ТУ Росимущества считает вывод судов о том, что поскольку границы Каменского сельского поселения, утвержденные Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения", не были оспорены в установленном порядке, то участок не является федеральной собственностью.
Полагает, что администрация не вправе была распоряжаться землями лесного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представитель департамента лесного комплекса поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе ТУ Росимущества, просил отменить состоявшиеся судебные акты, признать недействительным вышеупомянутое постановление администрации.
Выслушав пояснения представителя третьего лица, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в собственности Российской Федерацией находится лесной участок площадью 98 476 га, с кадастровым номером 72:17:0000000:39, из категории земель: земли лесного фонда, с разрешенным использованием: для ведения лесного хозяйства, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский лесхоз (свидетельство о государственной регистрации права от 25.12.2012 серии 72 НМ N 337531).
Постановлением администрации от 22.02.2013 N 607 в общую долевую собственность за плату Шмидту Д.Ф. (1/4 доли), Шмидт Т.Ю. (1/4 доли), Шмидту Ф.Д. (1/4 доли), Кубасову Д.И. (1/4 доли) был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23, категории "земли населенных пунктов", площадью 1 500 м 2, под жилой дом, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, ул. Богдана Хмельницкого, д. 35.
Согласно справке о содержании правоустанавливающих документов от 23.04.2014 N 01/136/2014-346 право общей долевой собственности указанных лиц на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23 зарегистрировано 03.07.2013 в предусмотренном законом порядке.
Выявив в ходе проверки информации о возможном нарушении требований лесного законодательства факт самовольного занятия лесного участка в квартале 34, выделы 25, 26, 27 Каменского участкового лесничества, департамент лесного комплекса в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации письмом от 20.11.2012 N 08/4577-12 направил в ТУ Росимущества имеющиеся материалы по незаконному занятию лесных участков, которые находятся в федеральной собственности.
В дальнейшем департамент лесного комплекса обратился в Тюменский филиал федерального ФГУП "Рослесинфорг" с запросом от 21.05.2014 N 2104-14 о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), относительно земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, с последующей подготовкой карты-схемы местоположения и границ лесного участка квартала N 34 Каменского участкового лесничества.
В результате совмещения координатных характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленного в общую долевую собственность Шмидту Д.Ф., Шмидт Т.Ю., Шмидту Ф.Д, Кубасову Д.И., с цифровыми лесными картами, разработанными на основе материалов государственного картографического фонда и топографических карт, ФГУП "Рослесинфорг" подготовило карту-схему местоположения и границ лесного участка в выделах 6, 7, 8 (по лесоустройству 2011 года, выдел 24, 25, 26) квартала 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества.
По названной карте-схеме ТУ Росимущества определило наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленного в общую долевую собственность гражданам, на земли лесного фонда квартала 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества.
Сославшись на то, что квартал 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества входит в состав земель лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, и в соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в связи с чем администрация не вправе была распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 72:17:0809001:23, ТУ Росимущества обратилось в суд с настоящим заявлением.
При отказе в удовлетворении заявленных требований суды исходили из их необоснованности и недоказанности.
Выводы судов отвечают установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Статьей 7 Закона о государственном кадастре предусмотрено наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование.
В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона о государственном кадастре кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о государственном кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре сведений о земельном участке).
Следовательно, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения ГКН.
Поскольку государственный кадастровый учет лесного участка с кадастровым (или) условным номером 72:17:0000000:39 не осуществлялся, то вывод судов о том, что лесной участок, на который Российской Федерации выдано свидетельство о праве собственности от 25.12.2012 серии 72 НМ N 337531, является ранее учтенным лесным участком и идентифицируется в государственном реестре по условному номеру, соответствует положениям пункта 1 статьи 4.3, статьи 4.4 Закона N 201-ФЗ, статьям 7, 22, 47 Закона о государственном кадастре недвижимости, пунктам 53, 55, 187 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
При этом судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленный в общую долевую собственность Шмидту Д.Ф., Шмидт Т.Ю., Шмидту Ф.Д., Кубасову Д.И., прошел процедуру государственного кадастрового учета по результатам проведения межевых работ, зафиксированных в межевом плане и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета, в кадастровом паспорте земельного участка 13.02.2013 N 7200/201/13-32043 указаны его точная площадь (1 500 м 2), категория земель, на которых он расположен (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования (для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений) и координаты точек, определяющих границы такого участка.
Причем такая категория земель, как "земли населенных пунктов", и такой вид разрешенного использования, как "для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений", обозначены в ГКН для всей площади земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, без каких-либо особых отметок о том, что какая-то часть данного земельного участка относится к иным категориям земель, в том числе к землям лесного фонда, или отметок о том, что границы названного земельного участка накладываются на границы иных земельных или лесных участков.
К тому же результаты межевания и межевой план земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, сведения из которых внесены в раздел ГКН о соответствующем земельном участке, никем не оспорены и не признаны недействительными.
Помимо этого, Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 утверждены границы муниципальных образований Тюменской области, включая границы Каменского сельского поселения, в состав которого входит с. Каменка, и, соответственно, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23. Границы Каменского сельского поселения также не оспорены в установленном порядке.
С учетом изложенного суды посчитали, что карта-схема, составленная по результатам проведения лесоустройства, при наличии кадастрового паспорта спорного земельного участка, не является безусловным и достаточным доказательством факта наложения такого участка (кадастровый номер 72:17:0809001:23) на лесной участок с кадастровым (или условным) номером 72:17:0000000:39, поскольку только с ее использованием заявитель зафиксировал наложение земельных участков, но сама по себе карта-схема не опровергает официальные данные кадастра в части земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленного гражданам.
Поэтому признали недоказанным факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23 на землях лесного фонда.
Так как в силу статей 11, 29 ЗК РФ землями, находящимися в муниципальной собственности, распоряжается орган местного самоуправления, полномочный предоставлять эти земли гражданам и юридическим лицам, то суды правильно указали, что оспариваемое постановление от 22.02.2013 N 607 принято администрацией в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах предоставленных ей полномочий, и не нарушает прав и законных интересов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что предусмотренная частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, заявителем не доказана, ТУ Росимущества правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, о неправильном применении судами норм материального права, необоснованны и, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6775/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.03.2015 N Ф04-17355/2015 ПО ДЕЛУ N А70-6775/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N А70-6775/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шуйской С.И.,
судей Сириной В.В.,
Тамашакина С.Н.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (заявителя) на решение от 09.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Стафеев С.А.) и постановление от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-6775/2014 по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) к администрации Тюменского муниципального района (625049, г. Тюмень, Московский тракт, 115, ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797) об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Другие лица, участвующие в деле: Кубасов Дмитрий Иванович, Шмидт Дмитрий Федорович, Шмидт Татьяна Юрьевна, Шмидт Федор Дмитриевич, департамент лесного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, 34/1, ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082).
В заседании принял участие представитель департамента лесного комплекса Тюменской области (третьего лица) - Серкбаев А.Е. по доверенности от 25.12.2014 N 226.
Суд
установил:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 22.02.2013 N 607 "О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность за плату Шмидту Дмитрию Федоровичу (1/4 доли), Шмидт Татьяне Юрьевне (1/4 доли), Шмидту Федору Дмитриевичу (1/4 доли), Кубасову Дмитрию Ивановичу (1/4 доли) под жилой дом по адресу: Тюменская область, Тюменский районо, Каменское муниципальное образование, с. Каменка, ул. Каменская, д. 35".
Требования со ссылкой на статьи 8, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьи 4.1, 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), статьи 7, 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статью 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре), постановление правительства Тюменской области от 09.07.2007 N 153-п "Об утверждении положения о департаменте лесного комплекса Тюменской области Тюменской области" мотивированы превышением администрацией полномочий по предоставлению земельного участка, относящегося к лесным участкам и находящегося в федеральной собственности.
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены: Шмидт Дмитрий Федорович, Шмидт Татьяна Юрьевна, Шмидт Федор Дмитриевич, Кубасов Дмитрий Иванович, департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент лесного комплекса).
Решением от 09.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления.
По мнению подателя жалобы, фат наложения подтверждается картой-схемой местоположения и границ лесного участка, расположенного по адресу: Тюменское лесничество, Каменское участковое лесничество, квартал 34, подготовленной Тюменским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" (далее - ФГУП "Рослесинфорг"), в результате совмещения координатных характерных точек границ земельного участка с цифровыми лесными картами, разработанными на основе материалов государственного картографического фонда и топографических карт.
Поэтому заявитель не согласен с выводом судов о непредставлении им достаточных доказательств, свидетельствующих об отнесении предоставленного администрацией земельного участка к федеральной собственности и лесному участку.
Неверным ТУ Росимущества считает вывод судов о том, что поскольку границы Каменского сельского поселения, утвержденные Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения", не были оспорены в установленном порядке, то участок не является федеральной собственностью.
Полагает, что администрация не вправе была распоряжаться землями лесного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
В судебном заседании представитель департамента лесного комплекса поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе ТУ Росимущества, просил отменить состоявшиеся судебные акты, признать недействительным вышеупомянутое постановление администрации.
Выслушав пояснения представителя третьего лица, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в собственности Российской Федерацией находится лесной участок площадью 98 476 га, с кадастровым номером 72:17:0000000:39, из категории земель: земли лесного фонда, с разрешенным использованием: для ведения лесного хозяйства, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский лесхоз (свидетельство о государственной регистрации права от 25.12.2012 серии 72 НМ N 337531).
Постановлением администрации от 22.02.2013 N 607 в общую долевую собственность за плату Шмидту Д.Ф. (1/4 доли), Шмидт Т.Ю. (1/4 доли), Шмидту Ф.Д. (1/4 доли), Кубасову Д.И. (1/4 доли) был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23, категории "земли населенных пунктов", площадью 1 500 м 2, под жилой дом, по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, ул. Богдана Хмельницкого, д. 35.
Согласно справке о содержании правоустанавливающих документов от 23.04.2014 N 01/136/2014-346 право общей долевой собственности указанных лиц на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23 зарегистрировано 03.07.2013 в предусмотренном законом порядке.
Выявив в ходе проверки информации о возможном нарушении требований лесного законодательства факт самовольного занятия лесного участка в квартале 34, выделы 25, 26, 27 Каменского участкового лесничества, департамент лесного комплекса в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации письмом от 20.11.2012 N 08/4577-12 направил в ТУ Росимущества имеющиеся материалы по незаконному занятию лесных участков, которые находятся в федеральной собственности.
В дальнейшем департамент лесного комплекса обратился в Тюменский филиал федерального ФГУП "Рослесинфорг" с запросом от 21.05.2014 N 2104-14 о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), относительно земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, с последующей подготовкой карты-схемы местоположения и границ лесного участка квартала N 34 Каменского участкового лесничества.
В результате совмещения координатных характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленного в общую долевую собственность Шмидту Д.Ф., Шмидт Т.Ю., Шмидту Ф.Д, Кубасову Д.И., с цифровыми лесными картами, разработанными на основе материалов государственного картографического фонда и топографических карт, ФГУП "Рослесинфорг" подготовило карту-схему местоположения и границ лесного участка в выделах 6, 7, 8 (по лесоустройству 2011 года, выдел 24, 25, 26) квартала 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества.
По названной карте-схеме ТУ Росимущества определило наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленного в общую долевую собственность гражданам, на земли лесного фонда квартала 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества.
Сославшись на то, что квартал 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества входит в состав земель лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, и в соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в связи с чем администрация не вправе была распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 72:17:0809001:23, ТУ Росимущества обратилось в суд с настоящим заявлением.
При отказе в удовлетворении заявленных требований суды исходили из их необоснованности и недоказанности.
Выводы судов отвечают установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Статьей 7 Закона о государственном кадастре предусмотрено наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование.
В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона о государственном кадастре кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о государственном кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре сведений о земельном участке).
Следовательно, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения ГКН.
Поскольку государственный кадастровый учет лесного участка с кадастровым (или) условным номером 72:17:0000000:39 не осуществлялся, то вывод судов о том, что лесной участок, на который Российской Федерации выдано свидетельство о праве собственности от 25.12.2012 серии 72 НМ N 337531, является ранее учтенным лесным участком и идентифицируется в государственном реестре по условному номеру, соответствует положениям пункта 1 статьи 4.3, статьи 4.4 Закона N 201-ФЗ, статьям 7, 22, 47 Закона о государственном кадастре недвижимости, пунктам 53, 55, 187 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
При этом судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленный в общую долевую собственность Шмидту Д.Ф., Шмидт Т.Ю., Шмидту Ф.Д., Кубасову Д.И., прошел процедуру государственного кадастрового учета по результатам проведения межевых работ, зафиксированных в межевом плане и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета, в кадастровом паспорте земельного участка 13.02.2013 N 7200/201/13-32043 указаны его точная площадь (1 500 м 2), категория земель, на которых он расположен (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования (для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений) и координаты точек, определяющих границы такого участка.
Причем такая категория земель, как "земли населенных пунктов", и такой вид разрешенного использования, как "для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений", обозначены в ГКН для всей площади земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, без каких-либо особых отметок о том, что какая-то часть данного земельного участка относится к иным категориям земель, в том числе к землям лесного фонда, или отметок о том, что границы названного земельного участка накладываются на границы иных земельных или лесных участков.
К тому же результаты межевания и межевой план земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, сведения из которых внесены в раздел ГКН о соответствующем земельном участке, никем не оспорены и не признаны недействительными.
Помимо этого, Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 утверждены границы муниципальных образований Тюменской области, включая границы Каменского сельского поселения, в состав которого входит с. Каменка, и, соответственно, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:23. Границы Каменского сельского поселения также не оспорены в установленном порядке.
С учетом изложенного суды посчитали, что карта-схема, составленная по результатам проведения лесоустройства, при наличии кадастрового паспорта спорного земельного участка, не является безусловным и достаточным доказательством факта наложения такого участка (кадастровый номер 72:17:0809001:23) на лесной участок с кадастровым (или условным) номером 72:17:0000000:39, поскольку только с ее использованием заявитель зафиксировал наложение земельных участков, но сама по себе карта-схема не опровергает официальные данные кадастра в части земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23, предоставленного гражданам.
Поэтому признали недоказанным факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:23 на землях лесного фонда.
Так как в силу статей 11, 29 ЗК РФ землями, находящимися в муниципальной собственности, распоряжается орган местного самоуправления, полномочный предоставлять эти земли гражданам и юридическим лицам, то суды правильно указали, что оспариваемое постановление от 22.02.2013 N 607 принято администрацией в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах предоставленных ей полномочий, и не нарушает прав и законных интересов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что предусмотренная частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, заявителем не доказана, ТУ Росимущества правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, о неправильном применении судами норм материального права, необоснованны и, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.09.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6775/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ
Судьи
В.В.СИРИНА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)