Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2013 ПО ДЕЛУ N А65-1725/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. по делу N А65-1725/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Акшаевой Светланы Афанасьевны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 мая 2013 года по делу N А65-1725/2013 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Акшаевой Светланы Афанасьевны, г. Казань,
к Главе муниципального казенного учреждения "Администрация Кировского и Московского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
заинтересованное лицо: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г. Казань,
о признании недействительным распоряжения от 30 ноября 2012 года N 1302р,

установил:

Индивидуальный предприниматель Акшаева Светлана Афанасьевна (далее - ИП Акшаева С.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным Распоряжения Главы Муниципального казенного учреждения "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - ответчик) от 30.11.2012 N 1302р "О демонтаже и перемещении самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Кировского и Московского районов г. Казани" в части включения в перечень самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани, подлежащих демонтажу и перемещению: торгового объекта (киоск продовольственный), расположенного на остановке общественного транспорта "Магазин мир", напротив д. 4 по ул. Чистопольская; торгового объекта (павильон цветы), расположенного на остановке общественного транспорта "Магазин мир", напротив д. 4 по ул. Чистопольская.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Акшаева С.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, просит отменить решение суда от 29.05.2013 полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Казанской городской Думой 07.06.2012 г. принято решение N 25-14 "О порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани".
Ответчиком 30.11.2012 г. издано оспариваемое распоряжение N 1302 "О демонтаже и перемещении самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Кировского и Московского районов г. Казани".
Согласно приложению к указанному распоряжению торговый объект (киоск продовольственный), расположенный на остановке общественного транспорта "Магазин мир", напротив д. 4 по ул. Чистопольская; торговый объект (павильон цветы), расположенный на остановке общественного транспорта "Магазин мир", напротив д. 4 по ул. Чистопольская включены в перечень самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Кировского и Московского районов г. Казани, подлежащих демонтажу и перемещению.
Заявитель, не согласившись с распоряжением ответчика в оспариваемой части, указывая на принадлежность торговых павильонов (киоск продовольственный и павильон "Цветы"), расположенных по адресу: г. Казань, ул. Чистопольская, напротив д. 4, остановка "Магазин мир" ему на праве собственности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) Законом Республики Татарстан от 15.09.2004 N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани" город Казань наделен статусом городского округа.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Положения указанного Федерального закона относят к компетенции муниципального образования контроль за строительством и размещением объектов движимого и недвижимого имущества на территории муниципального образования.
Согласно ст. 28 Устава муниципального образования г. Казани установление общеобязательных правил на территории г. Казани, в том числе в отношении размещения объектов торговли, в соответствии с законодательством отнесено к компетенции Казанской городской Думы.
Решением Казанской городской Думы 07.06.2012 N 25-14 утверждено Положение о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани (далее -Положение).
Решение Казанской городской Думы N 25-14 от 07.06.2012 "О порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани" и приложение, являющееся его неотъемлемой частью, опубликованы 28.06.2012 в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани N 24.
В соответствии с п. 1.4, 1.6, 1.7 указанного Положения самовольно установленный движимый объект - это объект движимого имущества, расположенный на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Казани, либо на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предусмотренных законодательством соответствующих правовых оснований; в целях настоящего Положения к объектам движимого имущества относятся: нестационарные торговые объекты, в том числе передвижные сооружения, некапитальные металлические гаражи, контейнеры, иные передвижные сооружения конструкции, механизмы, строительные материалы, ограждения и иное движимое имущество; действие Положения не распространяется на незаконно размещенные и (или) самовольно установленные средства наружной рекламы и информации.
Согласно п. 2.12 указанного Положения Порядок демонтажа, перемещения, возврата владельцам самовольных (незаконных) объектов, а также порядок компенсации расходов, связанных с демонтажем, перемещением, хранением, транспортированием самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества, устанавливаются муниципальными правовыми актами Исполнительного комитета г. Казани.
Постановлением Исполкома муниципального образования г. Казани от 06.08.2012 N 5444 "Об утверждении Порядка демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани и компенсации понесенных затрат" утвержден Порядок демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани и компенсации понесенных затрат (далее - Порядок) (п. 1 постановления) и администрации районов Исполнительного комитета г. Казани определены уполномоченными органами Исполнительного комитета г. Казани по организации демонтажа, перемещения и хранения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани (п. 2 постановления).
В соответствии с п. 1.1, 1.2 Порядка организацию демонтажа и перемещения самовольно (незаконно) установленного объекта (далее - самовольный (незаконный) объект) осуществляет администрация соответствующего района (районов) Исполнительного комитета г. Казани (далее - Администрация); принудительный демонтаж и перемещение самовольного (незаконного) объекта осуществляются на основании распоряжения главы Администрации по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городских округах осуществляется органами местного самоуправления муниципалитета. В соответствии со ст. 40 Устава муниципального образования г. Казани Исполнительный комитет г. Казани уполномочен осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 (действовавшим в период принятия оспариваемого распоряжения) утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Названное Положение определяет процедуры предоставления таких земельных участков физическим и юридическим лицам, порядок рассмотрения заявлений и принятия решений и регулирует, в том числе отношения по предоставлению земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети.
Согласно п. 2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством павильоны, киоски отнесены к нестационарным непередвижным объектам мелкорозничной сети.
В соответствии с п. 2.2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством нестационарные непередвижные объекты мелкорозничной сети размещаются в соответствии со схемой размещения.
Ответчик указывает, что индивидуальному предпринимателю Акшаевой С.Ф. земельный участок для установки вышеназванных торговых павильонов не предоставлялся, павильоны установлены ею незаконно на самовольно занятом земельном участке.
Кроме того, ответчик также указывает, что вышеуказанные объекты не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов по Московскому району г. Казани, утвержденную постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы".
Доказательств, опровергающих данные доводы ответчика и подтверждающих права на земельный участок для размещения вышеуказанных торговых объектов, соответствие местонахождения спорных объектов схеме размещения, заявителем не представлено.
На основании Решения Казанской городской Думы от 07.06.2012 N 25-14 "О порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани, а также постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 06.08.2012 N 5444 "Об утверждении Порядка демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани и компенсации понесенных затрат", 15.11.2012 в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани N 44 (174) был опубликован перечень самовольно установленных и незаконно размещенных объектов, подлежащих демонтажу и перемещению, в который включены вышеуказанные павильоны.
В последующем, в соответствии с подпунктом 1.2. постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 06.08.2012 N 5444, издано оспариваемое распоряжение главы Администрации Кировского и Московского районов г. Казани от 30.11.2012 N 1302р о демонтаже и перемещению самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Кировского и Московского районов г. Казани".
В силу пункта 2 вышеназванного Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 06.08.2012 N 5444 "Об утверждении Порядка демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани и компенсации понесенных затрат" муниципальное казенное учреждение "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" является полномочным органом по организации демонтажа, перемещению и хранении самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани.
Согласно подпункту 3.1.62. Положения о МКУ "Администрация Кировского и Московского районов г. Казани", утвержденного Решением Казанской городской Думы от 06.12.2010 N 7-2, к компетенциям и полномочиям Администрации относится осуществление учета, демонтаж, перемещение, хранение, транспортирование самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории района, в том числе принятие муниципальных правовых актов о принудительном демонтаже таких объектов.
Оспариваемое распоряжение принято полномочным органом, соответствует закону и не нарушает права и интересы заявителя, поскольку права на земельный участок для размещения вышеуказанных торговых объектов и законность размещения принадлежащих предпринимателю объектов, не подтверждены.
Также судом приняты во внимание выводы, сделанные судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении дела N А65-924/2013, в котором предметом оспаривания являлось решение Казанской городской Думы N 25-14 от 07.06.2012 "О порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани".
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, в удовлетворении требований заявителя правомерно отказано судом.
Доводы предпринимателя, приведенные в апелляционной жалобе, не основаны на вышеуказанных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и по мотивам, изложенным выше, признаются несостоятельными и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 мая 2013 года по делу N А65-1725/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)