Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,
при участии от предпринимателя Цховребадзе Важи Алексеевича его представителей Шмелева А.В. по доверенности от 11.09.2013, Стекловой А.С. по доверенности от 28.07.2014, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Соколовой Ю.С. по доверенности от 09.04.2014 N 27-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 3 апреля 2014 года по делу N А66-5469/2013 (судья Перкина В.В.),
установил:
предприниматель Цховребадзе Важа Алексеевич (ОГРНИП 304690125700059) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - министерство) о признании незаконным отказа от 09.08.2012 N 11825-09 в предоставлении части земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрации города Твери (далее - администрация), Департамент архитектуры и градостроительства по городу Твери (далее - департамент), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 3 апреля 2014 года заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что выбор способа предоставления земельного участка под строительство (с торгов или без проведения торгов) с учетом статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) принадлежит уполномоченному органу, а не лицу, которое настаивает на предоставлении земельного участка без проведения торгов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Указывает на то, что при принятии решения о невозможности предоставления земельного участка под строительство без проведения торгов комиссией учитывалось, что испрашиваемый участок расположен в зоне земель историко-культурного назначения, а также то, что предпринимателем осуществлен самовольный захват испрашиваемого земельного участка. Ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок площадью 1200 кв. м практически полностью находится в границах ранее сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300086:24 площадью 1223,96 кв. м. При этом указывает на то, что действующее законодательство не содержит норм, наделяющих уполномоченные органы соответствующими полномочиями по распоряжению сформированными земельными участками, минуя процедуру торгов. Полагает, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов на спорный земельный участок. Ссылается на то, что резолютивная часть оспариваемого судебного акта не соответствует положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку не содержит указаний на то, какие конкретно действия должен совершить орган государственной власти в целях восстановления нарушенных прав предпринимателя.
Представитель министерства в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам и требованиям, приведенным в ней, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители предпринимателя в отзыве и в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Департамент, администрация и учреждение надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей предпринимателя и министерства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Цховребадзе В.А. является собственником нежилого помещения общей площадью 379,2 кв. м, расположенного по адресу: город Тверь, территория Двор Пролетарки, дом 10а; земельного участка общей площадью 3703 кв. м, расположенного по адресу: город Тверь, двор Пролетарки, дом 10а и железнодорожного пути N 3 протяженностью 67 м, инвентарный номер 24, литер III, расположенного по адресу: город Тверь, Пролетарский район, ТЭЦ-1, ветка N 5.
Предприниматель Цховребадзе В.А. 08.12.2010 обратился в Комитет по управлению имуществом Тверской области с заявлением о предоставлении дополнительной части земельного участка площадью 12 соток по адресу: город Тверь, Двор Пролетарки, дом 10А, с кадастровым номером 69:40:0300086:24, для организации пожарного проезда и крытой погрузочно-разгрузочной площадки для хранения металломатериалов с предварительным согласованием места размещения объекта.
В дальнейшем Цховребадзе В.А. обратился в министерство с заявлением от 17.04.2012 с целью сообщения ему о результатах рассмотрения заявления и предоставлении протокола Межведомственной комиссии.
Письмом от 09.08.2012 N 11825-09 министерство отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на ранее принятое решение Межведомственной комиссии при правительстве Тверской области по земельным отношениям о нецелесообразности предоставления заявителю спорного земельного участка.
Посчитав, что данный отказ является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 3 статьи 30 данного Кодекса следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 указанного Кодекса. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
При этом такое решение должно быть мотивированным.
В рассматриваемом случае, как следует из письма министерства от 09.08.2012 N 11825-09, основанием отказа заявителю в предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта послужило принятое решение Межведомственной комиссии при правительстве Тверской области по земельным отношениям о нецелесообразности предоставления заявителю спорного земельного участка. Иные основания отказа в предоставлении участка в данном письме отсутствуют.
Постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па "Об утверждении Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "Город Тверь" (далее - Порядок N 213-па) установлен порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 2.9 Порядка N 213-па (в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка) предусмотрено, что в случае подачи заявителем заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта министерство в срок до двух месяцев со дня регистрации указанного заявления осуществляет подготовку материалов, необходимых для рассмотрения вопроса о целесообразности либо нецелесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с одним из возможных вариантов размещения объекта, в том числе направляет в уполномоченный орган местного самоуправления города Твери обращение об опубликовании информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 2.11 названного Порядка Межведомственная комиссия рассматривает вопрос о целесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и вносит в министерство одно из следующих предложений:
а) о целесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта;
б) о нецелесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта;
в) о нецелесообразности предоставления земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 2.13 Порядка N 213-па министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления протокола заседания Межведомственной комиссии принимает одно из следующих решений:
а) о направлении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления;
б) об отказе в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
При принятии решения министерство учитывает предложения Межведомственной комиссии в случае, если они соответствуют федеральному законодательству.
Согласно пункту 2.15. Порядка министерство в течение трех рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2.13 указанного Порядка, направляет заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления для выполнения мероприятий, отнесенных в соответствии со статьей 31 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу пункта 3.2 Соглашения от 19.01.2012 N 1944 о взаимодействии между правительством Тверской области и администрацией города Твери выбор земельного участка по обращению министерства обеспечивает администрация.
Как следует из материалов дела, решение о нецелесообразности предоставления заявителю спорного земельного участка (том 1 лист 16) было обосновано лишь фактом самовольного занятия данного участка предпринимателем. Иные основания, в том числе предусмотренные действующим законодательством, ограничивающие возможность предоставления спорного участка по процедуре предварительного согласования в решении Межведомственной комиссии не указаны.
Между тем данное обстоятельство не может быть признано допустимым основанием в решении вопроса о целесообразности предоставления земельного участка, так как ответчиком не представлено доказательств того, что данные действия предпринимателя повлекли нарушение прав и законных интересов иных лиц.
Следовательно, причина, по которой Межведомственной комиссией принято решение о нецелесообразности предоставления участка предпринимателю, не может быть признана обоснованной.
Кроме того, 24.02.2012 года в газете "Муниципальные вести" N 8 (600), которая является официальным изданием администрации города Твери, опубликована информация о возможном (предстоящем) предоставлении данного земельного участка, что свидетельствует о возможности предоставления спорного земельного участка заинтересованным лицам, в том числе предпринимателю.
Доводы подателя жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 1200 кв. м практически полностью находится в границах ранее сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300086:24 площадью 1223,96 кв. м, а также то, что испрашиваемый участок расположен в зоне земель историко-культурного назначения, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку данные обстоятельства не были положены в основу отказа в предоставлении предпринимателю названного участка.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ министерства, основанный на вышеуказанной причине, не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с этим удовлетворил заявленные требования.
Ссылка подателя жалобы на то, что резолютивная часть оспариваемого судебного акта не соответствует положениям статьи 201 АПК РФ, поскольку не содержит указаний на то, какие конкретно действия должен совершить орган государственной власти в целях восстановления нарушенных прав предпринимателя, признается апелляционной коллегией несостоятельной.
В рассматриваемом случае, порядок устранения нарушений прав заявителя определен судом конкретными действиями ответчика исходя из предмета спора. Признав незаконным и отменив отказ министерства в предоставлении предпринимателю части спорного земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0300083:24, суд возложил на министерство обязанность направить в соответствии со статьей 31 ЗК РФ в орган местного самоуправления соответствующие документы для обеспечения им процедуры выбора испрашиваемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции не усматривает препятствий для исполнения ответчиком обжалуемого решения после вступления его в законную силу.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы в рассматриваемом случае отсутствуют. Следовательно, судебное решение отмене (изменению) не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 3 апреля 2014 года по делу N А66-5469/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2014 ПО ДЕЛУ N А66-5469/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. по делу N А66-5469/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,
при участии от предпринимателя Цховребадзе Важи Алексеевича его представителей Шмелева А.В. по доверенности от 11.09.2013, Стекловой А.С. по доверенности от 28.07.2014, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Соколовой Ю.С. по доверенности от 09.04.2014 N 27-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 3 апреля 2014 года по делу N А66-5469/2013 (судья Перкина В.В.),
установил:
предприниматель Цховребадзе Важа Алексеевич (ОГРНИП 304690125700059) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - министерство) о признании незаконным отказа от 09.08.2012 N 11825-09 в предоставлении части земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрации города Твери (далее - администрация), Департамент архитектуры и градостроительства по городу Твери (далее - департамент), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 3 апреля 2014 года заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что выбор способа предоставления земельного участка под строительство (с торгов или без проведения торгов) с учетом статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) принадлежит уполномоченному органу, а не лицу, которое настаивает на предоставлении земельного участка без проведения торгов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Указывает на то, что при принятии решения о невозможности предоставления земельного участка под строительство без проведения торгов комиссией учитывалось, что испрашиваемый участок расположен в зоне земель историко-культурного назначения, а также то, что предпринимателем осуществлен самовольный захват испрашиваемого земельного участка. Ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок площадью 1200 кв. м практически полностью находится в границах ранее сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300086:24 площадью 1223,96 кв. м. При этом указывает на то, что действующее законодательство не содержит норм, наделяющих уполномоченные органы соответствующими полномочиями по распоряжению сформированными земельными участками, минуя процедуру торгов. Полагает, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов на спорный земельный участок. Ссылается на то, что резолютивная часть оспариваемого судебного акта не соответствует положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку не содержит указаний на то, какие конкретно действия должен совершить орган государственной власти в целях восстановления нарушенных прав предпринимателя.
Представитель министерства в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам и требованиям, приведенным в ней, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители предпринимателя в отзыве и в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Департамент, администрация и учреждение надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей предпринимателя и министерства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Цховребадзе В.А. является собственником нежилого помещения общей площадью 379,2 кв. м, расположенного по адресу: город Тверь, территория Двор Пролетарки, дом 10а; земельного участка общей площадью 3703 кв. м, расположенного по адресу: город Тверь, двор Пролетарки, дом 10а и железнодорожного пути N 3 протяженностью 67 м, инвентарный номер 24, литер III, расположенного по адресу: город Тверь, Пролетарский район, ТЭЦ-1, ветка N 5.
Предприниматель Цховребадзе В.А. 08.12.2010 обратился в Комитет по управлению имуществом Тверской области с заявлением о предоставлении дополнительной части земельного участка площадью 12 соток по адресу: город Тверь, Двор Пролетарки, дом 10А, с кадастровым номером 69:40:0300086:24, для организации пожарного проезда и крытой погрузочно-разгрузочной площадки для хранения металломатериалов с предварительным согласованием места размещения объекта.
В дальнейшем Цховребадзе В.А. обратился в министерство с заявлением от 17.04.2012 с целью сообщения ему о результатах рассмотрения заявления и предоставлении протокола Межведомственной комиссии.
Письмом от 09.08.2012 N 11825-09 министерство отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на ранее принятое решение Межведомственной комиссии при правительстве Тверской области по земельным отношениям о нецелесообразности предоставления заявителю спорного земельного участка.
Посчитав, что данный отказ является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 3 статьи 30 данного Кодекса следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 указанного Кодекса. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
При этом такое решение должно быть мотивированным.
В рассматриваемом случае, как следует из письма министерства от 09.08.2012 N 11825-09, основанием отказа заявителю в предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта послужило принятое решение Межведомственной комиссии при правительстве Тверской области по земельным отношениям о нецелесообразности предоставления заявителю спорного земельного участка. Иные основания отказа в предоставлении участка в данном письме отсутствуют.
Постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па "Об утверждении Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "Город Тверь" (далее - Порядок N 213-па) установлен порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 2.9 Порядка N 213-па (в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка) предусмотрено, что в случае подачи заявителем заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта министерство в срок до двух месяцев со дня регистрации указанного заявления осуществляет подготовку материалов, необходимых для рассмотрения вопроса о целесообразности либо нецелесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с одним из возможных вариантов размещения объекта, в том числе направляет в уполномоченный орган местного самоуправления города Твери обращение об опубликовании информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 2.11 названного Порядка Межведомственная комиссия рассматривает вопрос о целесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и вносит в министерство одно из следующих предложений:
а) о целесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта;
б) о нецелесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта;
в) о нецелесообразности предоставления земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 2.13 Порядка N 213-па министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления протокола заседания Межведомственной комиссии принимает одно из следующих решений:
а) о направлении заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления;
б) об отказе в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
При принятии решения министерство учитывает предложения Межведомственной комиссии в случае, если они соответствуют федеральному законодательству.
Согласно пункту 2.15. Порядка министерство в течение трех рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2.13 указанного Порядка, направляет заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления для выполнения мероприятий, отнесенных в соответствии со статьей 31 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу пункта 3.2 Соглашения от 19.01.2012 N 1944 о взаимодействии между правительством Тверской области и администрацией города Твери выбор земельного участка по обращению министерства обеспечивает администрация.
Как следует из материалов дела, решение о нецелесообразности предоставления заявителю спорного земельного участка (том 1 лист 16) было обосновано лишь фактом самовольного занятия данного участка предпринимателем. Иные основания, в том числе предусмотренные действующим законодательством, ограничивающие возможность предоставления спорного участка по процедуре предварительного согласования в решении Межведомственной комиссии не указаны.
Между тем данное обстоятельство не может быть признано допустимым основанием в решении вопроса о целесообразности предоставления земельного участка, так как ответчиком не представлено доказательств того, что данные действия предпринимателя повлекли нарушение прав и законных интересов иных лиц.
Следовательно, причина, по которой Межведомственной комиссией принято решение о нецелесообразности предоставления участка предпринимателю, не может быть признана обоснованной.
Кроме того, 24.02.2012 года в газете "Муниципальные вести" N 8 (600), которая является официальным изданием администрации города Твери, опубликована информация о возможном (предстоящем) предоставлении данного земельного участка, что свидетельствует о возможности предоставления спорного земельного участка заинтересованным лицам, в том числе предпринимателю.
Доводы подателя жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 1200 кв. м практически полностью находится в границах ранее сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300086:24 площадью 1223,96 кв. м, а также то, что испрашиваемый участок расположен в зоне земель историко-культурного назначения, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку данные обстоятельства не были положены в основу отказа в предоставлении предпринимателю названного участка.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ министерства, основанный на вышеуказанной причине, не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с этим удовлетворил заявленные требования.
Ссылка подателя жалобы на то, что резолютивная часть оспариваемого судебного акта не соответствует положениям статьи 201 АПК РФ, поскольку не содержит указаний на то, какие конкретно действия должен совершить орган государственной власти в целях восстановления нарушенных прав предпринимателя, признается апелляционной коллегией несостоятельной.
В рассматриваемом случае, порядок устранения нарушений прав заявителя определен судом конкретными действиями ответчика исходя из предмета спора. Признав незаконным и отменив отказ министерства в предоставлении предпринимателю части спорного земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0300083:24, суд возложил на министерство обязанность направить в соответствии со статьей 31 ЗК РФ в орган местного самоуправления соответствующие документы для обеспечения им процедуры выбора испрашиваемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции не усматривает препятствий для исполнения ответчиком обжалуемого решения после вступления его в законную силу.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы в рассматриваемом случае отсутствуют. Следовательно, судебное решение отмене (изменению) не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 3 апреля 2014 года по делу N А66-5469/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)