Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец является собственником земельного участка, при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости установлено, что границы данного участка пересекли границы участка, относящегося к лесному фонду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Зайцев С.Я.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.,
судей областного суда Сокова А.В., Зубковой Т.И.,
при секретаре О.И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 23 июня 2015 г. дело по апелляционной жалобе представителя управления лесами Брянской области П.О. на решение Суражского районного суда Брянской области от 02 апреля 2015 года по иску О. к управлению лесами Брянской области и территориальному управлению Росимущества по Брянской области об установлении границ смежных земельных участков,
установила:
О. на основании решения Малого Совета Душатинского сельского Совета Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство N на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью <данные изъяты> для личного подсобного хозяйства, в том числе <данные изъяты> сельскохозяйственных угодий, расположенного в <адрес>, кадастровый номер участка N (л.д. 7).
Постановлением Овчинской сельской администрации уточнен адрес земельного участка и принято его считать расположенным в <адрес> (л.д. 19). На указанном участке расположен жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности (л.д. 21).
При внесении сведений в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, подготовленного инженером П.А., было установлено, что границы данного земельного участка пересекли границы земельного участка с кадастровым номером N, отнесенного к землям лесного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый учет которого осуществлен ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с необходимостью уточнения границ спорного участка, О. филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
О. обратился в суд с иском к управлению лесами Брянской области и территориальному управлению Росимущества по Брянской области об установлении местоположения границ его земельного участка, установив ее согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному кадастровым инженером ООО "БрянскГипроЗем" П.А., ссылаясь на то, что место положение границ его земельного участка было определено с учетом фактического расположения на местности более 15 лет, при определении границ земельного участка лесного фонда была допущена ошибка кадастровым инженером.
Решением Суражского районного суда Брянской области от 02 апреля 2015 года иск удовлетворен частично, суд признал местоположение границы земельного участка с кадастровым номером N по адресу: <адрес>) между поворотными точками от <данные изъяты> <данные изъяты> до <данные изъяты>; <данные изъяты> в границах кадастровых кварталов N и N, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана ФГУП "Рослесинфорг" в лице филиала "Заплеспроект", кадастровой ошибкой.
Установил границу между земельными участками с кадастровыми номерами N и N в границах кадастровых кварталов N и N согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ выполненному кадастровым инженером ООО "БрянскГироЗем" П.А. и его заключению N N
В апелляционной жалобе представитель управления лесами Брянской области П.О. просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку судом необоснованно сделан вывод о том, что при межевании лесных массивов были использованы карты с большой погрешностью, данный вывод суда ничем не подтвержден.
В возражениях на жалобу представитель истца полагает решение суда законным и не подлежащим отмене.
В суде апелляционной инстанции представитель управления лесами Брянской области П.О. полагал решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав доклад судьи областного суда Зубковой Т.И., выслушав объяснения представителя управления лесами Брянской области П.О., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что О. на основании решения Малого Совета Душатинского сельского Совета Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство на право собственности бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью <данные изъяты> для личного подсобного хозяйства, в том числе <данные изъяты> сельскохозяйственных угодий, расположенного в <адрес> (л.д. 7). Кадастровый номер участка N
Постановлением Овчинской сельской администрации уточнен адрес земельного участка и принято его считать расположенным в <адрес> (л.д. 19). На указанном участке расположен жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности (л.д. 21).
При внесении сведений в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, подготовленного инженером П.А., было установлено, что границы данного земельного участка пересекли границы земельного участка с кадастровым номером N, отнесенного к землям лесного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый учет которого осуществлен ДД.ММ.ГГГГ
Удовлетворяя исковое заявление, суд пришел к выводу о том, что местоположение границ участка истца было определено кадастровым инженером с учетом фактического расположения на местности более 15 лет, возможной причиной пересечения земельного участка истца с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером N, является ошибочно установленная граница данного земельного участка.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Судебная коллегия находит обжалованное решение не соответствующим приведенным положениям.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Между тем, какой-либо ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к землям лесного фонда, материалами дела не установлено.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
При межевании земельного участка истцом согласование границ с управлением лесами по Брянской области не проводилось.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что внешние границы земельного участка истца не были установлены, кроме того отсутствуют доказательства изъятия земель лесного фонда, а также соблюдения предусмотренного порядка перевода земель лесного фонда в границах спорного участка в нелесные земли, тогда как ранее Лесным кодексом РСФСР (1978 г.) такое решение в зависимости от группы лесов и площади переводимых участков принималось Советом Министров РСФСР или решением исполкома областного Совета народных депутатов, а в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ (1997 года) и Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" - Правительством РФ.
Таким образом, правовых оснований, по которым судом принято решение по сути об исключении части земель лесного фонда из ГКН, не имелось.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности участки из состава земель лесного фонда, поэтому в собственности граждан не могут находиться земельные участки из состава земель лесного фонда, в том числе и с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков как ограниченных в обороте объектов производятся только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, нормами приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" лесоустройство проводится на землях лесного фонда и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Согласно ст. 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером N относится к числу ранее учтенных объектов недвижимости.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 6 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен особый порядок внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, согласно которому проведение согласования местоположения границ участка лесного фонда не требуется.
Из возражений на исковое заявление ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ имеющихся в материалах дела, следует, что указанный участок лесного фонда является ранее учтенным, то есть объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого осуществлен, и права на который зарегистрированы и не прекращены и которому присвоен органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровый номер в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д. 34-36).
Таким образом, на основании положений статей 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1 - 4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены.
Как следует из письма филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Заплеспроект", имеющегося в деле, в результате сравнения внешних границ указанных земельных участков (истца и лесного фонда) по материалам лесоустройства и межевому плану, представленному истцом, установлено, что земельный участок истца пересекает земельный участок лесного фонда выдел N квартал N (<адрес> с площадью пересечения <данные изъяты> (л.д. 76, 77).
При таких обстоятельствах, а также учитывая вышеуказанные положения закона судебная коллегия полагает решение суда незаконным и подлежащим отмене, поскольку земельный участок истца расположен частично на территории, занятой лесом в границах выдела N квартала N при этом разрешительных документов дающих право на изъятие из состава земель лесного фонда площади <данные изъяты> и переводе ее в земли иных категорий в установленном законом порядке не имеется.
Судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований О. к управлению лесами Брянской области и территориальному управлению Росимущества по Брянской области об установлении границ смежных земельных участков отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Суражского районного суда Брянской области от 02 апреля 2015 года отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований О. к управлению лесами Брянской области и территориальному управлению Росимущества по Брянской области об установлении границ смежных земельных участков отказать.
Председательствующий
И.И.БАННЫЙ
Судьи
областного суда
А.В.СОКОВ
Т.И.ЗУБКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2377/2015
Требование: Об установлении границ смежных земельных участков.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец является собственником земельного участка, при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости установлено, что границы данного участка пересекли границы участка, относящегося к лесному фонду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. по делу N 33-2377/2015
Судья Зайцев С.Я.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.,
судей областного суда Сокова А.В., Зубковой Т.И.,
при секретаре О.И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 23 июня 2015 г. дело по апелляционной жалобе представителя управления лесами Брянской области П.О. на решение Суражского районного суда Брянской области от 02 апреля 2015 года по иску О. к управлению лесами Брянской области и территориальному управлению Росимущества по Брянской области об установлении границ смежных земельных участков,
установила:
О. на основании решения Малого Совета Душатинского сельского Совета Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство N на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью <данные изъяты> для личного подсобного хозяйства, в том числе <данные изъяты> сельскохозяйственных угодий, расположенного в <адрес>, кадастровый номер участка N (л.д. 7).
Постановлением Овчинской сельской администрации уточнен адрес земельного участка и принято его считать расположенным в <адрес> (л.д. 19). На указанном участке расположен жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности (л.д. 21).
При внесении сведений в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, подготовленного инженером П.А., было установлено, что границы данного земельного участка пересекли границы земельного участка с кадастровым номером N, отнесенного к землям лесного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый учет которого осуществлен ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с необходимостью уточнения границ спорного участка, О. филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
О. обратился в суд с иском к управлению лесами Брянской области и территориальному управлению Росимущества по Брянской области об установлении местоположения границ его земельного участка, установив ее согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному кадастровым инженером ООО "БрянскГипроЗем" П.А., ссылаясь на то, что место положение границ его земельного участка было определено с учетом фактического расположения на местности более 15 лет, при определении границ земельного участка лесного фонда была допущена ошибка кадастровым инженером.
Решением Суражского районного суда Брянской области от 02 апреля 2015 года иск удовлетворен частично, суд признал местоположение границы земельного участка с кадастровым номером N по адресу: <адрес>) между поворотными точками от <данные изъяты> <данные изъяты> до <данные изъяты>; <данные изъяты> в границах кадастровых кварталов N и N, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана ФГУП "Рослесинфорг" в лице филиала "Заплеспроект", кадастровой ошибкой.
Установил границу между земельными участками с кадастровыми номерами N и N в границах кадастровых кварталов N и N согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ выполненному кадастровым инженером ООО "БрянскГироЗем" П.А. и его заключению N N
В апелляционной жалобе представитель управления лесами Брянской области П.О. просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку судом необоснованно сделан вывод о том, что при межевании лесных массивов были использованы карты с большой погрешностью, данный вывод суда ничем не подтвержден.
В возражениях на жалобу представитель истца полагает решение суда законным и не подлежащим отмене.
В суде апелляционной инстанции представитель управления лесами Брянской области П.О. полагал решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав доклад судьи областного суда Зубковой Т.И., выслушав объяснения представителя управления лесами Брянской области П.О., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что О. на основании решения Малого Совета Душатинского сельского Совета Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство на право собственности бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью <данные изъяты> для личного подсобного хозяйства, в том числе <данные изъяты> сельскохозяйственных угодий, расположенного в <адрес> (л.д. 7). Кадастровый номер участка N
Постановлением Овчинской сельской администрации уточнен адрес земельного участка и принято его считать расположенным в <адрес> (л.д. 19). На указанном участке расположен жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности (л.д. 21).
При внесении сведений в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, подготовленного инженером П.А., было установлено, что границы данного земельного участка пересекли границы земельного участка с кадастровым номером N, отнесенного к землям лесного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый учет которого осуществлен ДД.ММ.ГГГГ
Удовлетворяя исковое заявление, суд пришел к выводу о том, что местоположение границ участка истца было определено кадастровым инженером с учетом фактического расположения на местности более 15 лет, возможной причиной пересечения земельного участка истца с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером N, является ошибочно установленная граница данного земельного участка.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Судебная коллегия находит обжалованное решение не соответствующим приведенным положениям.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Между тем, какой-либо ошибки в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к землям лесного фонда, материалами дела не установлено.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
При межевании земельного участка истцом согласование границ с управлением лесами по Брянской области не проводилось.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что внешние границы земельного участка истца не были установлены, кроме того отсутствуют доказательства изъятия земель лесного фонда, а также соблюдения предусмотренного порядка перевода земель лесного фонда в границах спорного участка в нелесные земли, тогда как ранее Лесным кодексом РСФСР (1978 г.) такое решение в зависимости от группы лесов и площади переводимых участков принималось Советом Министров РСФСР или решением исполкома областного Совета народных депутатов, а в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ (1997 года) и Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" - Правительством РФ.
Таким образом, правовых оснований, по которым судом принято решение по сути об исключении части земель лесного фонда из ГКН, не имелось.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности участки из состава земель лесного фонда, поэтому в собственности граждан не могут находиться земельные участки из состава земель лесного фонда, в том числе и с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков как ограниченных в обороте объектов производятся только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, нормами приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" лесоустройство проводится на землях лесного фонда и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Согласно ст. 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером N относится к числу ранее учтенных объектов недвижимости.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 6 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен особый порядок внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, согласно которому проведение согласования местоположения границ участка лесного фонда не требуется.
Из возражений на исковое заявление ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ имеющихся в материалах дела, следует, что указанный участок лесного фонда является ранее учтенным, то есть объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого осуществлен, и права на который зарегистрированы и не прекращены и которому присвоен органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровый номер в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д. 34-36).
Таким образом, на основании положений статей 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1 - 4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", границы земель лесного фонда в рассматриваемом случае определены.
Как следует из письма филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Заплеспроект", имеющегося в деле, в результате сравнения внешних границ указанных земельных участков (истца и лесного фонда) по материалам лесоустройства и межевому плану, представленному истцом, установлено, что земельный участок истца пересекает земельный участок лесного фонда выдел N квартал N (<адрес> с площадью пересечения <данные изъяты> (л.д. 76, 77).
При таких обстоятельствах, а также учитывая вышеуказанные положения закона судебная коллегия полагает решение суда незаконным и подлежащим отмене, поскольку земельный участок истца расположен частично на территории, занятой лесом в границах выдела N квартала N при этом разрешительных документов дающих право на изъятие из состава земель лесного фонда площади <данные изъяты> и переводе ее в земли иных категорий в установленном законом порядке не имеется.
Судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований О. к управлению лесами Брянской области и территориальному управлению Росимущества по Брянской области об установлении границ смежных земельных участков отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Суражского районного суда Брянской области от 02 апреля 2015 года отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований О. к управлению лесами Брянской области и территориальному управлению Росимущества по Брянской области об установлении границ смежных земельных участков отказать.
Председательствующий
И.И.БАННЫЙ
Судьи
областного суда
А.В.СОКОВ
Т.И.ЗУБКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)