Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.03.2015 ПО ДЕЛУ N 11-3390/2015

Требование: О возложении обязанности оборудовать улицы тротуарами, установить искусственное освещение.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отсутствие тротуаров и искусственного освещения по улицам является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения и угрожает безопасности пешеходов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2015 г. по делу N 11-3390/2015


Судья: Крафт Г.В.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Зариповой Ю.С.,
судей Загайновой А.Ф., Трапезниковой И.И.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске "30" марта 2015 года в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Карталинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карталинского городского поселения Челябинской области о возложении обязанности оборудовать улицы тротуарами, установить искусственное освещение, с апелляционным представлением Карталинского городского прокурора на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 29 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав прокурора Минкину Л.В., представителя Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области Д., судебная коллегия

установила:

Карталинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лица к администрации Карталинского городского поселения Челябинской области о возложении обязанности в срок не позднее 01 июля 2015 года оборудовать по улицам **** и **** в г. Карталы Челябинской области тротуары и искусственное освещение в соответствии с нормами ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильного общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки по информации МО МВД России "Карталинский" об исполнении законодательства о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения было установлено, что вдоль автодорог по улицам **** и **** в г. Карталы отсутствует искусственное освещение и тротуар для безопасного движения пешеходов. В соответствие с ГОСТом Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" а именно п. 4.5.1.1., тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. В соответствие с п. 8 ст. 6 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствие с п. 6 ст. 13 вышеуказанного закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В статье 3 вышеуказанного закона отражено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительства, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Отсутствие тротуаров и искусственного освещения по ул. **** и **** в г. Карталы является нарушением действующего законодательства о безопасности дорожного движения и угрожает безопасности пешеходов, осуществляющих движение, по указанным улицам.
В судебном заседании помощник прокурора Крохин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Карталинского городского поселения Челябинской области, действующая на основании доверенности, Д. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица МО МВД России "Карталинский", действующий на основании доверенности, Р.. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Карталинский городской прокурор обратился в Челябинский областной суд с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование представления указывает, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами органов местного самоуправления. Отсутствие тротуаров является нарушением требований 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования". В соответствии с требованиями п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением. Согласно ГОСТ Р 52765-2007 стационарное электрическое освещение - это искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Считает, что запланированное мероприятие по модернизации уличного освещения на 2017 год не свидетельствует о надлежащем исполнении законодательства органом местного самоуправления. Неисполнение администрацией Карталинского городского поселения требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
В отзыве на апелляционное представление администрация Катралинского городского поселения полагала решение суда законным и обоснованным.
Прокурор Минкина Л.В. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержала.
Представитель Администрации Карталинского городского поселения, действующая на основании доверенности, Д. в суде апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционного представления.
Представитель Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Карталинский" в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще. В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав прокурора, представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ст. 8, 31 Бюджетного кодекса РФ, установив, что в соответствии с муниципальными программами устройство тротуара по ул. **** запланировано на 2016 год, а устройство тротуара по ул. **** запланировано на 2017 год, в 2017 году предусмотрены работы по разработке проекта строительства линии уличного освещения улицы **** и ****, финансирование будет проводиться из областного бюджета, пришел к выводу, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности в срок не позднее 01 июля 2015 года оборудовать по улицам **** и **** в г. Карталы Челябинской области тротуары и искусственное освещение фактически направлены на перераспределение бюджетных средств, что противоречит нормам действующего законодательства, поскольку нарушаются принципы самостоятельности и сбалансированности бюджета субъекта.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, в частности, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 34 Устава Карталинского городского поселения (в редакции от 04 мая 2010 года N 21) к полномочиям администрации поселения относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 6 ст. 13 вышеуказанного закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании вышеизложенных норм права к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст, установлены требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения, а именно в соответствии с п. 4.5.1.1 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты; 4.5.1.2 в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений; 4.5.1.3 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В соответствии с указанным ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к средствам улучшения условий видимости, а именно п. 4.6.1.1 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на внеуличных пешеходных переходах; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Таким образом, все предъявленные требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Как следует из материалов дела, Карталинской городской прокуратурой совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России "Карталинский" была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Карталинского городского поселения законодательства о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено, что вдоль автодорог по улицам ****, протяженностью 2750 метров, и ****, протяженностью 2300 метров, в г. Карталы отсутствует искусственное освещение и тротуары для безопасного движения пешеходов, пешеходы передвигаются по проезжей части, что также подтверждается актами проверки технического состояния дорог на указанных улицах, составленными сотрудниками ОГИБДД МО МВД России "Карталинский" от 17 октября 2014 года, фототаблицей.
Согласно справки ОГИБДД МО МВД России "Карталинский" в период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года на улицах **** и **** в г. Карталы произошло 4 дорожно-транспортных происшествия, в которых один человек погиб и четыре человека получили ранения. Дополнительно указано, что одним из сопутствующих условий совершения дорожно-транспортного происшествия является отсутствие искусственного освещения и тротуара.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обязанность, лежащая на администрации Карталинского городского поседения Челябинской области, по обустройству данных улиц тротуарами и освещением является необходимой мерой предупреждения причин возникновения ДТП, снижения тяжести их последствий.
Постановлением Администрации Карталинского городского поселения от 27 ноября 2014 года N 378, утверждена муниципальная программа "Комплексное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры на территории Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района на 2015 - 2017 годы", согласно которой устройство тротуара по ул. **** запланировано на 2016 год, устройство тротуара по ул. **** запланировано на 2017 год.
Постановлением администрации Карталинского городского поселения от 27 ноября 2014 года N 379, утверждена муниципальная программа "Модернизация системы уличного освещения на территории Карталинского городского поселения на 2015 - 2017 годы", согласно которой на 2017 год запланированы работы по разработке проекта, строительства линии уличного освещения по улицам **** и **** в г. Карталы.
Между тем, внесение данных объектов в муниципальную программу, по мнению судебной коллегии, не может являться законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей по содержанию дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения, так как безопасность граждан имеет приоритет.
Ссылки представителя администрации в отзыве на апелляционное представление на то, что требования прокурора направлены на перераспределение бюджетных средств, нарушают принципы сбалансированности бюджета, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку заявляя свои требования, Карталинский городской прокурор исходил из положений ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Представленный представителем администрации Карталинского городского поселения в суд апелляционной инстанции список уличного освещения на территории Карталинского городского поселения, являющийся приложением к договору с Челябэнергосбыт, в том числе и по улицам **** и **** в г. Карталы, не свидетельствует о соблюдении администрацией требований ГОСТ Р 52766-2007 при установке данных приборов, и работоспособности данных приборов.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит возможным отменить решение суда первой инстанции, приняв новое решение об удовлетворении требований прокурора, возложив на администрацию Карталинского городского поселения Челябинской области обязанность оборудовать улицы ****, **** в г. Карталы тротуарами и искусственным освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования". Реализуя требования ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым установить срок, в течение которого администрации надлежит выполнить возложенные на нее судом обязанности, до 01 сентября 2015 года.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Карталинского городского суда Челябинской области от 29 декабря 2014 года отменить. Принять по делу новое решение.
Возложить на администрацию Карталинского городского поселения Челябинской области обязанность оборудовать улицы ****, **** в г. Карталы тротуарами и искусственным освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" в срок до 01 сентября 2015 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)