Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.01.2014 ПО ДЕЛУ N А55-6061/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2014 г. по делу N А55-6061/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от заявителя - Мальцева Т.А., доверенность от 17 декабря 2013 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Белоусова Е.М., доверенность от 26 декабря 2013 г. N 367;
- от третьих лиц:
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от закрытого акционерного общества "СУТЭК" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Гарант", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 сентября 2013 г.
по делу N А55-6061/2013 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ОГРН 1076317001815), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
закрытое акционерное общество "СУТЭК", г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - заявитель, ООО "Гарант", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду по заявлению от 13 октября 2011 г. N 12-1/2895/11а земельного участка площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 18, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией земельного участка площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 18, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
При этом Общество просило обязать Министерство устранить нарушения прав заявителя путем принятия в месячный срок с момента вступления в силу решения суда по данному делу решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и направления в адрес заявителя проекта договора аренды указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 сентября 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что представленный им при обращении в министерство пакет документов позволял министерству принять решение о предоставлении ООО "Гарант" спорного земельного участка, так как его право на оформление договора аренды в отношении земельного участка площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 18, подтверждается наличием распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самары "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 18, под установку временного торгового павильона "Продукты".
Земельный участок площадью 80 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 18, поставлен на кадастровый учет 07 сентября 2010 г. и ему присвоен кадастровый номер, что подтверждается кадастровым паспортом, представленным в материалы дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражным апелляционным судом отказано в удовлетворении ходатайства Министерства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны РФ и Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра", поскольку в силу ч. 3 ст. 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13 октября 2011 г. ООО "Гарант" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/2895/11а о предоставлении в аренду земельного участка площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 18, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией земельного участка площадью 80 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив дома N 18, под установку временного павильона "Продукты" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Министерство письмом от 30 августа 2012 г. N 12-1/2895/11а отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что в ходе осмотра вышеуказанного земельного участка установлено, что на испрашиваемом земельном участке находятся металлические павильоны, к которым присоединены два холодильника, о чем имеется запись в акте осмотра земельного участка от 19 июня 2012 г. N 1401 (т. 1 л.д. 60-62).
При нахождении на земельном участке временных объектов к заявлению о предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, предусмотренные Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Между тем такие документы, подтверждающие возникновение прав на объекты, расположенные на земельном участке, ООО "Гарант" не были представлены.
Письмом от 22 февраля 2013 г. Министерство, рассмотрев обращение заявителя от 12 февраля 2013 г. о предоставлении информации и результатах рассмотрения заявления от 13 октября 2011 г., вновь сообщило об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правительством Самарской области принято постановление от 21 июня 2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В п. 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с п. 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 80 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Егорова, напротив д. 18, с разрешенным использованием: для использования под временный торговый павильон "Продукты" 07 сентября 2010 г. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 63:01:0416002:525.
В результате осмотра испрашиваемого заявителем земельного участка Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный Центр недвижимости", действующим в соответствии с приказом от 20 июня 2011 г. N 1695 "Об утверждении Порядка взаимодействия при выполнении заявок Министерства имущественных отношений Самарской области на проведение осмотра земельных участков с целью определения их фактического использования в рамках исполнения Государственного задания Самарской области на оказание услуг (выполнение работ) государственному автономному учреждению Самарской области "Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости" было установлено, что на указанном земельном участке фактически находятся металлические павильоны площадью 80 кв. м, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 19 июня 2012 г. N 1401.
Следовательно, цель использования земельного участка, указанная ООО "Гарант" в заявлении от 13 октября 2011 г. N 12-1/2895/11а, не соответствует фактическому использованию данного земельного участка.
Согласно п. 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01 июля 2006 г., или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок занят временными объектами, возведенными ООО "Гарант". Ранее Обществу данный участок ни на каком праве не предоставлялся.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что указанные выше документы заявитель в адрес Министерства не предоставлял.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд отмечает, что сам факт постановки испрашиваемого участка на государственный кадастровый учет не свидетельствует о возможности его последующего предоставления в случае наличия законных препятствий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. платежным поручением от 30 октября 2013 г. N 95, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 сентября 2013 г. по делу N А55-6061/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гарант", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)