Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: Лужакова Р.Г., по доверенности от 03.02.2015 N 78; от Главного управления дорожного хозяйства Московской области: Сухинин С.С., по доверенности от 13.01.2015 N 419; от ООО "УК "Сколково менеджмент": Богамет А.А., по доверенности б/н от 24.06.2014 г.; от ГК "ВНЕШЭКОНОМБАНК": Макагонов Д.С., по доверенности N 162/150000 от 28.03.2014 г.; от ГКУ Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор": не явились, извещены; от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены; от ОАО "Газпромбанк": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года по делу N А41-32384/13, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области, Главного управления дорожного хозяйства Московской области к ООО "Управляющая компания "Сколково менеджмент", третьи лица: Государственное казенное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Открытое акционерное общество "Газпромбанк", ГК "ВНЕШЭКОНОМБАНК", о принудительном выкупе земельных участков для государственных нужд,
установил:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сколково менеджмент", третьи лица: Государственное казенное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", Главное управление дорожного хозяйства Московской области со следующими требованиями:
1. Обязать ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" заключить соглашения о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:200020202:505, площадью 5 226 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Сколково, и земельного участка с кадастровым номером 50:200020202:506, площадью 119 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Марфино, в связи с их изъятием для государственных нужд Московской области на предложенных Министерством имущественных отношений Московской области условиях с определением выкупной цены в размере рыночной стоимости земельных участков, включая убытки собственника в размере 15 147 000 (пятнадцать миллионов сто сорок семь тысяч) рублей и 408 000 (четыреста восемь тысяч) рублей соответственно.
2. Обязать ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" осуществить действия и представить документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки к Московской области.
3. После заключения соглашений о выкупе и выплаты из бюджета Московской области выкупной стоимости прекратить право собственности ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" на земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:505, площадью 5 226 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Сколково, и земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:506, площадью 119 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Марфино.
4. Обязать ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" освободить земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:505, площадью 5 226 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Сколково, и земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:506, площадью 119 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Марфино.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Открытое акционерное общество "Газпромбанк", ГК "ВНЕШЭКОНОМБАНК".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года по делу N А41-32384/13 исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением, Министерство имущественных отношений Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представители истцов поддержали доводы апелляционной жалобы, представители ответчика и ГК "ВНЕШЭКОНОМБАНК" против указанных доводов возражали.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим изменению в части установления выкупной цены земельного участка.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 15.12.2011 N 1568/51 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них для государственных нужд Московской области" подлежат изъятию:
- земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:505 категории земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для строительства бизнес-школы", площадью 5226 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Сколково,
- земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:506 категории земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для строительства бизнес-школы", площадью 119 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Марфино (далее - Спорные земельные участки).
Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент", что подтверждается выписками из ЕГРП от 29.01.2013 г. N 66/007/2013-231, 66/007/2013-230.
В материалах дела имеются заключения по отчетам N 296/12 от 16.07.2012, N 297/12 от 16.07.2012 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:200020202:505, 50:200020202:506, а также убытков, причиненных собственнику изъятием объекта оценки.
В представленных заключениях содержится следующая информация:
- - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:200020202:505, в том числе убытков, причиненных собственнику, составляет 15 147 000, 00 руб. (выкупная стоимость);
- - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:200020202:506, в том числе убытков, причиненных собственнику, составляет 408 000, 00 руб. (выкупная стоимость).
Письмом от 11.12.2012 N ИС-18914 в адрес ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" истцом было направлено уведомление о производственной оценке спорных земельных участков в связи с их предстоящим изъятием и производственной государственной регистрацией прочих ограничений (обременений) прав на земельные участки для государственных нужд Московской области.
Письмом от 22.01.2013 N L-1353 ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" выразило свое несогласие с выкупной стоимостью спорных земельных участков.
В связи с изложенным, Министерство обратилось с рассматриваемым иском в суд.
В соответствии со статьей 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством (пункт 2 статьи 279 ГК РФ).
Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (часть 3 статьи 279 ГК РФ).
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4 статьи 279 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 63 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
В пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 ЗК РФ и статья 279 ГК РФ), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Собственник земельного участка - ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" уведомлен о предстоящем изъятии земельного участка в соответствии с требованиями п. 3 ст. 279 ГК РФ, что подтверждается материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Статьей 283 ГК РФ порядок выкупа земельного участка у собственника распространен на случаи прекращения иных вещных прав на земельные участки, а именно права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
ЗК РФ предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 49). Применительно к порядку выкупа у собственника и правам собственника статья 55 ЗК РФ отсылает к гражданскому законодательству. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями определять порядок возмещения собственникам земельных участков и землепользователям убытков, причиненных изъятием земельных участков (статья 57).
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил размер выкупной цены спорных земельных участков исходя из экспертного заключения.
В своей апелляционной жалобе Министерство указало на явную несоразмерность выкупной цены и ходатайствовало о проведении повторной экспертизы по настоящему делу.
Апелляционный суд согласился с вышеприведенными доводами, ввиду того, что при проведении первоначальной экспертизы по настоящему делу экспертом были нарушены требования ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также Федеральных стандартов оценки, утвержденных Приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, 255, 254 - оценщиком нарушен принцип однозначности, приведены ненадлежащие аналоги стоимости.
В связи с изложенным, определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2014 года по настоящему делу была назначена повторная оценочная экспертиза, проведение которой поручено Ворончихину Демиану Валерьевичу, эксперту НП "Деловой союз судебных экспертов".
Апелляционным судом перед экспертом был поставлен следующий вопрос:
Определить рыночную стоимость земельных участков с КН: 50:200020202:505, 50:200020202:506, а также размер убытков, причиненных собственнику изъятием объекта оценки, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, в связи с изъятием для государственных нужд Московской области.
В материалы дела поступило экспертное заключение, в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков составляет по состоянию на 19.02.2015 42 722 281 руб. Размер убытков, причиненных собственнику изъятием спорных земельных участков по состоянию на 19.02.2015 составит 630 631 руб.
Соответственно, общая сумма, подлежащая выплате ООО "УК "Сколково менеджмент" при изъятии земельных участков должна составить 43 302 461 руб.
В судебном заседании апелляционного суда стороны пояснили, что с установлением выкупной цены, указанной оценщиком согласны.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит изменению в части размера выкупной цены.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года по делу N А41-32384/13 изменить в части размера выкупной цены, установив ее в размере 43 302 461 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года по делу N А41-32384/13 оставить без изменения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2015 N 10АП-6410/2014 ПО ДЕЛУ N А41-32384/13
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. по делу N А41-32384/13
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: Лужакова Р.Г., по доверенности от 03.02.2015 N 78; от Главного управления дорожного хозяйства Московской области: Сухинин С.С., по доверенности от 13.01.2015 N 419; от ООО "УК "Сколково менеджмент": Богамет А.А., по доверенности б/н от 24.06.2014 г.; от ГК "ВНЕШЭКОНОМБАНК": Макагонов Д.С., по доверенности N 162/150000 от 28.03.2014 г.; от ГКУ Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор": не явились, извещены; от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены; от ОАО "Газпромбанк": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года по делу N А41-32384/13, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области, Главного управления дорожного хозяйства Московской области к ООО "Управляющая компания "Сколково менеджмент", третьи лица: Государственное казенное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Открытое акционерное общество "Газпромбанк", ГК "ВНЕШЭКОНОМБАНК", о принудительном выкупе земельных участков для государственных нужд,
установил:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сколково менеджмент", третьи лица: Государственное казенное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", Главное управление дорожного хозяйства Московской области со следующими требованиями:
1. Обязать ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" заключить соглашения о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:200020202:505, площадью 5 226 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Сколково, и земельного участка с кадастровым номером 50:200020202:506, площадью 119 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Марфино, в связи с их изъятием для государственных нужд Московской области на предложенных Министерством имущественных отношений Московской области условиях с определением выкупной цены в размере рыночной стоимости земельных участков, включая убытки собственника в размере 15 147 000 (пятнадцать миллионов сто сорок семь тысяч) рублей и 408 000 (четыреста восемь тысяч) рублей соответственно.
2. Обязать ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" осуществить действия и представить документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки к Московской области.
3. После заключения соглашений о выкупе и выплаты из бюджета Московской области выкупной стоимости прекратить право собственности ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" на земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:505, площадью 5 226 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Сколково, и земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:506, площадью 119 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Марфино.
4. Обязать ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" освободить земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:505, площадью 5 226 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Сколково, и земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:506, площадью 119 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Марфино.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Открытое акционерное общество "Газпромбанк", ГК "ВНЕШЭКОНОМБАНК".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года по делу N А41-32384/13 исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением, Министерство имущественных отношений Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представители истцов поддержали доводы апелляционной жалобы, представители ответчика и ГК "ВНЕШЭКОНОМБАНК" против указанных доводов возражали.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим изменению в части установления выкупной цены земельного участка.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 15.12.2011 N 1568/51 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них для государственных нужд Московской области" подлежат изъятию:
- земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:505 категории земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для строительства бизнес-школы", площадью 5226 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Сколково,
- земельный участок с кадастровым номером 50:200020202:506 категории земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для строительства бизнес-школы", площадью 119 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Марфино (далее - Спорные земельные участки).
Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент", что подтверждается выписками из ЕГРП от 29.01.2013 г. N 66/007/2013-231, 66/007/2013-230.
В материалах дела имеются заключения по отчетам N 296/12 от 16.07.2012, N 297/12 от 16.07.2012 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:200020202:505, 50:200020202:506, а также убытков, причиненных собственнику изъятием объекта оценки.
В представленных заключениях содержится следующая информация:
- - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:200020202:505, в том числе убытков, причиненных собственнику, составляет 15 147 000, 00 руб. (выкупная стоимость);
- - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:200020202:506, в том числе убытков, причиненных собственнику, составляет 408 000, 00 руб. (выкупная стоимость).
Письмом от 11.12.2012 N ИС-18914 в адрес ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" истцом было направлено уведомление о производственной оценке спорных земельных участков в связи с их предстоящим изъятием и производственной государственной регистрацией прочих ограничений (обременений) прав на земельные участки для государственных нужд Московской области.
Письмом от 22.01.2013 N L-1353 ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" выразило свое несогласие с выкупной стоимостью спорных земельных участков.
В связи с изложенным, Министерство обратилось с рассматриваемым иском в суд.
В соответствии со статьей 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством (пункт 2 статьи 279 ГК РФ).
Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (часть 3 статьи 279 ГК РФ).
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4 статьи 279 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 63 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
В пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 ЗК РФ и статья 279 ГК РФ), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Собственник земельного участка - ООО "Управляющая компания СКОЛКОВО менеджмент" уведомлен о предстоящем изъятии земельного участка в соответствии с требованиями п. 3 ст. 279 ГК РФ, что подтверждается материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Статьей 283 ГК РФ порядок выкупа земельного участка у собственника распространен на случаи прекращения иных вещных прав на земельные участки, а именно права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
ЗК РФ предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 49). Применительно к порядку выкупа у собственника и правам собственника статья 55 ЗК РФ отсылает к гражданскому законодательству. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями определять порядок возмещения собственникам земельных участков и землепользователям убытков, причиненных изъятием земельных участков (статья 57).
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил размер выкупной цены спорных земельных участков исходя из экспертного заключения.
В своей апелляционной жалобе Министерство указало на явную несоразмерность выкупной цены и ходатайствовало о проведении повторной экспертизы по настоящему делу.
Апелляционный суд согласился с вышеприведенными доводами, ввиду того, что при проведении первоначальной экспертизы по настоящему делу экспертом были нарушены требования ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также Федеральных стандартов оценки, утвержденных Приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, 255, 254 - оценщиком нарушен принцип однозначности, приведены ненадлежащие аналоги стоимости.
В связи с изложенным, определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2014 года по настоящему делу была назначена повторная оценочная экспертиза, проведение которой поручено Ворончихину Демиану Валерьевичу, эксперту НП "Деловой союз судебных экспертов".
Апелляционным судом перед экспертом был поставлен следующий вопрос:
Определить рыночную стоимость земельных участков с КН: 50:200020202:505, 50:200020202:506, а также размер убытков, причиненных собственнику изъятием объекта оценки, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, в связи с изъятием для государственных нужд Московской области.
В материалы дела поступило экспертное заключение, в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков составляет по состоянию на 19.02.2015 42 722 281 руб. Размер убытков, причиненных собственнику изъятием спорных земельных участков по состоянию на 19.02.2015 составит 630 631 руб.
Соответственно, общая сумма, подлежащая выплате ООО "УК "Сколково менеджмент" при изъятии земельных участков должна составить 43 302 461 руб.
В судебном заседании апелляционного суда стороны пояснили, что с установлением выкупной цены, указанной оценщиком согласны.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит изменению в части размера выкупной цены.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года по делу N А41-32384/13 изменить в части размера выкупной цены, установив ее в размере 43 302 461 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года по делу N А41-32384/13 оставить без изменения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)