Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель указал, что при вынесении оспариваемого акта не были соблюдены обязательные условия предоставления земельных участков многодетным семьям.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Маргиев С.А.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Редченко Е.В.,
при секретаре Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года апелляционную жалобу А. на решение Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года по делу по заявлению А. о признании незаконным решения администрации городского округа Звенигород об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя администрации городского округа Звенигород - Р.С.,
установила:
А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа Звенигород от 31.12.2014 N <данные изъяты> об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью 800 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: <данные изъяты>; возложении на администрацию обязанности провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды указанного земельного участка.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что при вынесении оспариваемого решения не были соблюдены обязательные условия предоставления земельных участков многодетным семьям, а именно отсутствуют выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии прав собственности у каждого члена многодетной семьи на земельные участки и жилые дома (строения) на территории Московской области.
В судебном заседании А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации городского округа Звенигород - Ш. с заявлением не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 43 - 44).
Решением Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года в удовлетворении заявления А. отказано.
В апелляционной жалобе А. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции А. не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав объяснения представителя администрации городского округа Звенигород - Р.С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что 11.12.2014 А. как индивидуальный предприниматель обратился в администрацию городского округа Звенигород с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью 800 кв. м, с кадастровым N <данные изъяты>, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 3).
На указанное заявление, зарегистрированное в администрации за вх. N <данные изъяты> от 11.12.2014, заместителем главы администрации городского округа Звенигород Р.Е. 31.12.2014 дан ответ за исх. N <данные изъяты>, в котором заявителю разъяснено, что в администрацию городского округа Звенигород поступили 3 заявления от многодетных семей с просьбой предоставить в аренду вышеуказанный земельный участок. Во исполнение Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" данный земельный участок будет предоставлен в аренду одной из многодетных семей (л.д. 8).
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (п. 1). Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п. 2).
В силу п. 2 ст. 38 ЗК РФ в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Закон Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" определяет случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства.
Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям регулируется ст. 3 Закона Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области".
Так, согласно ч. 1 ст. 3 Закона земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В силу ч. ч. 1, 8 ст. 6 Закона Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации настоящего Закона.
В перечне указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера. Перечень публикуется в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что А. обратился в администрацию как индивидуальный предприниматель с заявлениями о предоставлении ему в аренду девяти земельных участков на территории городского округа Звенигород, в том числе земельного участка, площадью 800 кв. м, с кадастровым N <данные изъяты>, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: <данные изъяты>. При этом, А. не является единственным гражданином, обратившимся с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка - с аналогичными заявлениями обратились три многодетных семьи (л.д. 45 - 68). При таких обстоятельствах земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, на территории городского округа Звенигород мог быть предоставлен заявителю только при отсутствии притязаний на него многодетной семьи.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая оценка исследованным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы А. аналогичны доводам, приводившимся в заявлении, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8989/2015
Требование: О признании незаконным акта органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель указал, что при вынесении оспариваемого акта не были соблюдены обязательные условия предоставления земельных участков многодетным семьям.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N 33-8989/2015
Судья Маргиев С.А.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Редченко Е.В.,
при секретаре Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года апелляционную жалобу А. на решение Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года по делу по заявлению А. о признании незаконным решения администрации городского округа Звенигород об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя администрации городского округа Звенигород - Р.С.,
установила:
А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа Звенигород от 31.12.2014 N <данные изъяты> об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью 800 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: <данные изъяты>; возложении на администрацию обязанности провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды указанного земельного участка.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что при вынесении оспариваемого решения не были соблюдены обязательные условия предоставления земельных участков многодетным семьям, а именно отсутствуют выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии прав собственности у каждого члена многодетной семьи на земельные участки и жилые дома (строения) на территории Московской области.
В судебном заседании А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации городского округа Звенигород - Ш. с заявлением не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 43 - 44).
Решением Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года в удовлетворении заявления А. отказано.
В апелляционной жалобе А. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции А. не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав объяснения представителя администрации городского округа Звенигород - Р.С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что 11.12.2014 А. как индивидуальный предприниматель обратился в администрацию городского округа Звенигород с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью 800 кв. м, с кадастровым N <данные изъяты>, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 3).
На указанное заявление, зарегистрированное в администрации за вх. N <данные изъяты> от 11.12.2014, заместителем главы администрации городского округа Звенигород Р.Е. 31.12.2014 дан ответ за исх. N <данные изъяты>, в котором заявителю разъяснено, что в администрацию городского округа Звенигород поступили 3 заявления от многодетных семей с просьбой предоставить в аренду вышеуказанный земельный участок. Во исполнение Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" данный земельный участок будет предоставлен в аренду одной из многодетных семей (л.д. 8).
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (п. 1). Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п. 2).
В силу п. 2 ст. 38 ЗК РФ в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Закон Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" определяет случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства.
Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям регулируется ст. 3 Закона Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области".
Так, согласно ч. 1 ст. 3 Закона земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В силу ч. ч. 1, 8 ст. 6 Закона Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации настоящего Закона.
В перечне указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера. Перечень публикуется в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что А. обратился в администрацию как индивидуальный предприниматель с заявлениями о предоставлении ему в аренду девяти земельных участков на территории городского округа Звенигород, в том числе земельного участка, площадью 800 кв. м, с кадастровым N <данные изъяты>, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: <данные изъяты>. При этом, А. не является единственным гражданином, обратившимся с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка - с аналогичными заявлениями обратились три многодетных семьи (л.д. 45 - 68). При таких обстоятельствах земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, на территории городского округа Звенигород мог быть предоставлен заявителю только при отсутствии притязаний на него многодетной семьи.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая оценка исследованным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы А. аналогичны доводам, приводившимся в заявлении, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Звенигородского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)