Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5442/13

Требование: О признании незаконными действий муниципального органа, возложении обязанности выдать градостроительные планы на земельные участки.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Муниципальный орган отказал заявителю в предоставлении градостроительного плана.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу N 33-5442/13


Председательствующий: Елисеев Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Чукреевой Н.В.
судей областного суда Егоровой К.В., Пшиготского А.И.
при секретаре Х.
рассмотрела в судебном заседании 21 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе главы Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области М. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 04 июня 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконными действия А.Н. сельского поселения Омского муниципального района Омской области по приостановке в подготовке и выдачи градостроительных планов на земельные участки с 55:20:131101:1097 адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 667 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, <...>, <...> сельское поселение, <...>.
Обязать А.Н. сельского поселения Омского муниципального района Омской области выдать Б. градостроительный план земельного участка 55:20:131101:1097 адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 667 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, <...>, <...> сельское поселение, <...>, в течение 7 дней со дня вступления решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи областного суда Чукреевой Н.В., судебная коллегия

установила:

Б. обратилась в суд с требованием о признании незаконными действий Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в приостановлении подготовки и выдачи градостроительных планов на земельные участки, возложении обязанности выдать градостроительные планы на земельные участки. В обоснование требований указала, что <...> ею были поданы заявления на выдачу градостроительного плана для строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N <...>, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в <...> м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, <...>, <...> сельское поселение, <...>. <...> был получен ответ Администрации Надеждинского сельского поселения с отказом в предоставлении градостроительного плана по причинам того, что проект планировки на территорию, на которой расположен земельный участок, и проект межевания на территорию, на которой расположен земельный участок, не были рассмотрены на публичных слушаниях. Полагала, что проведение публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания на территорию, на которой расположен земельный участок, не требуется. Просила обязать администрацию <...> сельского поселения Омского муниципального района Омской области выдать градостроительный план для строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N <...>.
Истец Б. в судебном заседании иск поддержала.
В судебном заседании представитель Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области М. иск не признала. Просила отсрочить выдачу градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером N <...> до принятия и утверждения Советом Н. сельского поселения Омского муниципального района Омской области Проекта планировки и Проекта межевания территории развития жилой застройки.
Представитель Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Нейман Г.В. поддержала доводы М.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе глава Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области М. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Администрация сельского поселения решения о застройке испрашиваемой заявителем территории не принимала, проектная документация в отношении земельных участков развития жилой застройки отсутствует. В этой связи невозможно определить минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, не имеется также информации о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Проверив материалы дела, выслушав Б., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено, что Б. является собственником земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, предоставленного для жилищного строительства, площадью <...> кв. м, с кадастровым номером N <...>, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в <...> м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, <...>, <...> сельское поселение, <...>.
Земельный участок с кадастровым номером N <...> образован из земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Постановлением Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района от <...> N <...> вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N <...> "для ведения сельскохозяйственного производства" был изменен на вид разрешенного использования "под индивидуальное жилищное строительство".
Установлено, что проект планировки межевания территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером N <...> был согласован и соответствует межевому плану. В межевом плане содержится предварительное соглашение об обеспечении доступа.
<...> Б. на имя Главы Н. сельского поселения Омского муниципального района было подано заявление на выдачу градостроительного плана на земельный участок для строительства жилого дома.
<...> Администрация Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района сообщила ей, что поскольку проект планировки и проект межевания на территорию, на которой расположен принадлежащий заявителю земельный участок, не был рассмотрен и согласован на публичных слушаниях, ей отказано в выдаче градостроительного плана.
<...> Б. вновь обратилась с заявлением в Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района с просьбой выдать ей градостроительный план для строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N <...>.
<...> Администрация Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района сообщила ей об отказе в выдаче градостроительного плана ввиду отсутствия проектной документации застраиваемой территории. Указано, что для подготовки градостроительного плана необходимо определить местоположение линейных объектов (линии ЛЭП, газопровода, водопровода), а также точки их подключения к жилому дому. Источником этой информации является проект межевания территории, подготовка которого осуществляется в составе проекта планировки или в виде отдельного документа.
Не согласившись с указанными решениями Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района, Б. обратилась в суд с настоящим заявлением.
В силу п. п. 4, 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в случае если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
По смыслу вышеуказанной нормы права градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.
Судом установлено, что в настоящее время ведется работа по подготовке проекта Генерального плана Надеждинского сельского поселения на основании договора с ООО "<...>".
В силу п. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса) в случаях, предусматривающих размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района, а также в случаях, не предусматривающих размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района применительно к межселенным территориям).
С учетом приведенной нормы отсутствие генерального плана не влечет за собой препятствий для подготовки градостроительного плана земельного участка по заявлению физического лица.
Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен порядок принятия решения о подготовке документации по планировке территории.
Пунктом 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Между тем, в силу п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Таким образом, для физического и юридического лица законом предусмотрен упрощенный порядок, не предусматривающий необходимость прохождения стадии публичных слушаний.
Из содержания данной нормы также следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Нормами действующего законодательства не предусмотрен отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с необходимостью подготовки проекта межевания и проекта планировки территории, на которые ссылался орган местного самоуправления, мотивируя отказ в его выдаче.
Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены Градостроительным кодексом РФ, то основания для неисполнения установленной этим кодексом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены органом местного самоуправления.
В силу п. п. 1, 2 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ указано, какие сведения отражаются в составе градостроительного плана земельного участка.
Как видно из представленной Б. в материалы дела документации имеются все основания для выдачи градостроительного плана с приведением всех указанных в п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ сведений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района решения о застройке испрашиваемой заявителем территории не принимала, проектная документация в отношении земельных участков развития жилой застройки отсутствует, не основаны на законе, а потому подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Омска от 04 июня 2013 года оставить без изменения. Апелляционную жалобу главы Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области М. оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)