Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок. Экспертным заключением подтверждается соответствие отчета об оценке рыночной стоимости требованиям законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению П., Н., К.Ю., С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
П., Н., К.Ю., С. обратились в Самарский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N площадью 1696 кв. м (арендатор П.), N, площадью 5317 кв. м (арендатор С.), N, площадью 3789 кв. м (арендатор Н.), N площадью 9855 кв. м (арендаторы П. и К.Ю.), с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости в размере соответственно: 850 516, 35 руб., 2 419 932,19 руб., 1 774 415, 54 руб. и 4 261 020,05 руб.
Свои требования заявители обосновали тем, что являются арендаторами вышеуказанного земельного участка и собственниками расположенных на нем нежилых помещений. На основании приложения N 2 к постановлению Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 года и в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, кадастровая стоимость земельных участков установлена по состоянию на 03.12.2013 года и составляет: N - 3 169 857, 92 руб., N -9 937 579, 34 руб., N - 7 081 716, 78 руб., N - 18 419 192,10 руб.
Согласно отчетам об оценке по определению рыночной стоимости объекта оценки, выполненных ООО "Городская служба оценки", итоговая величина рыночной стоимости земельных участков на ту же дату - 03.12.2013 года составила: N - 850 516, 35 руб., N - 2 419 932,19 руб., N - 1 774 415, 54 руб., N - 4 261020, 05 руб.
На основании изложенного, заявители считают, что в соответствии со статьей 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель заявителей - Г. заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, уточнив, что не возражает против размера рыночной стоимости, установленной в результате судебной экспертизы.
Представитель Правительства Самарской области К.Е. просил в удовлетворении требований отказать в связи с отсутствием оснований для их удовлетворения.
Представители ФГБУ "ФКП" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, мэрии г.о. Тольятти, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом. В письменных отзывах на имя суда просят в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению с учетом заключения эксперта, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что заявители П., Н., К.Ю., С. являются арендаторами земельных участков с кадастровыми номерами: N, площадью 1696 кв. м (арендатор П.), N площадью 5317 кв. м (арендатор С.), N площадью 3789 кв. м (арендатор Н.), N площадью 9855 кв. м (арендаторы П. и К.Ю.), с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенных по адресу: <адрес>, а также являются собственниками нежилых помещений, расположенных на данном земельном участке.
Перечисленные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N и поставлены на государственный кадастровый учет 03.12.2013 года
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе с кадастровым номером N равная 77 758 708,08 руб.
В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, органом кадастрового учета была рассчитана кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков: N - 3 169 857, 92 руб., N - 9 937 579, 34 руб., N - 7 081 716, 78 руб., N - 18 419 192,10 руб.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела по запросу суда кадастровым делом (том 3 л.д. 1-99) и пояснениями представителя кадастрового органа.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В силу статьи 3 названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Заявителями в обоснование своих требований представлены отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненные ООО "Городская служба оценки". Итоговая величина рыночной стоимости земельных участков на дату оценки 03.12.2013 года названными отчетами определена: земельного участка с кадастровым номером N - 850 516, 35 руб., земельного участка с кадастровым номером N - 2 419 932,19 руб., земельного участка с кадастровым номером N - 1 774 415, 54 руб., земельного участка с кадастровым номером N - 4 261 020, 05 руб.
В связи с доводами сторон, которые ставили под сомнение отчеты, представленные заявителями в обоснование своих требований, судом по делу была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельных участков на дату определения их кадастровой стоимости - на 03.12.2013 года.
Согласно заключения экспертизы, проведенной на основании определения суда экспертом ООО "Федеральная лаборатория судебной экспертизы", от 07.04.2015 года за N 2015/187, рыночная стоимость земельных участков составила:
- с кадастровым номером N, площадью 1696 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес> в размере 1 046 000 рублей;
- с кадастровым номером N площадью 5317 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес> в размере 3 238 000 рублей;
- с кадастровым номером N площадью 3789 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 308 000 рублей;
- с кадастровым номером N, площадью 9855 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 4 987 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной в результате судебной экспертизы.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 79, 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сторонами под сомнение не ставилась. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 246 ГПК РФ, суд
решил:
Требования П., Н., К.Ю., С. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 1696 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 046 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 5317 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3 238 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3789 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 308 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 9855 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4 987 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Копия верна:
Судья
Е.И.ШАБАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.04.2015 N 3-93/2015
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок. Экспертным заключением подтверждается соответствие отчета об оценке рыночной стоимости требованиям законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2015 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению П., Н., К.Ю., С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
П., Н., К.Ю., С. обратились в Самарский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N площадью 1696 кв. м (арендатор П.), N, площадью 5317 кв. м (арендатор С.), N, площадью 3789 кв. м (арендатор Н.), N площадью 9855 кв. м (арендаторы П. и К.Ю.), с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости в размере соответственно: 850 516, 35 руб., 2 419 932,19 руб., 1 774 415, 54 руб. и 4 261 020,05 руб.
Свои требования заявители обосновали тем, что являются арендаторами вышеуказанного земельного участка и собственниками расположенных на нем нежилых помещений. На основании приложения N 2 к постановлению Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 года и в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, кадастровая стоимость земельных участков установлена по состоянию на 03.12.2013 года и составляет: N - 3 169 857, 92 руб., N -9 937 579, 34 руб., N - 7 081 716, 78 руб., N - 18 419 192,10 руб.
Согласно отчетам об оценке по определению рыночной стоимости объекта оценки, выполненных ООО "Городская служба оценки", итоговая величина рыночной стоимости земельных участков на ту же дату - 03.12.2013 года составила: N - 850 516, 35 руб., N - 2 419 932,19 руб., N - 1 774 415, 54 руб., N - 4 261020, 05 руб.
На основании изложенного, заявители считают, что в соответствии со статьей 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель заявителей - Г. заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, уточнив, что не возражает против размера рыночной стоимости, установленной в результате судебной экспертизы.
Представитель Правительства Самарской области К.Е. просил в удовлетворении требований отказать в связи с отсутствием оснований для их удовлетворения.
Представители ФГБУ "ФКП" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, мэрии г.о. Тольятти, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом. В письменных отзывах на имя суда просят в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению с учетом заключения эксперта, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что заявители П., Н., К.Ю., С. являются арендаторами земельных участков с кадастровыми номерами: N, площадью 1696 кв. м (арендатор П.), N площадью 5317 кв. м (арендатор С.), N площадью 3789 кв. м (арендатор Н.), N площадью 9855 кв. м (арендаторы П. и К.Ю.), с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенных по адресу: <адрес>, а также являются собственниками нежилых помещений, расположенных на данном земельном участке.
Перечисленные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N и поставлены на государственный кадастровый учет 03.12.2013 года
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе с кадастровым номером N равная 77 758 708,08 руб.
В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, органом кадастрового учета была рассчитана кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков: N - 3 169 857, 92 руб., N - 9 937 579, 34 руб., N - 7 081 716, 78 руб., N - 18 419 192,10 руб.
Перечисленные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела по запросу суда кадастровым делом (том 3 л.д. 1-99) и пояснениями представителя кадастрового органа.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В силу статьи 3 названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Заявителями в обоснование своих требований представлены отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненные ООО "Городская служба оценки". Итоговая величина рыночной стоимости земельных участков на дату оценки 03.12.2013 года названными отчетами определена: земельного участка с кадастровым номером N - 850 516, 35 руб., земельного участка с кадастровым номером N - 2 419 932,19 руб., земельного участка с кадастровым номером N - 1 774 415, 54 руб., земельного участка с кадастровым номером N - 4 261 020, 05 руб.
В связи с доводами сторон, которые ставили под сомнение отчеты, представленные заявителями в обоснование своих требований, судом по делу была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельных участков на дату определения их кадастровой стоимости - на 03.12.2013 года.
Согласно заключения экспертизы, проведенной на основании определения суда экспертом ООО "Федеральная лаборатория судебной экспертизы", от 07.04.2015 года за N 2015/187, рыночная стоимость земельных участков составила:
- с кадастровым номером N, площадью 1696 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес> в размере 1 046 000 рублей;
- с кадастровым номером N площадью 5317 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес> в размере 3 238 000 рублей;
- с кадастровым номером N площадью 3789 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 308 000 рублей;
- с кадастровым номером N, площадью 9855 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 4 987 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной в результате судебной экспертизы.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 79, 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сторонами под сомнение не ставилась. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 246 ГПК РФ, суд
решил:
Требования П., Н., К.Ю., С. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 1696 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 046 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 5317 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3 238 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3789 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 308 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 9855 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4 987 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Копия верна:
Судья
Е.И.ШАБАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)