Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления оглашена 27.01.2014
постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2014
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Н.Н. Кольцовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Рябинка"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2013
по делу N А40-38391/12-135-366, принятое судьей В.В. Дудкиным
по заявлению ЗАО "Рябинка" (119361, Москва, ул. Наташи Ковшовой, д. 6 Б, ИНН 7729068458, ОГРН 1027739267291)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674, 115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
- о признании незаконным распоряжения ДЗР г. Москвы; об обязании вынести распоряжение об уточнении границ земельного участка; об обязании вынести распоряжение об установлении разрешенного использования земельного участка;
- при участии:
- от заявителя - генеральный директор Кочетов В.Б. (протокол от 17.08.2010), Межевова О.В. по доверенности от 01.11.2013;
- от заинтересованного лица - Титова А.А. по доверенности N 33-Д-936/13 от 27.12.2013;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование распоряжения N 5213 от 22.11.2011 удовлетворено; признано недействительным распоряжение N 5213 Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 22.11.2011 и на Департамент земельных ресурсов г. Москвы возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем вынесения распоряжения об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 согласно материалов проекта, представленного заявителем (проект ООО "Геоменеджер" площадью 1567, 30 кв. м) установить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров и объекты размещения организаций общественного питания.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.05.2013 судебные акты отменены, в связи с тем, что судами не исследован и не оценен проект межевания квартала, не указаны мотивы, по которым он отвергнут, в соответствии с которым, по утверждению Департамента в письме от 18.01.2012 и в судебном заседании и были уточнены границы и площадь земельного участка. При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует исследовать все представленные лицами, участвующими в деле доказательства и доводы. В случае если данный спор затрагивает права и охраняемые законом интересы правообладателей и пользователей земельных участков, расположенных на территории квартала, привлечь данных лиц к участию в деле.
При новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2013 в удовлетворении заявленных ЗАО "Рябинка" требований о признании незаконным распоряжения N 5213 Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 22.11.2011; обязании Департамент городского имущества г. Москвы вынести распоряжение об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 согласно материалов проекта, разработанного ООО "Геоменеджер" площадью 1567, 30 кв. м; обязании Департамент городского имущества г. Москвы вынести распоряжение об установлении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32: объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров и объекта размещения организацией общественного питания, отказано. При этом суд первой инстанции исходил из пропуска срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и Департамента в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование распоряжения от 22.11.2011 N 5213 подлежит удовлетворению, поскольку до выяснения оснований отказа общество не имело возможности определить размер нарушенного права, и моментом, когда обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов следует считать дату получения письма Департамента от 18.01.2012 N 33-2Т7-1430/11-(0)-1, которое получено обществом 05.03.2012.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 22.11.2011 Департаментом земельных ресурсов г. Москвы вынесено распоряжение N 5213, которым уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 и установлено разрешенное использование земельного участка - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров.
В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления такого заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, осуществляет подготовку проекта соответствующего договора и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы, в соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет г. Москва.
Положением о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы является исполнительным органом г. Москвы, обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории г. Москвы (п. 1.1).
Согласно п. п. 2.2.2 - 2.2.4, 3.1.1, 3.1.7 указанного Положения, Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также выступает арендодателем данных участков. Департамент земельных ресурсов г. Москвы уполномочен принимать решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о слиянии земельных участков, о разделении земельных участков, о выделении земельного участка из существующего (п. п. 2.2.1, 3.1.4 Положения).
24.10.2011 ЗАО "Рябинка" обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением на оформление распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: Москва, улица Осенняя, вл. 28 на кадастровой карте (плане) территории для эксплуатации объекта размещения организацией розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров и объекта размещения организацией общественного питания.
22.11.2011 Департаментом земельных ресурсов г. Москвы вынесено оспариваемое распоряжение N 5213, которым уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 и установлено разрешенное использование земельного участка - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров.
Письмом от 18.01.2012 N 33-2Т7-1430/11-(0)-1 Департаментом сообщено, что границы уточняемого земельного участка, расположенного по адресу: Москва, улица Осенняя, вл. 28, определены в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке проектом межевания квартала. Оснований для переоформления указанного земельного участка в других границах не имеется.
В соответствии с договором о предоставлении участка от 31.07.2002 N М-07-505751 ЗАО "Рябинка" арендует земельный участок площадью 2108 кв. м по адресу: г. Москва, Осенняя улица, вл. 28.
В заявлении направленном в Департамент земельных ресурсов г. Москвы ЗАО "Рябинка" просило согласовать границы земельного участка, согласно материалам проекта, разработанного ООО "Геоменеджер". Площадь участка, который просило согласовать общество, составляет 1567.30 кв. м.
В рамках данных границ земельный участок использовался ЗАО "Рябинка" в своей хозяйственной деятельности.
Функции по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории г. Москвы, формирования земельных участков и принятие решений об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласованию решений об объединении и разъединении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, возложены на Департамент земельных ресурсов города Москвы постановлением Правительства г. Москвы N 949-ПП.
Департаментом при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32, не приняты во внимание документы, которые представлены обществом для изменения границ земельного участка, а установлены иные границы земельного участка, которые значительно отличаются от имевшихся ранее и не соответствуют указанным в заявлении. Более того, площадь уточненного земельного участка также отличается от площади, которая находится в аренде и от площади, которую просило согласовать общество.
Оспариваемое распоряжение N 5213 Департамента от 22.11.2011 не содержит мотивировочной части, что не позволяет установить причины отказа.
В соответствии с договором о предоставлении участка от 31.07.2002 N М-07-505751 предоставление земельного участка ЗАО "Рябинка" осуществляется для эксплуатации здания продовольственного магазина с пивным баром.
Письмом от 18.01.2012 N 33-2Т7-1430/11-(0)-1 Департаментом указано на то, что фактическое использование земельного участка, в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в г. Москве", определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведениях о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на указанном земельном участке.
В технической документации на здание, расположенное по адресу: Москва, улица Осенняя, д. 28 назначение здания не указано.
Экспликация к поэтажному плану дома N 28 по ул. Осенняя на 06.02.2009 содержит сведения о наличии в данном здании помещений кухни и бара. Иное функциональное назначение данных помещений в технической документации отсутствует.
В соответствии с приказом Росстата от 12.05.2010 N 185 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей" баром является предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Таким образом, нежилое помещение, расположенное по адресу: Москва, улица Осенняя, вл. 28, может эксплуатироваться для розничной торговли и общественного питания.
Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Классификация земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания объединена под одним пунктом (п. 1.2.5 Методических рекомендаций), что относит данные участки к одной классификационной группе.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земля, используется в соответствии с установленным целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Классификация земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания объединена под одним пунктом (п. 1.2.5 Методических рекомендаций), что относит данные участки к одной классификационной группе.
Постановлением Правительства г. Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в г. Москве.
Пункт указанного Перечня содержит градацию участков размещения торгово-бытовых объектов, в частности: п. 1.4.1 объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров; п. 1.4.3 объекты размещения организаций общественного питания.
Пункты 1.4.1 и 1.4.3 Перечня объединены одним классификатором, 1.2.5, который соответствует Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что земельный участок, используемый обществом, используется в соответствии с функциональным назначением расположенного на нем здания.
Площадь участка, который просило согласовать общество, составляет 1.567, 30 кв. м, в рамках данных границ земельный участок фактически используется обществом в своей хозяйственной деятельности.
Департаментом при уточнении границ спорного земельного участка не приняты во внимание документы, которые представлены обществом в целях изменения границ участка, а установлены иные границы, которые отличаются от имевшихся ранее и не соответствуют фактически используемым, кроме того, площадь уточненного земельного участка отличается от площади, которая находится в аренде и от площади, которую общество просило согласовать.
Изменение площади земельного участка связано с приведением его в рамки фактического использования, что не противоречить земельному и градостроительному законодательству.
Следует отметить, что границы и площадь земельного участка, утверждены Департаментом в большем размере, чем просило общество и данные обстоятельства влияют на финансовое положение общества, путем необходимости оплаты и содержания участка, которым общество не пользуется, поскольку часть участка не используется, так как это косогор и проезжая часть, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела фотографии.
Из материалов дела не следует и судом апелляционной инстанции не установлено, что спорный земельный участок затрагивает права и охраняемые законом интересы правообладателей и пользователей земельных участков.
Довод Департамента земельных ресурсов г. Москвы о том, что по части участка, право на который общество просит закрепить за собой, проходит красная линия, отклоняется исходя из следующего.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Основными задачами красных линий являются отграничение территорий общего пользования от иных территорий, определение границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
То обстоятельство, что по части участка, границы которого уточняет общество, проходит красная линия, не является основанием для отказа ЗАО "Рябинка", поскольку красные линии сами по себе не создают ограничений или запретов для собственников земельных участков, так как они являются лишь условными обозначениями в проекте планировки территории и проекте межевания территории границ публичных земель или местоположения линейных объектов (существующих или проектируемых). Красные линии не являются сервитутами или ограничениями прав правообладателей земельных участков, поскольку они не запрещают строительную деятельность или иную хозяйственную деятельность на земельных участках и не предоставляют права доступа на чужие земельные участки. Красными линиями запрещается или ограничивается застройка земельных участков не в силу того, что устанавливаются или ограничиваются права, а в силу иных причин.
Согласно ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Арбитражное процессуальное законодательство обязывает лиц, участвующих в деле, раскрыть доказательства перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания.
Нормы ст. ст. 9, 10, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации призваны обеспечить состязательность и равноправие сторон и их право знать заблаговременно об аргументах и доказательствах друг друга до начала судебного разбирательства, которое осуществляет суд первой инстанции. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Департаментом не обоснована невозможность изменения границы земельного участка по указанному адресу.
При таких обстоятельствах, оспариваемое распоряжение N 5213 от 22.11.201 является незаконным, не соответствующим положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 104, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2013 по делу N А40-38391/12-135-366 отменить.
Признать недействительным распоряжение N 5213 Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 22.11.2011 и на Департамент земельных ресурсов г. Москвы возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем вынесения распоряжения об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 согласно материалов проекта, представленного заявителем (проект ООО "Геоменеджер" площадью 1567, 30 кв. м), а также установить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров и объекты размещения организаций общественного питания.
Возвратить ЗАО "Рябинка" из федерального бюджета государственную пошлину размере 2.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Н.Н.КОЛЬЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2014 N 09АП-42562/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-38391/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2014 г. N 09АП-42562/2013-АК
Дело N А40-38391/12
резолютивная часть постановления оглашена 27.01.2014
постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2014
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Н.Н. Кольцовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Рябинка"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2013
по делу N А40-38391/12-135-366, принятое судьей В.В. Дудкиным
по заявлению ЗАО "Рябинка" (119361, Москва, ул. Наташи Ковшовой, д. 6 Б, ИНН 7729068458, ОГРН 1027739267291)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674, 115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
- о признании незаконным распоряжения ДЗР г. Москвы; об обязании вынести распоряжение об уточнении границ земельного участка; об обязании вынести распоряжение об установлении разрешенного использования земельного участка;
- при участии:
- от заявителя - генеральный директор Кочетов В.Б. (протокол от 17.08.2010), Межевова О.В. по доверенности от 01.11.2013;
- от заинтересованного лица - Титова А.А. по доверенности N 33-Д-936/13 от 27.12.2013;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование распоряжения N 5213 от 22.11.2011 удовлетворено; признано недействительным распоряжение N 5213 Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 22.11.2011 и на Департамент земельных ресурсов г. Москвы возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем вынесения распоряжения об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 согласно материалов проекта, представленного заявителем (проект ООО "Геоменеджер" площадью 1567, 30 кв. м) установить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров и объекты размещения организаций общественного питания.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.05.2013 судебные акты отменены, в связи с тем, что судами не исследован и не оценен проект межевания квартала, не указаны мотивы, по которым он отвергнут, в соответствии с которым, по утверждению Департамента в письме от 18.01.2012 и в судебном заседании и были уточнены границы и площадь земельного участка. При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует исследовать все представленные лицами, участвующими в деле доказательства и доводы. В случае если данный спор затрагивает права и охраняемые законом интересы правообладателей и пользователей земельных участков, расположенных на территории квартала, привлечь данных лиц к участию в деле.
При новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2013 в удовлетворении заявленных ЗАО "Рябинка" требований о признании незаконным распоряжения N 5213 Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 22.11.2011; обязании Департамент городского имущества г. Москвы вынести распоряжение об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 согласно материалов проекта, разработанного ООО "Геоменеджер" площадью 1567, 30 кв. м; обязании Департамент городского имущества г. Москвы вынести распоряжение об установлении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32: объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров и объекта размещения организацией общественного питания, отказано. При этом суд первой инстанции исходил из пропуска срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и Департамента в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование распоряжения от 22.11.2011 N 5213 подлежит удовлетворению, поскольку до выяснения оснований отказа общество не имело возможности определить размер нарушенного права, и моментом, когда обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов следует считать дату получения письма Департамента от 18.01.2012 N 33-2Т7-1430/11-(0)-1, которое получено обществом 05.03.2012.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 22.11.2011 Департаментом земельных ресурсов г. Москвы вынесено распоряжение N 5213, которым уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 и установлено разрешенное использование земельного участка - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров.
В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления такого заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, осуществляет подготовку проекта соответствующего договора и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы, в соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет г. Москва.
Положением о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы является исполнительным органом г. Москвы, обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории г. Москвы (п. 1.1).
Согласно п. п. 2.2.2 - 2.2.4, 3.1.1, 3.1.7 указанного Положения, Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также выступает арендодателем данных участков. Департамент земельных ресурсов г. Москвы уполномочен принимать решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о слиянии земельных участков, о разделении земельных участков, о выделении земельного участка из существующего (п. п. 2.2.1, 3.1.4 Положения).
24.10.2011 ЗАО "Рябинка" обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением на оформление распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: Москва, улица Осенняя, вл. 28 на кадастровой карте (плане) территории для эксплуатации объекта размещения организацией розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров и объекта размещения организацией общественного питания.
22.11.2011 Департаментом земельных ресурсов г. Москвы вынесено оспариваемое распоряжение N 5213, которым уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 и установлено разрешенное использование земельного участка - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров.
Письмом от 18.01.2012 N 33-2Т7-1430/11-(0)-1 Департаментом сообщено, что границы уточняемого земельного участка, расположенного по адресу: Москва, улица Осенняя, вл. 28, определены в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке проектом межевания квартала. Оснований для переоформления указанного земельного участка в других границах не имеется.
В соответствии с договором о предоставлении участка от 31.07.2002 N М-07-505751 ЗАО "Рябинка" арендует земельный участок площадью 2108 кв. м по адресу: г. Москва, Осенняя улица, вл. 28.
В заявлении направленном в Департамент земельных ресурсов г. Москвы ЗАО "Рябинка" просило согласовать границы земельного участка, согласно материалам проекта, разработанного ООО "Геоменеджер". Площадь участка, который просило согласовать общество, составляет 1567.30 кв. м.
В рамках данных границ земельный участок использовался ЗАО "Рябинка" в своей хозяйственной деятельности.
Функции по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории г. Москвы, формирования земельных участков и принятие решений об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласованию решений об объединении и разъединении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, возложены на Департамент земельных ресурсов города Москвы постановлением Правительства г. Москвы N 949-ПП.
Департаментом при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32, не приняты во внимание документы, которые представлены обществом для изменения границ земельного участка, а установлены иные границы земельного участка, которые значительно отличаются от имевшихся ранее и не соответствуют указанным в заявлении. Более того, площадь уточненного земельного участка также отличается от площади, которая находится в аренде и от площади, которую просило согласовать общество.
Оспариваемое распоряжение N 5213 Департамента от 22.11.2011 не содержит мотивировочной части, что не позволяет установить причины отказа.
В соответствии с договором о предоставлении участка от 31.07.2002 N М-07-505751 предоставление земельного участка ЗАО "Рябинка" осуществляется для эксплуатации здания продовольственного магазина с пивным баром.
Письмом от 18.01.2012 N 33-2Т7-1430/11-(0)-1 Департаментом указано на то, что фактическое использование земельного участка, в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в г. Москве", определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведениях о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на указанном земельном участке.
В технической документации на здание, расположенное по адресу: Москва, улица Осенняя, д. 28 назначение здания не указано.
Экспликация к поэтажному плану дома N 28 по ул. Осенняя на 06.02.2009 содержит сведения о наличии в данном здании помещений кухни и бара. Иное функциональное назначение данных помещений в технической документации отсутствует.
В соответствии с приказом Росстата от 12.05.2010 N 185 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей" баром является предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Таким образом, нежилое помещение, расположенное по адресу: Москва, улица Осенняя, вл. 28, может эксплуатироваться для розничной торговли и общественного питания.
Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Классификация земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания объединена под одним пунктом (п. 1.2.5 Методических рекомендаций), что относит данные участки к одной классификационной группе.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земля, используется в соответствии с установленным целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Классификация земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания объединена под одним пунктом (п. 1.2.5 Методических рекомендаций), что относит данные участки к одной классификационной группе.
Постановлением Правительства г. Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в г. Москве.
Пункт указанного Перечня содержит градацию участков размещения торгово-бытовых объектов, в частности: п. 1.4.1 объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров; п. 1.4.3 объекты размещения организаций общественного питания.
Пункты 1.4.1 и 1.4.3 Перечня объединены одним классификатором, 1.2.5, который соответствует Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что земельный участок, используемый обществом, используется в соответствии с функциональным назначением расположенного на нем здания.
Площадь участка, который просило согласовать общество, составляет 1.567, 30 кв. м, в рамках данных границ земельный участок фактически используется обществом в своей хозяйственной деятельности.
Департаментом при уточнении границ спорного земельного участка не приняты во внимание документы, которые представлены обществом в целях изменения границ участка, а установлены иные границы, которые отличаются от имевшихся ранее и не соответствуют фактически используемым, кроме того, площадь уточненного земельного участка отличается от площади, которая находится в аренде и от площади, которую общество просило согласовать.
Изменение площади земельного участка связано с приведением его в рамки фактического использования, что не противоречить земельному и градостроительному законодательству.
Следует отметить, что границы и площадь земельного участка, утверждены Департаментом в большем размере, чем просило общество и данные обстоятельства влияют на финансовое положение общества, путем необходимости оплаты и содержания участка, которым общество не пользуется, поскольку часть участка не используется, так как это косогор и проезжая часть, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела фотографии.
Из материалов дела не следует и судом апелляционной инстанции не установлено, что спорный земельный участок затрагивает права и охраняемые законом интересы правообладателей и пользователей земельных участков.
Довод Департамента земельных ресурсов г. Москвы о том, что по части участка, право на который общество просит закрепить за собой, проходит красная линия, отклоняется исходя из следующего.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Основными задачами красных линий являются отграничение территорий общего пользования от иных территорий, определение границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
То обстоятельство, что по части участка, границы которого уточняет общество, проходит красная линия, не является основанием для отказа ЗАО "Рябинка", поскольку красные линии сами по себе не создают ограничений или запретов для собственников земельных участков, так как они являются лишь условными обозначениями в проекте планировки территории и проекте межевания территории границ публичных земель или местоположения линейных объектов (существующих или проектируемых). Красные линии не являются сервитутами или ограничениями прав правообладателей земельных участков, поскольку они не запрещают строительную деятельность или иную хозяйственную деятельность на земельных участках и не предоставляют права доступа на чужие земельные участки. Красными линиями запрещается или ограничивается застройка земельных участков не в силу того, что устанавливаются или ограничиваются права, а в силу иных причин.
Согласно ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Арбитражное процессуальное законодательство обязывает лиц, участвующих в деле, раскрыть доказательства перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания.
Нормы ст. ст. 9, 10, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации призваны обеспечить состязательность и равноправие сторон и их право знать заблаговременно об аргументах и доказательствах друг друга до начала судебного разбирательства, которое осуществляет суд первой инстанции. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Департаментом не обоснована невозможность изменения границы земельного участка по указанному адресу.
При таких обстоятельствах, оспариваемое распоряжение N 5213 от 22.11.201 является незаконным, не соответствующим положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 104, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2013 по делу N А40-38391/12-135-366 отменить.
Признать недействительным распоряжение N 5213 Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 22.11.2011 и на Департамент земельных ресурсов г. Москвы возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем вынесения распоряжения об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 согласно материалов проекта, представленного заявителем (проект ООО "Геоменеджер" площадью 1567, 30 кв. м), а также установить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров и объекты размещения организаций общественного питания.
Возвратить ЗАО "Рябинка" из федерального бюджета государственную пошлину размере 2.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Н.Н.КОЛЬЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)