Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.08.2014 ПО ДЕЛУ N А56-53455/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. по делу N А56-53455/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Ракчеевой М.А. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Рынок Лигово" Малтыза И.Н. (доверенность от 27.08.2013), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 09.01.2014), Стериной О.О. (доверенность от 09.01.2014), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 27.12.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2013 (судья Савина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 (судьи Тимухина И.А., Жиляева Е.В., Серикова И.А.) по делу N А56-53455/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Рынок Лигово", место нахождения: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 54, ОГРН 1037811039727, ИНН 7805084863 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка площадью 7676 кв. м с кадастровым номером 78:40:8463:4, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский р-н, пр. Народного ополчения, участок 1 (юго-западнее пересечения с Авангардной ул.), для строительства объекта розничной торговли, а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка для строительства путем издания соответствующего постановления на основании заявления Общества от 17.01.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397 (далее - Комитет по строительству).
Решением от 19.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет по строительству, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просят отменить решение от 19.12.2013 и постановление от 25.03.2014 и отказать в удовлетворении требований Общества.
Податели жалобы указывают на следующее: Общество пропустило установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок на обжалование бездействия Правительства; суды не дали надлежащую оценку доводам Правительства и Комитета о нарушении порядка информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства и о том, что на испрашиваемом участке находятся объекты, которые не принадлежат Санкт-Петербургу и судьба которых не определена.
В судебном заседании представители Правительства, Комитета по строительству поддержали доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по заявлению Общества о предоставлении земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 17.05.2010 N 610 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский р-н, пр. Народного ополчения, участок 1 (юго-западнее пересечения с Авангардной ул.)", для строительства объекта розничной торговли (сельскохозяйственного рынка).
На основании этого постановления Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 07.07.2010 N 08-ЗКИ-000136 аренды земельного участка площадью 8413 кв. м по указанному адресу для проведения изыскательских работ на срок с 29.06.2010 по 28.05.2011.
По результатам проведения проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) распоряжением от 18.11.2011 N 229-пр утвердил проект границ земельного участка площадью 7676 кв. м и определил вид его разрешенного использования - "размещение объекта розничной торговли (сельскохозяйственного рынка)".
КГА распоряжением от 26.01.2011 N 127 утвердил акт о выборе названного земельного участка для строительства объекта розничной торговли (сельскохозяйственного рынка).
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании комплекта документации, подготовленной в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813). В состав данного комплекта документации входят представлены заключения КГА от 30.11.2010 N 1-1-69949/5, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее - КГИОП) от 28.12.2010 N 11-2004-1, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 23.08.2010 N 499, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.01.2011 N 78.01.02.000.Т.000011.01.11. Акт о выборе подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Комитета по строительству.
После утверждения акта о выборе 22.12.2011 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 7676 кв. м по указанному адресу. Участку присвоен кадастровый номер 78:40:8463:4, установлен вид его разрешенного использования - "для размещения объектов торговли".
Общество в соответствии с пунктом 3.15 Положения N 1813 обратилось 17.01.2012 в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства, приложив документы, перечисленные в пункте 3.13 Положения N 1813, в том числе кадастровый паспорт земельного участка, заключения различных отраслевых комитетов Правительства, отчет о рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости (земельный участок) от 14.09.2011 N 31-1-1202/2011.
Общество повторно обратилось в Комитет по строительству с таким же заявлением 15.05.2013. В письме от 22.05.2013 Санкт-Петербургское бюджетное учреждение "Управление инвестиций" сообщило Обществу, что на совещании с участием представителей исполнительных органов государственной власти был рассмотрен проект постановления Правительства о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства; по итогам совещания было рекомендовано рассмотреть названный проект на совещании по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства.
Общество, ссылаясь на то, что представило в Правительство все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Как установлено пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, то есть без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в Комитет по строительству, в полномочия которого входит осуществление приема, регистрации и рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Обществом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813 предусмотрено, что Комитет в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения N 1813.
Согласно пункту 3.17 Положения N 1813 согласование проекта постановления Правительства, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением N 1813, а Правительство не приняло решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства и не доказало наличие законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суды признали оспариваемое бездействие незаконным и обязали Правительство принять соответствующее решение.
Суды признали несостоятельным довод Правительства и Комитета по строительству о нарушении порядка информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка, поскольку в материалы дела представлены доказательства опубликования в надлежащем печатном органе в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", информации о выборе спорного участка для строительства объекта розничной торговли и плана границ участка.
Довод жалобы о том, что на испрашиваем участке имеются объекты недвижимости, собственник которых неизвестен, был также предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций. Суды установили и материалами дела подтверждается, что на испрашиваемом участке не имеется объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности каким-либо лицам, а наличие временных сооружений, возведенных согласно справке КУГИ прежним арендатором участка по договору, расторгнутому 17.05.2000, не является препятствием для предоставления участка для строительства.
Не может служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов довод жалобы о том, что Общество пропустило установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд. Апелляционный суд правильно указал, что бездействие является длящимся правонарушением. Как видно из материалов дела, Общество неоднократно обращалось к заинтересованным лицам с просьбой предоставить ему земельный участок для строительства, получало ответы о возможном рассмотрении вопроса. Последний ответ о движении его заявления датирован 29.07.2013, а с настоящим заявлением Общество обратилось в суд 05.09.2013.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций обоснованно удовлетворили требования Общества, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А56-53455/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи
М.А.РАКЧЕЕВА
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)