Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Совхоз имени Кирова" - извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.11.2014 по делу N А41-50594/14, принятое судьей Федуловой Л.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Совхоз имени Кирова" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ управления в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040410:10, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 74 700 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Лотошинский район, д. Бренево (далее - спорный земельный участок), выраженный в письме от 13.05.2014 исх. N 02/006/2014-110;
- - обязать управление зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования общества на спорный земельный участок.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИОМО), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.11.2014 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 28.03.2014 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Управление 13.05.2014 сообщением N 02/006/2014-110 отказало обществу в государственной регистрации со ссылкой на абзац 2 пункта 2 статьи 19 и абзацы 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), отметив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) общество не является лицом, у которого может возникнуть право постоянного (бессрочного) пользования землей, кроме того, не представлено свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования, выданное на основании постановления Главы администрации Лотошинского района Московской области от 15.01.1993 N 16.
Не согласившись с управлением, общество оспорило его отказ в судебном порядке.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В данном случае письмо управления, содержащее оспариваемый отказ, получено обществом 31.05.2014, трехмесячный срок наступил 01.09.2014 (30.08.2014 и 31.08.2014 - выходные дни), тем самым, общество, обратившись в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу 18.08.2014, этот срок соблюло.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации.
В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 18 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о регистрации, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации.
На основании абзаца 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Основанием для обращения общества в управление с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок послужил раздел земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18 путем образования из него спорного земельного участка.
Согласно материалам дела спорный земельный участок сформирован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается справкой кадастровой палаты от 21.01.2014 N 50:02-08/2014-48, предоставленной при обращении за государственной регистрацией права.
Постановлением Главы администрации Лотошинского района от 15.01.1993 N 16 "О закреплении земель за предприятиями и организациями агропромышленного комплекса" за ГУП "Совхоз имени Кирова" на праве постоянного (бессрочного) пользования был закреплен земельный участок, которому при постановке на кадастровый учет присвоен кадастровый номер 50:02:0000000:18.
После реорганизации ГУП "Совхоз имени Кирова" в общество на основании постановления правительства Московской области от 17.08.2005 N 562/31 право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок в соответствии со статьей 268 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке правопреемства перешло к обществу.
В соответствии с частью 2 статьи 11.8 Земельного кодекса у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки
Факт принадлежности обществу земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18 на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Главы администрации Лотошинского района от 15.01.1993 N 16 уже являлся предметом рассмотрения по делу N А41-35016/13. Решением по указанному делу установлено, что общество как правопреемник ГУП МО "Совхоз имени Кирова" является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:02:0000000:18.
Собственником спорного земельного участка является Московская область. Основанием возникновения права собственности Московской области на данный земельный участок является пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в связи с тем, что земельный участок был предоставлен ГУП МО "Совхоз имени Кирова", находившемуся в государственной собственности субъекта Российской Федерации (Московской области), а правоустанавливающим документом права собственности Московской области является постановление Главы администрации Лотошинского района от 15.01.1993 N 16 "О закреплении земель за предприятиями и организациями агропромышленного комплекса".
Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок возникло у общества до вступления в силу Закона о регистрации, то в соответствии со статьей 6 Закона о регистрации право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации.
Ссылка управления на пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса (в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления) отклоняется, поскольку в данном случае право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок возникло до принятия Земельного кодекса.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество представило на государственную регистрацию все необходимые документы в соответствии со статей 16, 17 Закона о регистрации, отвечающие требованиям статьи 18 Закона о регистрации, в связи с чем правомерно удовлетворил требования общества.
Из доводов управления, материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.11.2014 по делу N А41-50594/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2015 N 10АП-15993/2014 ПО ДЕЛУ N А41-50594/14
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу N А41-50594/14
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Совхоз имени Кирова" - извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.11.2014 по делу N А41-50594/14, принятое судьей Федуловой Л.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Совхоз имени Кирова" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ управления в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040410:10, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 74 700 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Лотошинский район, д. Бренево (далее - спорный земельный участок), выраженный в письме от 13.05.2014 исх. N 02/006/2014-110;
- - обязать управление зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования общества на спорный земельный участок.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИОМО), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.11.2014 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 28.03.2014 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок.
Управление 13.05.2014 сообщением N 02/006/2014-110 отказало обществу в государственной регистрации со ссылкой на абзац 2 пункта 2 статьи 19 и абзацы 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), отметив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) общество не является лицом, у которого может возникнуть право постоянного (бессрочного) пользования землей, кроме того, не представлено свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования, выданное на основании постановления Главы администрации Лотошинского района Московской области от 15.01.1993 N 16.
Не согласившись с управлением, общество оспорило его отказ в судебном порядке.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В данном случае письмо управления, содержащее оспариваемый отказ, получено обществом 31.05.2014, трехмесячный срок наступил 01.09.2014 (30.08.2014 и 31.08.2014 - выходные дни), тем самым, общество, обратившись в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу 18.08.2014, этот срок соблюло.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации.
В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 18 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о регистрации, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации.
На основании абзаца 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Основанием для обращения общества в управление с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок послужил раздел земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18 путем образования из него спорного земельного участка.
Согласно материалам дела спорный земельный участок сформирован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается справкой кадастровой палаты от 21.01.2014 N 50:02-08/2014-48, предоставленной при обращении за государственной регистрацией права.
Постановлением Главы администрации Лотошинского района от 15.01.1993 N 16 "О закреплении земель за предприятиями и организациями агропромышленного комплекса" за ГУП "Совхоз имени Кирова" на праве постоянного (бессрочного) пользования был закреплен земельный участок, которому при постановке на кадастровый учет присвоен кадастровый номер 50:02:0000000:18.
После реорганизации ГУП "Совхоз имени Кирова" в общество на основании постановления правительства Московской области от 17.08.2005 N 562/31 право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок в соответствии со статьей 268 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке правопреемства перешло к обществу.
В соответствии с частью 2 статьи 11.8 Земельного кодекса у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки
Факт принадлежности обществу земельного участка с кадастровым номером 50:02:0000000:18 на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления Главы администрации Лотошинского района от 15.01.1993 N 16 уже являлся предметом рассмотрения по делу N А41-35016/13. Решением по указанному делу установлено, что общество как правопреемник ГУП МО "Совхоз имени Кирова" является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:02:0000000:18.
Собственником спорного земельного участка является Московская область. Основанием возникновения права собственности Московской области на данный земельный участок является пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в связи с тем, что земельный участок был предоставлен ГУП МО "Совхоз имени Кирова", находившемуся в государственной собственности субъекта Российской Федерации (Московской области), а правоустанавливающим документом права собственности Московской области является постановление Главы администрации Лотошинского района от 15.01.1993 N 16 "О закреплении земель за предприятиями и организациями агропромышленного комплекса".
Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок возникло у общества до вступления в силу Закона о регистрации, то в соответствии со статьей 6 Закона о регистрации право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации.
Ссылка управления на пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса (в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления) отклоняется, поскольку в данном случае право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок возникло до принятия Земельного кодекса.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество представило на государственную регистрацию все необходимые документы в соответствии со статей 16, 17 Закона о регистрации, отвечающие требованиям статьи 18 Закона о регистрации, в связи с чем правомерно удовлетворил требования общества.
Из доводов управления, материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.11.2014 по делу N А41-50594/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)