Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2015 N 17АП-10273/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А60-8173/2015

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. N 17АП-10273/2015-ГК

Дело N А60-8173/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходыревой Н.В.,
при участии:
заявителя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Я.Н., паспорт,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 июня 2015 года,
принятое судьей Ваниным П.Б.
по делу N А60-8173/2015
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича (ИНН 665803455591, ОГРНИП 312591113200016)
к Администрации Сысертского городского округа,
третье лицо: Департамент лесного хозяйства Свердловской области,
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенев Я.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 161248,00 кв. м с кадастровым номером 66:25:1307001:317 крестьянскому (фермерскому) хозяйству и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 июня 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенев Я.Н. обжалует решение в апелляционном порядке, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. С выводами суда не согласен, полагает, что поскольку спорные правоотношения возникли между сторонами в ноябре 2014 года, а в суд заявитель обратился 20.02.2015, по смыслу части 1 статьи 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, при рассмотрении данного дела следует применить ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшую на момент вынесения заинтересованным лицом обжалуемого отказа. Обязательность применения данной нормы, по мнению заявителя, следует из ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 23.07.2013). Полагает, что в связи с тем, что Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусматривает предоставление земель сельхозназначения в порядке аукциона, и кроме заявителя за предоставлением спорного земельного участка никто не обращался, оснований для отказа в предоставлении в аренду данного земельного участка у Администрации не имелось.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания заинтересованное лицо, третьи лица, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 сентября 2015 года до 15 час. 15 мин.
После перерыва явка та же, заявитель придерживался позиции, изложенной в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенев Яков Николаевич 06.11.2014 обратился к Главе Сысертского городского округа с заявлением о выделении земельного участка площадью 161248 кв. м с кадастровым номером 66:25:1307001:317, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район в аренду на 49 лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства и его расширения.
От Администрации Сысертского городского округа 28.11.2014 в адрес предпринимателя поступило письмо N 7938, из которого следует, что Администрация отказывает предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2004 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Не согласившись с таким отказом, полагая, что он нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности Жбенев Я.Н. обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления и направления ответа на него, то есть, до 01.03.2015) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно ст. 34 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления и направления ответа на него, то есть, до 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п. 4 ст. 34 Земельного кодекса орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 5 ст. 34 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 ст. 34 Земельного кодекса.
Порядок предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе для целей, не связанных со строительством утвержден решением Думы Сысертского городского округа N 225 от 28.01.2010.
Настоящий порядок предусматривает необходимость заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка, а также согласования в предоставлении земельного участка заявителю путем подготовки заключения либо совершения соответствующей записи на заявлении. В случае поступления двух и более заявлений о предоставлении земельного участка предоставление такого земельного участка осуществляется с проведением торгов в форме аукциона.
Из этого следует, что до решения вопроса о том, подлежит земельный участок предоставлению по результатам торгов или без проведения торгов, необходимой подготовительной стадией для решения указанного вопроса является публикация в средствах массовой информации сведений о предстоящем предоставлении земельного участка.
Для Сысертского городского округа, в числе прочих условий, учитывается также очередность желающих в предоставлении земельных участков (п. 7, 8 Порядка предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе).
Предусмотренное законом требование о заблаговременном информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков направлено на создание равных условий для реализации гражданами возможностей участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, на обеспечение принципа сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, прав возможных претендентов на земельный участок.
Эффективность, справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедур предоставления земельных участков связаны с совершением ряда перечисленных действий. Не совершение какого-либо одного из обязательных действий следует трактовать как нарушение перечисленных норм, закрепленных в ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Поскольку существенным условием договора аренды земельного участка должно являться условие о разрешенном использовании земельного участка, опубликование этой информации должно формировать как у населения, так и возможных претендентов за получение в аренду земельного участка правильного представления о будущих условиях договора аренды либо о деятельности арендатора.
Для потенциальных арендаторов такая публикации носит характер уведомления о возможности подавать заявки на предоставление земельного участка. В случае подачи нескольких заявок заключению договора аренды должно предшествовать проведение торгов на право заключения договора аренды. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4224/10 от 14.09.2010).
Доведение до неограниченного круга лиц этой информации предназначено для изучения общественного мнения граждан в отношении Закона от 23 июня 2014 N 171-ФЗ), предусматривающие переходные положения в предоставлении земельных участков на случай, если схема расположения земельного участка была утверждена до 01.03.2015.
В соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.2014 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" в случае если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
На день рассмотрения настоящего дела в суде ст. 10 Закона N 101-ФЗ, ст. 34 Земельного кодекса РФ не действуют, возможность предоставления земельного участка по правилам, указанным в этих нормах возможна только в случае, если до 01.03.2015 орган местного самоуправления утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В частности, такие случаи предусмотрены ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171 "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В условиях, когда не начата сама процедура по опубликованию сведений о предстоящем предоставлении земельного участка, Администрация не может считаться нарушившей требования закона о предоставлении участка единственному претенденту.
Доводы заявителя о том, что при рассмотрении данного дела следует применить ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшую на момент вынесения заинтересованным лицом обжалуемого отказа, подлежат отклонению.
Поскольку положения ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не возлагают на уполномоченные органы в рассматриваемом судом случае обязанности следовать порядку предоставления земельного участка, определенному ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, то на Администрацию Сысертского городского округа после 01.03.2015 не может быть возложена обязанность, которая была установлена утратившими силу положениями закона.
Таким образом, оспаривание отказа в предоставлении в аренду земельного участка после 01.03.2015 не может приводить к непосредственному восстановлению или защите прав заявителя.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июня 2015 года по делу N А60-8173/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
В.В.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)