Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Сомхиевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по заявлению ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." об оспаривании (в части) распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 1735-р,
Правительство Российской Федерации 5 сентября 2014 г. издало распоряжение N 1735-р, которым утверждена основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета (далее - Распоряжение).
ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании Распоряжения в части, касающейся обустройства и строительства пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева, и пешеходных дорожек, предназначенных для обеспечения этого пешеходного надземного перехода, на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская, 3а. Как указывают заявители, ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 39:15:140302:18 кв. м в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская, 3а. Оспариваемое Распоряжение не соответствует части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и явилось основанием для принятия решения об изъятии земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем, в целях государственных нужд.
В уточненном заявлении ОАО "БАЛТИК ЭКСПО", "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." указали, что данным Распоряжением утверждены новые "красные линии" и "линии отступа от красных линий", обеспечивающие функционирование надземного перехода, проходящие по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18 кв. м в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская, 3а, а также проходящие по зданию выставочного комплекса площадью 3025,2 кв. м, Литер "В", и зданию павильона площадью 1927,8 кв. м, Литер "А". Однако надземный переход и связанные с ним "красные линии", обеспечивающие его функционирование и проходящие для этого по земельному участку, в действительности строиться не будут. Кроме того, строительству надземного перехода и утверждению новых "красных линий" препятствует памятный знак морякам-балтийцам.
В суде представители ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." Булычев А.В., Гриценко П.П. поддержали заявленные требования и пояснили, что 20 марта 2015 г. ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" получило уведомлением из Правительства Калининградской области, из содержания которого узнали, что в постановление Правительства Калининградской области от 22 июля 2008 г. N 477 были внесены изменения, нарушающие их права. До получения уведомления какие-либо права заявителей оспариваемым Распоряжением не нарушались.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 2 июля 2015 г. N СП-П9-4363).
Представители Правительства Российской Федерации Калинова К.В., Андреева Е.О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Распоряжение издано в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", заявители пропустили установленный законом трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта.
Выслушав объяснения представителей ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." Булычева А.В., Гриценко П.П., Правительства Российской Федерации Калиновой К.В., Андреевой Е.О., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливая особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, проведения государственной экспертизы проектной документации указанных объектов, выдачи разрешений на строительство объектов инфраструктуры, предусматривает, что проект планировки территории для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 2 статьи 27).
Частью 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен состав основной части проекта планировки, в который включаются чертеж или чертежи планировки территории, положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Основная часть проекта планировки территории утверждена Распоряжением на основании разработанной Правительством Калининградской области документации по планировке территории.
Документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры согласно части 9 статьи 27 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждается без проведения публичных слушаний.
В соответствии с частью 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Утверждение Распоряжением основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда для размещения объекта инфраструктуры федерального значения - стадиона на 45000 зрительских мест и других объектов инфраструктуры, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, является элементом градостроительной деятельности и не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителей.
ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." обратились с заявлением об оспаривании Распоряжения в суд 9 июня 2015 г., т.е. с пропуском срока на обжалование ненормативного правового акта.
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что датой официального опубликования постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.
В силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" официальным опубликованием актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Распоряжение опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 15 сентября 2014 г., N 37, размещено 10 сентября 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, и любое заинтересованное лицо имело возможность ознакомиться с изданным высшим исполнительным ограном государственной власти в соответствии с законом ненормативным правовым актом. Со дня опубликования Распоряжения начинает течь срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта.
Доводы заявителей о том, что при опубликовании оспариваемого Распоряжения не было приведено приложение N 5, включающее чертежи проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, они впервые увидели чертежи только в местной газете "Гражданин" от 6 июля 2015 г., не могут рассматриваться как нарушение прав заявителей и свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта.
Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено из федерального бюджета, включая чертеж границ зон планируемого размещения объектов, чертежи красных линий, чертеж объектов транспортной инфраструктуры размещены на официальном сайте администрации городского округа "город Калининград" в январе 2015 г.
Следовательно, оспариваемый акт был доведен до сведения неопределенного круга лиц и после его опубликования никаких обстоятельств, препятствующих получению информации о нем и обращению в суд, у заявителей не имелось.
Согласно разъяснению, данному в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 256 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." об оспаривании (в части) распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 1735-р отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.07.2015 N АКПИ15-735
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2015 г. N АКПИ15-735
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Сомхиевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по заявлению ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." об оспаривании (в части) распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 1735-р,
установил:
Правительство Российской Федерации 5 сентября 2014 г. издало распоряжение N 1735-р, которым утверждена основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета (далее - Распоряжение).
ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании Распоряжения в части, касающейся обустройства и строительства пешеходного надземного перехода через Московский проспект, соединяющий ул. Зарайскую, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева, и пешеходных дорожек, предназначенных для обеспечения этого пешеходного надземного перехода, на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская, 3а. Как указывают заявители, ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 39:15:140302:18 кв. м в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская, 3а. Оспариваемое Распоряжение не соответствует части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и явилось основанием для принятия решения об изъятии земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем, в целях государственных нужд.
В уточненном заявлении ОАО "БАЛТИК ЭКСПО", "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." указали, что данным Распоряжением утверждены новые "красные линии" и "линии отступа от красных линий", обеспечивающие функционирование надземного перехода, проходящие по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18 кв. м в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская, 3а, а также проходящие по зданию выставочного комплекса площадью 3025,2 кв. м, Литер "В", и зданию павильона площадью 1927,8 кв. м, Литер "А". Однако надземный переход и связанные с ним "красные линии", обеспечивающие его функционирование и проходящие для этого по земельному участку, в действительности строиться не будут. Кроме того, строительству надземного перехода и утверждению новых "красных линий" препятствует памятный знак морякам-балтийцам.
В суде представители ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." Булычев А.В., Гриценко П.П. поддержали заявленные требования и пояснили, что 20 марта 2015 г. ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" получило уведомлением из Правительства Калининградской области, из содержания которого узнали, что в постановление Правительства Калининградской области от 22 июля 2008 г. N 477 были внесены изменения, нарушающие их права. До получения уведомления какие-либо права заявителей оспариваемым Распоряжением не нарушались.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 2 июля 2015 г. N СП-П9-4363).
Представители Правительства Российской Федерации Калинова К.В., Андреева Е.О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Распоряжение издано в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", заявители пропустили установленный законом трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта.
Выслушав объяснения представителей ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." Булычева А.В., Гриценко П.П., Правительства Российской Федерации Калиновой К.В., Андреевой Е.О., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливая особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, проведения государственной экспертизы проектной документации указанных объектов, выдачи разрешений на строительство объектов инфраструктуры, предусматривает, что проект планировки территории для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 2 статьи 27).
Частью 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен состав основной части проекта планировки, в который включаются чертеж или чертежи планировки территории, положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Основная часть проекта планировки территории утверждена Распоряжением на основании разработанной Правительством Калининградской области документации по планировке территории.
Документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры согласно части 9 статьи 27 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждается без проведения публичных слушаний.
В соответствии с частью 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Утверждение Распоряжением основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда для размещения объекта инфраструктуры федерального значения - стадиона на 45000 зрительских мест и других объектов инфраструктуры, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, является элементом градостроительной деятельности и не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителей.
ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." обратились с заявлением об оспаривании Распоряжения в суд 9 июня 2015 г., т.е. с пропуском срока на обжалование ненормативного правового акта.
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что датой официального опубликования постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.
В силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" официальным опубликованием актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Распоряжение опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 15 сентября 2014 г., N 37, размещено 10 сентября 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, и любое заинтересованное лицо имело возможность ознакомиться с изданным высшим исполнительным ограном государственной власти в соответствии с законом ненормативным правовым актом. Со дня опубликования Распоряжения начинает течь срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта.
Доводы заявителей о том, что при опубликовании оспариваемого Распоряжения не было приведено приложение N 5, включающее чертежи проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, они впервые увидели чертежи только в местной газете "Гражданин" от 6 июля 2015 г., не могут рассматриваться как нарушение прав заявителей и свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта.
Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено из федерального бюджета, включая чертеж границ зон планируемого размещения объектов, чертежи красных линий, чертеж объектов транспортной инфраструктуры размещены на официальном сайте администрации городского округа "город Калининград" в январе 2015 г.
Следовательно, оспариваемый акт был доведен до сведения неопределенного круга лиц и после его опубликования никаких обстоятельств, препятствующих получению информации о нем и обращению в суд, у заявителей не имелось.
Согласно разъяснению, данному в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 256 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." об оспаривании (в части) распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 1735-р отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)