Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2011 N 05АП-3639/2011 ПО ДЕЛУ N А59-5353/2010

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2011 г. N 05АП-3639/2011

Дело N А59-5353/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 15 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Аппаковой
судей Н.А. Скрипки, С.Б. Култышева
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко
при участии: извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Макаровский городской округ"
апелляционное производство N 05АП-3639/2011
на решение от 15.04.2011
судьи Л.В. Похолковой
по делу N А59-5353/2010 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Заместителя прокурора Сахалинской области
к Администрации муниципального образования "Макаровский городской округ", Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд", Государственному унитарному предприятию "Автодорпроект"
третье лицо: Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области
о признании недействительным договора от 18.12.2009 N Y05409

установил:

Заместитель прокурора Сахалинской области обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к ответчикам: Администрации Муниципального образования "Макаровский городской округ", Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд", Государственному унитарному предприятию "Автодорпроект" о признании недействительным договора от 18.12.2009 N Y05409 на проектирование полигона твердых бытовых отходов на территории муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области, заключенного между муниципальным образованием "Макаровский городской округ", Компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд." и государственным унитарным предприятием "Автодорпроект".
Решением от 15.04.2011 Арбитражный суд Сахалинской области признал недействительным договор от 18.12.2009 N Y05409 на проектирование полигона твердых бытовых отходов на территории муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области, заключенный между муниципальным образованием "Макаровский городской округ", Компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд. " и Государственным унитарным предприятием "Автодорпроект"; взыскал с муниципального образования "Макаровский городской округ" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1333,33 руб.; взыскал с Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, ЛТД" в доход Федерального бюджета госпошлину в сумме 1333,33 руб.; взыскал с государственного унитарного предприятия "Автодорпроект" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1333,33 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация муниципального образования "Макаровский городской округ" обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что прокурор не обладает правом на обращение в суд с иском о признании недействительным спорного договора, при заключении договора соблюден порядок его заключения, обязательных требований при этом сторонами не нарушено.
Обращает внимание на то, что прокурор выступил в защиту интересов ООО "Ноосфера", при этом не указав, каким образом права общества нарушены спорным договором.
По мнению заявителя, принятие решения о предварительном согласовании места, утверждающее акт выбора земельного участка, является одним из подготовительных этапов процедуры, необходимой для принятие решения о предоставления земельного участка для строительства, в связи с чем не является обременением и не препятствует обращению других лиц за предоставлением земельного участка для строительства. Кроме того, каких-либо препятствий для реализации предоставленных прав ООО "Ноосфера" договор не создает.
Заместитель прокурора Сахалинской области, Администрация муниципального образования "Макаровский городской округ", Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд", Государственное унитарное предприятие "Автодорпроект", Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 29.10.2009 извещением N 108 администрацией МО "Макаровский городской округ" объявлен открытый конкурс, предметом которого является проектирование проекта "Полигона твердых бытовых отходов на территории муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области". Местом выполнения работ является: МО "Макаровский городской округ", квартал 328, выдел 11 в лесном фонде Макаровского лесничества.
18.12.2009 на основании протокола оценки в открытом конкурсе по его результатам был заключен трехсторонний договор на оказание услуг N Y05409 между МО "Макаровский городской округ", (заказчик), "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд." (инвестор) и ГУП "Автодорпроект" (подрядчик) (далее по тексту - Договор).
ГУП "Автодорпроект" согласно п. 2.1 договора обязался выполнять работу в соответствии с Приложением А, в котором указано на выполнение необходимых изысканий, исследований, переоформления документов для отвода земельного участка, разработки и утверждения проектной документации для строительства нового полигона ТБО в МО "Макаровский городской округ". Полигон будет располагаться на территории Макаровского лесничества на участке площадью 5,0 га в квадрате 328 (п. 1 Приложения к договору).
Всю разрешительную документацию, необходимую Подрядчику, предоставляет Заказчик для получения доступа и выполнения работ на территории будущего полигона ТБО.
В силу п. 3 Приложения к договору акт об отводе земельного участка на имя Заказчика должен быть получен и зарегистрирован в Государственном земельном кадастре до начала проектных работ. Подрядчик зарегистрирует земельный участок под полигон ТБО на имя Заказчика в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ. В объем работ входит подготовка проекта участка под полигон ТБО, межевание, регистрация в Государственном земельном кадастре и перевод земельного участка из категории земель лесного фонда в земли промышленности или иного специального назначения для эксплуатации будущего полигона ТБО.
Ссылаясь на то, что ГУП "Автодорпроект" в качестве Подрядчика по договору должно выполнить вышеуказанный объем работ на территории Макаровского лесничества на участке площадью 5,0 га в квадрате 328, который до начала проведения работ должен быть переоформлен на МО "Макаровский городской округ", в то время как согласно акту выбора лесного участка от 02.06.2008 N 63 место выбора лесного участка согласовано ООО "Ноосфера", заместитель прокурора обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Договор N Y5409, предметом которого является проектирование полигона твердых бытовых отходов в квартале 328 выдел 11 в лесном фонде Макаровского лесничества и переоформление данного лесного участка на имя Заказчика, то есть фактически предоставление лесного участка при наличии утвержденного акта выбора этого же лесного участка под строительство полигона твердо-бытовых отходов, выданного на имя ООО "Ноосфера", не допускается в силу ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Лесного кодекса РФ (далее по тексту - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным Кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Пунктами 5, 6 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающие акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов дела следует, что 02.06.2008 ООО "Ноосфера" был выдан акт N 63 выбора лесного участка общей площадью 5,0 га в квартале 328 выдел 11 на лесных землях 3 группы (эксплуатационная) для строительства полигона твердо-бытовых отходов. На земельный участок оформлен кадастровый паспорт земельного участка, присвоен кадастровый номер 65:13:00000:37, зарегистрированный 02.03.2010.
Вместе с тем в п. 2.1. Договора указано, что Подрядчик обязуется выполнить работу в соответствии с описанием работы, приведенном в Приложении А.
Из Приложения А к Договору следует, что Подрядчик должен выполнить изыскания и исследования, а также разработку проектной документации для строительства нового полигона ТБО в МО "Макаровский городской округ".
Осуществление строительства указанного полигона Договором не предусмотрено.
Положения указанного Приложения А к Договору предусматривают обязанность подрядчика внести изменения и переоформить все акты выбора земельного участка для строительства полигона ТБО на имя заказчика, а также обязанность заказчика завершить процедуру получения отвода земельного участка на основании акта выбора земельного участка, получив всю требуемую разрешительную документацию федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. При этом подрядчик обязан зарегистрировать земельный участок под полигон ТБО на имя Заказчика в соответствии со ст. 31 ЗК РФ (подготовка проекта участка под полигон ТБО, межевание, регистрация в Государственном земельном кадастре, перевод земельного участка из категории земель лесного фонда в земли промышленного или иного специального назначения для эксплуатации будущего полигона ТБО), а Заказчик для обеспечения процесса получения землеотвода, должен предоставить подрядчику все имеющиеся у него документы на земельный участок и оказать необходимую помощь в работе подрядчика с соответствующими государственными службами.
Таким образом, указанный договор не предусматривает передачу земельного участка подрядчику либо заказчику по договору, минуя процедуры, установленные Земельным кодексом РФ для предоставления земельных участков под строительство.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о нарушении заключением оспариваемого договора ст. 31 ЗК РФ является необоснованным.
Более того, согласно ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Следовательно, по смыслу приведенной нормы право требовать признания указанных сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов.
Однако доказательств нарушения публичных интересов заключением спорного договора заместителем прокурора в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора о признании недействительным договора от 18.12.2009 N Y05409 на проектирование полигона твердых бытовых отходов на территории муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области, заключенного между муниципальным образованием "Макаровский городской округ", Компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд." и государственным унитарным предприятием "Автодорпроект", не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 15.04.2011 по делу N А59-5353/2010 отменить.
В иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий
Т.А.АППАКОВА

Судьи
Н.А.СКРИПКА
С.Б.КУЛТЫШЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)