Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9117/2014) департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 по делу N А46-4333/2014 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ильяшенко Нины Константиновны к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка для размещения киоска,
при участии в судебном заседании:
- от департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель Сотникова Н.В. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 3018 от 04.03.2014 сроком действия 1 год);
- от индивидуального предпринимателя Ильяшенко Нины Константиновны - лично Ильяшенко Н.К. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации), представитель Горбунова Л.П. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности от 25.11.2013 сроком действия 1 год),
установил:
Индивидуальный предприниматель Ильяшенко Нина Константиновна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Ильяшенко Н.К.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Администрации города Омска, в котором просит:
- -признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 61 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, изложенный в письме исх. N ДИО/22958 от 29.11.2013, направленный в адрес Директора ООО "Земельное право" К.Б. Дегенгардт;
- -признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, изложенный в письме исх. N ДИО/1805 от 12.02.2014,
- -обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска согласовать схему расположения земельного участка площадью 61 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26;
- -обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска предоставить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
Заявитель, реализуя право, предоставленное статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточняла требование; в окончательном виде прошение изложено следующим образом:
-признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, (протокол N 003/14 от 28.01.2014), изложенный в письме исх. N ДИО/1805 от 12.02.2014,
-обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка площадью 16 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, для размещения киоска "Непродовольственные товары",
-предоставить Ильяшенко Нине Константиновне в аренду сроком на три года земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, площадью 16 кв. м, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
Уточнение требования принято судом первой инстанции.
Определением Арбитражного суда Омской области от 05.06.2014, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд исключил Администрацию города Омска из числа заинтересованных лиц по делу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 по делу N А46-4333/2014 требования предпринимателя удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, (протокол N 003/14 от 28.01.2014), изложенный в письме исх. N ДИО/1805 от 12.02.2014.
Суд обязал департамент имущественных отношений Администрации города Омска предоставить индивидуальному предпринимателю Ильяшенко Нине Константиновне земельный участок площадью 16 кв. м, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 по делу N А46-4333/2014, отказать предпринимателю в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Департамент ссылается на правомерность принятого им решения об отказе в предоставлении земельного участка для размещения киоска, ввиду наличия на то следующих оснований:
- - оспариваемое решение принято Комиссией, а Департамент осуществлял организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии;
- - земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций;
- - несоответствие Концепции, утвержденной решениями Архитектурно-градостроительных сонетов города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007, согласно которой размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырех площадью до 10 кв. м;
- - согласно Правилам землепользования запрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки средней этажности ЖЗ-523, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности;
- - в силу статьи 6 решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 предоставление земельного участка для целей не связанных со строительством, для размещения "Непродовольственные товары" возможно лишь с аукциона.
Оспаривая доводы подателя жалобы, предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, а также дополнения к отзыву, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
В судебном заседании, открытом 14.10.2014, в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 21.10.2014. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей.
После перерыва в судебном заседании от предпринимателя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела схемы, приложенной к дополнительному отзыву.
Представителем ИП Ильяшенко Н.К. представлены на обозрение суду фотографии.
Представитель Департамента не возражал против удовлетворения заваленного ходатайства о приобщении к материалам дела схемы и обозрения судом фотографий.
Принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, может в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления (пункт 25 Постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Учитывая необходимость оценки представленных документов в совокупности с другими, имеющимися доказательствами, а также, исходя из того, что не приобщение указанных документов может привести к принятию необоснованного судебного акта (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009), суд апелляционной инстанции, в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего спора, руководствуясь частью 1, 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайство предпринимателя удовлетворил и приобщил дополнительные доказательства к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее и дополнения к отзыву, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
24.12.2013 ИП Ильяшенко Н.К. обратилась в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка или его части, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Ишимская, д. 26, для размещения киоска "Непродовольственные товары" площадью 16 кв. м, сроком на 3 года.
15.01.2014 Администрация Ленинского АО г. Омска на запрос департамента имущественных отношений Администрации города Омска, указала в письме N Вх-АЛАО/70/03-30, что Администрация Ленинского административного считает невозможным предоставление в аренду земельного участка 16 кв. м, расположенного по адресу: ул. Ишимская, 26 в Ленинском административном округе города Омска, для размещения киоска "Непродовольственные товары", в связи с тем, что согласно решениям Архитектурно-градостроительного совета города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007 киоски должны размещаться в составе остановочных комплексов площадью не более 9 кв. м 17.01.2014 департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на запрос департамента имущественных отношений Администрации города Омска, указал в письме N 12/412, что согласно Правилам землепользования запрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки средней этажности ЖЗ-523, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности. Размещение нестационарных торговых объектов должно осуществляться с учетом утвержденной схемы нестационарных торговых объектов согласно Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". На основании изложенного департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска был сделан вывод, что существующий порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не соответствует федеральному законодательству.
12.02.2014 департамент имущественных отношений Администрации города Омска направил предпринимателю Ильяшенко ответ N Исх-ДИО/1805, в котором указал, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи со следующими обстоятельствами:
- -земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций;
- -несоответствие Концепции, утвержденной решениями Архитектурно-градостроительных сонетов города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007, согласно которой размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырех площадью до 10 кв. м.
ИП Ильяшенко Н.К., полагая, что отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, изложенный в письме исх. N ДИО/1805 от 12.02.2014, вынесено незаконно, обратилась в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
09.07.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, во исполнение которой органом местного самоуправления приняты акты, устанавливающие процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с положениями вышеуказанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления (далее - земельные участки), для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
Согласно статье 3 указанного Решения процедура предоставления земельных участков включает в себя:
1) принятие уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;
3) принятие решения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;
4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.
Порядок рассмотрения заявок утвержден Постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п "О рассмотрении обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством".
Согласно пункту 9 Постановления Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п для рассмотрения заявлений создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждаются правовым актом Администрации города Омска.
Состав и регламент работы окружных комиссий утверждаются Постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 N 76-п "О городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством". Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
В соответствии с указанным постановлением Комиссия рассматривает обращения (заявления, заявки) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска, за исключением земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции администраций административных округов города Омска.
Принятое Комиссией решение оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывается каждым членом Комиссии и утверждается председательствующим на заседании Комиссии. Протокол заседания Комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
В отношении заявки ИП Ильяшенко Н.К. Комиссией принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи со следующими обстоятельствами:
- -земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций;
- -несоответствие Концепции, утвержденной решениями Архитектурно-градостроительных советов города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007, согласно которой размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырех площадью до 10 кв. м.
Кроме того, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в письме N 12/412 указал помимо названного обстоятельства, также и то, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, запрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки средней этажности ЖЗ-523, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления, а также в целях коллегиального рассмотрения и оценки градостроительных и архитектурных решений, элементов городского дизайна и рекламы, произведений монументально-декоративного искусства, для проведения целенаправленной градостроительной политики по формированию благоприятной среды жизнедеятельности граждан, а также содействия охране памятников истории культуры природных ландшафтов, Постановлением Мэра города Омска от 17.03.2006 N 62-п утверждено Положение об Архитектурно-градостроительном Совете города Омска.
В соответствии с пунктом 9 Положения основными задачами Совета являются последовательное проведение единой градостроительной политики в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, иной градостроительной документацией по развитию территории города Омска, направленной на развитие архитектуры, градостроительства в целях формирования полноценных условий проживания населения города Омска, а также защиты общества от непрофессиональных действий в области архитектуры, градостроительства, благоустройства, озеленения, дизайна городской среды и рекламы, инженерно-транспортного обеспечения города Омска; повышение архитектурно-художественного качества застройки и благоустройства территорий города Омска; обсуждение архитектурных, проектных и строительных решений по объектам, имеющим особую социальную значимость.
В соответствии со статьей 4 решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или аренду применяются следующие критерии предоставления земельных участков:
- -удовлетворение потребностей жителей города Омска в приобретении товаров и услуг;
- -создание благоприятных условий для жизни населения города Омска, решение вопросов благоустройства территорий, озеленения;
- -создание рабочих мест;
- -соответствие целей использования земельного участка правилам землепользования и застройки территории города Омска, документации по планировке территории;
- -очередность подачи обращения (заявления, заявки);
- -соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории города Омска.
При принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, критерии предоставления земельных участков оцениваются в совокупности.
Кроме того, Постановлением Мэра г. Омска от 17.03.2006 N 62-п "Об архитектурно-градостроительном совете города Омска" утверждено Положение об Архитектурно-градостроительном совете города Омска (далее по тексту - Положение).
Пунктом 1 раздела I Положения определено, что Архитектурно-градостроительный совет города Омска (далее по тексту - Совет) является совещательным органом и создается для коллегиального обсуждения и оценки градостроительных, архитектурных и инженерных решений, произведений монументально-декоративного искусства, комплексных мер по благоустройству территории города Омска с учетом элементов городского дизайна и рекламы, а также проектной документации объектов капитального строительства, в том числе, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, содействия сохранению памятников истории, культуры, природных ландшафтов на территории города Омска.
Пунктом 8 раздела II Положения установлено, что решения Совета, принятые в пределах его компетенции, принимаются всеми участниками градостроительной деятельности.
Таким образом, принимаемые Советом решения носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что доводы Департамента, касающиеся Концепций, утвержденных решениями Совета от 23.12.2005 и 09.02.2007, без предложения иных вариантов его размещения, не могут быть правовым основанием для отказа обеспечении выбора земельного участка.
Суд также отметил, что согласно материалам дела, в непосредственной близости от занимаемого в настоящее время и принадлежащем ей киоском земельного участка расположены иные некапитальные объекты - торговые киоски.
Из пояснений заявителя следует, что расположение в указанном месте торговых киосков согласовано органами местного самоуправления в установленном законом порядке, чему не помешало расположение их в зоне жилой застройки средней этажности ЖЗ-523, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащий ИП Ильяшенко Н.К. киоск расположен на испрашиваемом земельном участке с 2006 года и его размещение по указанному адресу было согласовано с Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, являвшимся на тот момент специально уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим свои полномочия в области распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенными в городе Омске, в том числе с учетом размещения соответствующей публикации в печатном издании (газета "Омский Вестник" от 16.12.2008) о предоставлении участка в аренду.
Одним из оснований отказа предпринимателю в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, явилось его нахождение в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Однако, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является лишь этапом предоставления земельного участка в пользование, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования территорий, в том числе с указанием информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линиях связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, границ нахождения смежных землепользователей, границ охранных зон инженерных коммуникаций (в том числе электрических сетей).
Вместе с тем Департамент не представил достаточных доказательств того, что спорный земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование предпринимателя о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, изложенный в письме исх. N ДИО/1805 от 12.02.2014, подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку указанный выше отказ Департамента в предоставлении земельного участка для размещения киоска, является незаконным, суд первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал Департамент предоставить ИП Ильяшенко Н.К. земельный участок площадью 16 кв. м, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
В апелляционной жалобе Департамент также указывает на то, что в силу статьи 6 решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 предоставление земельного участка для целей не связанных со строительством, для размещения "Непродовольственные товары" возможно лишь с аукциона.
Однако данный довод жалобы Департамента суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает по существу по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", судам следует учитывать, что согласно части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Согласно части 3 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
В связи с чем приведенный Департаментом в апелляционной жалобе указанный выше довод суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает на основании части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данный довод является в суде апелляционной инстанции новым.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 по делу N А46-4333/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2014 N 08АП-9117/2014 ПО ДЕЛУ N А46-4333/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. N 08АП-9117/2014
Дело N А46-4333/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9117/2014) департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 по делу N А46-4333/2014 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ильяшенко Нины Константиновны к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка для размещения киоска,
при участии в судебном заседании:
- от департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель Сотникова Н.В. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 3018 от 04.03.2014 сроком действия 1 год);
- от индивидуального предпринимателя Ильяшенко Нины Константиновны - лично Ильяшенко Н.К. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации), представитель Горбунова Л.П. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности от 25.11.2013 сроком действия 1 год),
установил:
Индивидуальный предприниматель Ильяшенко Нина Константиновна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Ильяшенко Н.К.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Администрации города Омска, в котором просит:
- -признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 61 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, изложенный в письме исх. N ДИО/22958 от 29.11.2013, направленный в адрес Директора ООО "Земельное право" К.Б. Дегенгардт;
- -признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, изложенный в письме исх. N ДИО/1805 от 12.02.2014,
- -обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска согласовать схему расположения земельного участка площадью 61 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26;
- -обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска предоставить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
Заявитель, реализуя право, предоставленное статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточняла требование; в окончательном виде прошение изложено следующим образом:
-признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, (протокол N 003/14 от 28.01.2014), изложенный в письме исх. N ДИО/1805 от 12.02.2014,
-обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка площадью 16 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, для размещения киоска "Непродовольственные товары",
-предоставить Ильяшенко Нине Константиновне в аренду сроком на три года земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, площадью 16 кв. м, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
Уточнение требования принято судом первой инстанции.
Определением Арбитражного суда Омской области от 05.06.2014, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд исключил Администрацию города Омска из числа заинтересованных лиц по делу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 по делу N А46-4333/2014 требования предпринимателя удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, (протокол N 003/14 от 28.01.2014), изложенный в письме исх. N ДИО/1805 от 12.02.2014.
Суд обязал департамент имущественных отношений Администрации города Омска предоставить индивидуальному предпринимателю Ильяшенко Нине Константиновне земельный участок площадью 16 кв. м, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 по делу N А46-4333/2014, отказать предпринимателю в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Департамент ссылается на правомерность принятого им решения об отказе в предоставлении земельного участка для размещения киоска, ввиду наличия на то следующих оснований:
- - оспариваемое решение принято Комиссией, а Департамент осуществлял организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии;
- - земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций;
- - несоответствие Концепции, утвержденной решениями Архитектурно-градостроительных сонетов города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007, согласно которой размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырех площадью до 10 кв. м;
- - согласно Правилам землепользования запрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки средней этажности ЖЗ-523, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности;
- - в силу статьи 6 решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 предоставление земельного участка для целей не связанных со строительством, для размещения "Непродовольственные товары" возможно лишь с аукциона.
Оспаривая доводы подателя жалобы, предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, а также дополнения к отзыву, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
В судебном заседании, открытом 14.10.2014, в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 21.10.2014. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей.
После перерыва в судебном заседании от предпринимателя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела схемы, приложенной к дополнительному отзыву.
Представителем ИП Ильяшенко Н.К. представлены на обозрение суду фотографии.
Представитель Департамента не возражал против удовлетворения заваленного ходатайства о приобщении к материалам дела схемы и обозрения судом фотографий.
Принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, может в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления (пункт 25 Постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Учитывая необходимость оценки представленных документов в совокупности с другими, имеющимися доказательствами, а также, исходя из того, что не приобщение указанных документов может привести к принятию необоснованного судебного акта (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009), суд апелляционной инстанции, в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего спора, руководствуясь частью 1, 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайство предпринимателя удовлетворил и приобщил дополнительные доказательства к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее и дополнения к отзыву, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
24.12.2013 ИП Ильяшенко Н.К. обратилась в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка или его части, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Ишимская, д. 26, для размещения киоска "Непродовольственные товары" площадью 16 кв. м, сроком на 3 года.
15.01.2014 Администрация Ленинского АО г. Омска на запрос департамента имущественных отношений Администрации города Омска, указала в письме N Вх-АЛАО/70/03-30, что Администрация Ленинского административного считает невозможным предоставление в аренду земельного участка 16 кв. м, расположенного по адресу: ул. Ишимская, 26 в Ленинском административном округе города Омска, для размещения киоска "Непродовольственные товары", в связи с тем, что согласно решениям Архитектурно-градостроительного совета города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007 киоски должны размещаться в составе остановочных комплексов площадью не более 9 кв. м 17.01.2014 департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на запрос департамента имущественных отношений Администрации города Омска, указал в письме N 12/412, что согласно Правилам землепользования запрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки средней этажности ЖЗ-523, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности. Размещение нестационарных торговых объектов должно осуществляться с учетом утвержденной схемы нестационарных торговых объектов согласно Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". На основании изложенного департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска был сделан вывод, что существующий порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не соответствует федеральному законодательству.
12.02.2014 департамент имущественных отношений Администрации города Омска направил предпринимателю Ильяшенко ответ N Исх-ДИО/1805, в котором указал, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи со следующими обстоятельствами:
- -земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций;
- -несоответствие Концепции, утвержденной решениями Архитектурно-градостроительных сонетов города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007, согласно которой размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырех площадью до 10 кв. м.
ИП Ильяшенко Н.К., полагая, что отказ департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, изложенный в письме исх. N ДИО/1805 от 12.02.2014, вынесено незаконно, обратилась в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
09.07.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, во исполнение которой органом местного самоуправления приняты акты, устанавливающие процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с положениями вышеуказанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления (далее - земельные участки), для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
Согласно статье 3 указанного Решения процедура предоставления земельных участков включает в себя:
1) принятие уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;
3) принятие решения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;
4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.
Порядок рассмотрения заявок утвержден Постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п "О рассмотрении обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством".
Согласно пункту 9 Постановления Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п для рассмотрения заявлений создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждаются правовым актом Администрации города Омска.
Состав и регламент работы окружных комиссий утверждаются Постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 N 76-п "О городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством". Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
В соответствии с указанным постановлением Комиссия рассматривает обращения (заявления, заявки) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска, за исключением земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции администраций административных округов города Омска.
Принятое Комиссией решение оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывается каждым членом Комиссии и утверждается председательствующим на заседании Комиссии. Протокол заседания Комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
В отношении заявки ИП Ильяшенко Н.К. Комиссией принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи со следующими обстоятельствами:
- -земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций;
- -несоответствие Концепции, утвержденной решениями Архитектурно-градостроительных советов города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007, согласно которой размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырех площадью до 10 кв. м.
Кроме того, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в письме N 12/412 указал помимо названного обстоятельства, также и то, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, запрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки средней этажности ЖЗ-523, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления, а также в целях коллегиального рассмотрения и оценки градостроительных и архитектурных решений, элементов городского дизайна и рекламы, произведений монументально-декоративного искусства, для проведения целенаправленной градостроительной политики по формированию благоприятной среды жизнедеятельности граждан, а также содействия охране памятников истории культуры природных ландшафтов, Постановлением Мэра города Омска от 17.03.2006 N 62-п утверждено Положение об Архитектурно-градостроительном Совете города Омска.
В соответствии с пунктом 9 Положения основными задачами Совета являются последовательное проведение единой градостроительной политики в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, иной градостроительной документацией по развитию территории города Омска, направленной на развитие архитектуры, градостроительства в целях формирования полноценных условий проживания населения города Омска, а также защиты общества от непрофессиональных действий в области архитектуры, градостроительства, благоустройства, озеленения, дизайна городской среды и рекламы, инженерно-транспортного обеспечения города Омска; повышение архитектурно-художественного качества застройки и благоустройства территорий города Омска; обсуждение архитектурных, проектных и строительных решений по объектам, имеющим особую социальную значимость.
В соответствии со статьей 4 решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или аренду применяются следующие критерии предоставления земельных участков:
- -удовлетворение потребностей жителей города Омска в приобретении товаров и услуг;
- -создание благоприятных условий для жизни населения города Омска, решение вопросов благоустройства территорий, озеленения;
- -создание рабочих мест;
- -соответствие целей использования земельного участка правилам землепользования и застройки территории города Омска, документации по планировке территории;
- -очередность подачи обращения (заявления, заявки);
- -соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории города Омска.
При принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, критерии предоставления земельных участков оцениваются в совокупности.
Кроме того, Постановлением Мэра г. Омска от 17.03.2006 N 62-п "Об архитектурно-градостроительном совете города Омска" утверждено Положение об Архитектурно-градостроительном совете города Омска (далее по тексту - Положение).
Пунктом 1 раздела I Положения определено, что Архитектурно-градостроительный совет города Омска (далее по тексту - Совет) является совещательным органом и создается для коллегиального обсуждения и оценки градостроительных, архитектурных и инженерных решений, произведений монументально-декоративного искусства, комплексных мер по благоустройству территории города Омска с учетом элементов городского дизайна и рекламы, а также проектной документации объектов капитального строительства, в том числе, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, содействия сохранению памятников истории, культуры, природных ландшафтов на территории города Омска.
Пунктом 8 раздела II Положения установлено, что решения Совета, принятые в пределах его компетенции, принимаются всеми участниками градостроительной деятельности.
Таким образом, принимаемые Советом решения носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что доводы Департамента, касающиеся Концепций, утвержденных решениями Совета от 23.12.2005 и 09.02.2007, без предложения иных вариантов его размещения, не могут быть правовым основанием для отказа обеспечении выбора земельного участка.
Суд также отметил, что согласно материалам дела, в непосредственной близости от занимаемого в настоящее время и принадлежащем ей киоском земельного участка расположены иные некапитальные объекты - торговые киоски.
Из пояснений заявителя следует, что расположение в указанном месте торговых киосков согласовано органами местного самоуправления в установленном законом порядке, чему не помешало расположение их в зоне жилой застройки средней этажности ЖЗ-523, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащий ИП Ильяшенко Н.К. киоск расположен на испрашиваемом земельном участке с 2006 года и его размещение по указанному адресу было согласовано с Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, являвшимся на тот момент специально уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим свои полномочия в области распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенными в городе Омске, в том числе с учетом размещения соответствующей публикации в печатном издании (газета "Омский Вестник" от 16.12.2008) о предоставлении участка в аренду.
Одним из оснований отказа предпринимателю в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, явилось его нахождение в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Однако, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является лишь этапом предоставления земельного участка в пользование, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования территорий, в том числе с указанием информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линиях связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, границ нахождения смежных землепользователей, границ охранных зон инженерных коммуникаций (в том числе электрических сетей).
Вместе с тем Департамент не представил достаточных доказательств того, что спорный земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование предпринимателя о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, изложенный в письме исх. N ДИО/1805 от 12.02.2014, подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку указанный выше отказ Департамента в предоставлении земельного участка для размещения киоска, является незаконным, суд первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал Департамент предоставить ИП Ильяшенко Н.К. земельный участок площадью 16 кв. м, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
В апелляционной жалобе Департамент также указывает на то, что в силу статьи 6 решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 предоставление земельного участка для целей не связанных со строительством, для размещения "Непродовольственные товары" возможно лишь с аукциона.
Однако данный довод жалобы Департамента суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает по существу по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", судам следует учитывать, что согласно части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Согласно части 3 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
В связи с чем приведенный Департаментом в апелляционной жалобе указанный выше довод суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает на основании части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данный довод является в суде апелляционной инстанции новым.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 по делу N А46-4333/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)