Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2014 ПО ДЕЛУ N А43-28747/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. по делу N А43-28747/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2014.
Полный текст постановления изготовлен 16.07.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Логиновой О.А., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.04.2014 по делу N А43-28747/2013,
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Нижегородский аэроклуб им. П.И. Баранова Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", г. Н. Новгород, о взыскании арендной платы и пени,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - не явился, извещен,
установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Нижегородский аэроклуб им. П.И. Баранова Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 299 221 руб. 11 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.01.2011 по 30.09.2013, 4550 руб. 98 коп. пени за ненадлежащее исполнение обязательств за период с 21.04.2013 по 30.09.2013.
Решением от 03.04.2014 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении исковых требований.
Комитет, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что им при определении арендной платы по договору аренды земельного участка верно использовалась методика, установленная постановлением Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 N 186, которая применяется к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В дополнении к апелляционной жалобе Комитет указал, что методика расчета арендной платы ответчиком не оспаривалась.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лица, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комитет (арендодатель) и Учреждение (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 10.10.2008 N 40-08-Р, предметом которого является земельный участок, площадью 49379 кв. м, из них участок А-28083 кв. м; участок Б-12590 кв. м; участок Г-8706 кв. м, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Богородск, Нижегородское шоссе, д. 1, кадастровые номера 52:23:0010101:6, 52:23:0010101:5, 52:23:0010101:4, соответственно.
Объект аренды передан арендатору по акту приема-передачи от 10.10.2008.
Срок аренды был установлен на 49 лет, до 10.10.2057 (пункт 2.1 договора).
Согласно пунктам 4.1, 4.5 договора годовая арендная плата начисляется согласно приложению N 3 к договору и на дату его заключения составляет 127 397 руб. 82 коп.
Размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке, о чем арендодатель должен направить арендатору уведомление с приложением нового расчета арендной платы заказным письмом не менее, чем за 20 дней до начала месяца, с которого изменяется размер арендной платы. Указанные изменения являются обязательными для сторон.
Согласно пункту 4.3 договора срок внесения арендной платы - не позднее 20 числа текущего месяца.
В случае неуплаты арендатором арендных платежей в установленные договором сроки, в соответствии с пунктом 5.2 договора арендатор уплачивает пени в размере 0,01% от суммы невнесенной арендной платы за каждый день просрочки.
В период с 2011 года по 30.09.2013 арендатор вносил арендные платежи в размере, меньшем, чем предусматривает постановление Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 N 186 для данной категории землепользования.
Ответчику направлялись уведомления с расчетом арендных платежей за спорный период по регулируемым ставкам и предложением оплатить долг в добровольном порядке.
Поскольку ответчик обязательства по внесению арендной платы не исполняет, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условиями договора N 40-08-Р от 10.10.2008 установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 этой же статьи за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата; порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, условия и сроки ее внесения устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поскольку договор аренды между сторонами заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Арендная плата за пользование объектом аренды в рассматриваемом споре должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Расчет арендной платы за период с 2011 года произведен истцом с применением постановления Правительства Нижегородской области N 186, исходя из кадастровой стоимости арендованных земельных участков и коэффициентов, установленных нормативными актами органов местного самоуправления.
Данный расчет признан судом первой инстанции ошибочным ввиду следующего.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Установление арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Таким образом, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 15837/11, принципы, закрепленные в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ N 582, для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Предметом аренды по заключенному между сторонами договору от 10.10.2008 являются три земельных участка:
- - с кадастровым номером 52:23:0010101:6 общей площадью 28083 кв. м;
- - с кадастровым номером 52:23:0010101:5 общей площадью 12590 кв. м;
- - с кадастровым номером 52:23:0010101:4 общей площадью 8706 кв. м.
Согласно договору участки предоставлялись арендатору для эксплуатации аэродрома Нижегородский-Богородск.
По кадастровым паспортам арендованных участков в качестве их разрешенного использования также обозначена эксплуатация аэродрома, что подтверждается аэронавигационным паспортом аэродрома от 05.07.2011 и свидетельством N 239 о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 30.12.2013.
Целевое использование земельного участка площадью 12590 кв. м с кадастровым номером 52:23:0010101:5 с 2010 года было изменено и в качестве разрешенного вида использование было согласовано организация деятельности по обслуживанию и ремонту газопроводов, организация сопутствующих производств.
По земельному участку проложен газопровод, который находится в субаренде у ОАО "Газпром".
В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 582 арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения:
- объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
- аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;
- рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Следовательно, Правительство РФ, разрабатывая общие принципы и начала определения арендной платы за земельные участки, не намерено было отказываться от государственного регулирования цен на землепользование под газопроводами и аэродромами и передавать свои полномочия в этой части субъектам РФ.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9 были утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов.
Указанный приказ с учетом даты его опубликования вступил в действие с 08.04.2011, и им для Нижегородской области утверждена ставка арендной платы в размере 0,67 руб./кв. м.
Аналогичным приказом от 20.10.2011 N 597 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов.
Данный приказ введен в действие с 13.03.2012 для аэропортов и аэродромов, пассажиропоток которых составляет менее 1 млн. человек в год, устанавливает арендные платежи в размере 0,05 руб./кв. м в год.
Утвержденные ставки в несколько раз меньше ставок, применяемых истцом при расчете арендной платы по постановлению Правительства Нижегородской области N 186.
Годовая арендная плата за земельный участок площадью 12590 кв. м, занятый под размещение газопровода, составит 8435 руб. (0,67 руб. x 12590 кв. м).
При применении до введения в действие названных ставок методики расчета арендной платы за землю, утвержденной субъектом РФ, за период с 2011 года по 30 сентября 2013 года ответчику должно быть начислено:
- 11677 руб. x 3 мес. + 2724,69 руб. + 0,67 руб. x 12590 кв. м / 365 дн. x 268 дн. = 43949,28 руб. за 2011 год;
- 0,67 руб. x 12590 кв. м = 8435,30 руб. за 2012 год;
- 0,67 руб. x 12590 кв. м / 12 мес. x 9 мес. = 6326,47 руб. за 9 месяцев 2013 года.
Итого: 58 711 руб. 05 коп.
За земельные участки, занятые аэродромом, годовая арендная плата по ставкам, утвержденным Министерством экономического развития РФ, будет составлять:
- 0,05 руб. x 28083 кв. м = 1404,15 руб.;
- 0,05 руб. x 8706 кв. м = 435,30 руб.
Исходя из указанных предельных размеров, арендная плата должна определять с 13 марта 2012 года. До указанного момента при отсутствии иного нормативного регулирования арендные платежи могут быть рассчитаны по постановлению Правительства Нижегородской области N 186.
Применяя указанный подход, расчет арендной платы за земельные участки под аэродромом суд производит следующим образом:
- 2011 год - за участок площадью 28083 кв. м - 71049 руб. 99 коп.;
- за участок площадью 8706 кв. м - 24899 руб. 16 коп.
2012 год:
76385,76 руб. / 12 мес. x 2 мес. + 6365,48 / 31 дн. x 12 дн. + 0,05 руб. x 28083 кв. м / 365 дн. x 283 дн. = 16283 руб. 72 коп.
26727,42 руб. /12 мес. x 2 мес. + 2227,29 руб. / 31 дн. x 12 дн. + 0,05 руб. x 8706 кв. м / 365 дн. x 283 дн. = 5654 руб. 26 коп.
2013 год:
- 0,05 руб. x 28083 кв. м = 1404 руб. 15 коп.;
- 0,05 руб. x 8706 кв. м = 435 руб. 30 коп.
Итого: 119726 руб. 58 коп.
За использование всех земельных участков в спорный период плата должна составить 178 437 руб. 63 коп.
Расчет арендной платы проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Поскольку оплата ответчиком в спорный период имела место на сумму 275 279 руб. 77 коп., то есть в размере, превышающим плату, подлежащую внесению за землепользование по регулируемым ценам, задолженность у ответчика не имеется.
Переплата по арендным платежам образовалась у арендатора по состоянию на 28.03.2012.
С учетом изложенного, суд правомерно отказал Комитету в удовлетворении исковых требований.
Доводы истца о том, что арендованные земельные участки не относятся к тем, на которые должно распространяться постановление Правительства РФ N 582, так как не являются федеральной собственностью, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
С учетом разъяснений постановления Президиума ВАС РФ N 15837/11 по делу N А47-7623/2010, сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
Установление после введения в действие постановления N 582 или применение ранее установленных упомянутыми органами регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещение аэродромов и газопроводов, не соответствует требованиям Земельного кодекса, принципам и правилам, установленным в постановлении N 582, в связи с чем истец не вправе производить расчет по методике, утвержденной в постановлении Правительства Нижегородской области за весь спорный период.
По правилам статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.04.2014 по делу N А43-28747/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, г. Богородск Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
О.А.ЛОГИНОВА
Е.А.БОГУНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)