Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.04.2015 N Ф06-5952/2013, Ф06-21664/2013 ПО ДЕЛУ N А55-18594/2013

Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения прав.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что заявленный вид использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования данного земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. N Ф06-5952/2013

Дело N А55-18594/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплевой М.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Апаркин В.Н., Бажан П.В.)
по делу N А55-18594/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Представитель", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка; с участием третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Представитель" (далее - общество, ООО "УК "Представитель") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом от 10.07.2013 N 12-1/0589/13 (т. 1 л.д. 3).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 121 - 122, 142 - 143).
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.05.2014 вышеназванные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 2 л.д. 13 - 17).
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2014 по делу N А55-18594/2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014, заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ООО "УК "Представитель" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:45, площадью 80 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара Загора/ул. Г.Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе, содержащийся в сообщении от 10.07.2013 N 12-1/0589/13.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "УК "Представитель" путем проведения оценки земельного участка с кадастровым номером 63:01:0217003:45, площадью 80 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Стара Загора/ул. Г.Димитрова и принятия решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже указанного земельного участка (т. 2 л.д. 39 - 42).
Министерство имущественных отношений Самарской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "УК "Представитель" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 80 кв. м, по адресу г. Самара, ул. Стара Загора/ул. Г.Димитрова для использования в рекреационных целях под размещение некапитальных вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха на природе.
Сообщением от 10.07.2013 N 12-1/0589/13 Министерство имущественных отношений Самарской области в приватизации испрашиваемого земельного участка заявителю отказано. Отказ мотивирован тем, что вид использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования согласно градостроительным регламентам (т. 1 л.д. 5 - 7).
Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок предоставления).
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктами 2.11 - 2.13 Порядка предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка при проведении оценки испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принятии решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Пункт 3.1 Порядка, до внесения в него изменений постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, предусматривал возможность предоставления земельных участков в собственность под временные объекты без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, Положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в том числе, в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Таким образом, положения пункта 3.1 в новой редакции предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов только в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11 - 2.12 Порядка).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-2 по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61; фактически заявленный вид использования является основным разрешенным видом использования земельных участков в зоне Р-2, о чем Департамент указывает в письме от 19.11.2013 N Д05-01-01/10133-3-1 (т. 1 л.д. 104 - 106).
Указанное обстоятельство также усматривается из Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
При этом, как установлено судами, каких-либо доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок занят объектами общего пользования (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ), равно как и доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ для отказа в его выкупе, Министерством в нарушение требований пункта 5 статьи 200 АПК РФ не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды двух инстанций пришли к выводу, что оспариваемый отказ противоречит пунктам 2.4., 2.11 - 2.13 Порядка, статье 34 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 201 АПК РФ, признали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы об обратном, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 АПК РФ).
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.07.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по делу N А55-18594/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)