Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-11839

Требование: Об обязании перевести в список граждан, выезжающих из населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера, для получения социальных выплат на приобретение жилья.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В связи с закрытием поселка истица была вынуждена выехать из района Крайнего Севера, при этом жилое помещение она сдала в ведение жилищно-коммунального хозяйства, компенсация выплачена ей не была, жилищную субсидию на приобретение жилья она также не получала.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. по делу N 33-11839


Судья Попцова М.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.
судей Беляковой Н.В., Охременко О.В.
при секретаре С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску Васильковской <данные изъяты> к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о возложении обязанности перевести в список категории граждан, выезжающих из населенных пунктов (в том числе городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, на получение социальных выплат для приобретения жилья
по апелляционной жалобе представителя В. - Б.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 06 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Васильковской <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о возложении обязанности перевести в список категории граждан, выезжающих из населенных пунктов (в том числе городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, на получение социальных выплат для приобретения жилья, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд Министерству строительства и архитектуры Красноярского края с указанным иском, мотивируя требования тем, что с 26.01.1973 г. по 05.12.1996 г. проживала и была зарегистрирована в п. Валькумей Чаунского района Чукотского автономного округа. В связи с закрытием поселка в декабре 1996 г. была вынуждена выехать из районов Крайнего Севера, жилое помещение сдала в ведение жилищно-коммунального хозяйства, компенсация за которое выплачена не была, жилищную субсидию на приобретение жилья также не получала. Полагала, что с момента сдачи квартиры и выезда приобрела право на получение жилищной субсидии в соответствии с действующим на тот период времени законодательством. Между тем, в настоящее время жилого помещения на территории РФ на праве собственности (праве социального найма) не имеет, с 2012 г. проживает и имеет постоянную регистрацию в жилом помещении, принадлежащем ее племяннику в г. Железногорске Красноярского края. Ответчик поставил истицу на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с составом семьи 1 человек и включил в список по категории "пенсионеры" согласно Федеральному закону от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
С учетом уточненных исковых требований, просила обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края перевести ее в список категории граждан, выезжающих из населенных пунктов, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель В. Б. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции В., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратилась, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя В. - Б., представителя Министерства строительства и архитектуры Красноярского края С.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
25.07.1998 г. был принят Федеральный закон N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который устанавливал условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии со ст. 2 Закон распространял свое действие на граждан, выехавших из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 г., нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющих в соответствии с настоящим Законом право на получение таких субсидий.
На основании ст. 4 Закона, предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществлялось органами исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых находились районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
Как следует из ст. 6 данного Закона, в случае ликвидации организаций и закрытия городов, поселков и полярных станций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по решению органов государственной власти жилищная субсидия гражданам устанавливалась в размере 100 процентов стоимости строительства (приобретения) жилья.
С 01.01.2003 г. Федеральный закон от 25.07.1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" утратил силу, в связи с изданием и вступлением в силу Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который устанавливал условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 г.
Статьями 2 и 5 указанного Закона гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ и по согласованию с Правительством РФ, жилищная субсидия предоставлялась в первую очередь, и в размере 100% стоимости жилья.
Федеральным законом от 17.07.2011 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в Федеральный закон от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ внесены изменения, которые вступили в действие с 01.01.2012 г.
С указанного времени Закон N 125-ФЗ устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 г., в соответствии с нормами настоящего Закона.
Статья 1 настоящего Закона устанавливает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 2 этого Закона, если иное не предусмотрено настоящим Законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
- - в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
- - во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
- - в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- - в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей Закона категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи Закона и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
С 01.01.2012 г. из очереди на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом исключаются граждане, которые выезжают из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ, и которым предоставление жилищных субсидий осуществляется на основании Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с сохранением имеющейся очередности.
Одновременно с указанными Законом N 212-ФЗ изменениями, с 01.01.2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", который устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений и условия их предоставления гражданам РФ, выезжающим из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством РФ на основании решений органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 2 настоящего Закона, право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) имеют граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие иных жилых помещений на территории РФ или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, проживающие по месту жительства в указанных населенных пунктах. Исходя из п. 3 настоящей статьи Закона, граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Закона, сохраняют право состоять на данном учете.
Судом первой инстанции установлено, что согласно справке Администрации Чаунского муниципального района В. с 26.01.1973 г. по 26.02.1985 г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Чукотский автономный округ, Чаунский район, п. <данные изъяты> 8-6; с 26.02.1985 г. по 05.12.1996 г. - по адресу: Чукотский автономный округ, Чаунский район, п.<данные изъяты> 27-6. В связи с выездом из районов Крайнего Севера В., а также членам ее семьи, жилье в центральных районах страны или социальная выплата на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ не предоставлялись, компенсация за сдаваемое жилье не выплачивалась. Жилое помещение, расположенное по адресу: Чукотский автономный округ, Чаунский район, п.<данные изъяты> 27-6, 05.12.1996 г. было сдано в ведение жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 12).
Согласно копии паспорта В., а также выписки из домовой книги от 22.10.2012 г., с 16.08.2001 г. по 26.06.2012 г. истица была зарегистрирована по адресу: г. Моздок, ул. <данные изъяты>; с 26.06.2012 г. зарегистрирована по адресу: г. Железногорск Красноярского края, ул. <данные изъяты>, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Ш. (л.д. 91-83, 100).
Жилых помещений на праве социального найма либо праве собственности В. на территории РФ не имеет, что подтверждается представленными справками (л.д. 103, 104, 107).
С 18.12.2003 г. В. является пенсионеркой (л.д. 87).
Постановлением объединенной администрации Чаунского района и г. Певека N 420 от 29.09.1995 г. во исполнение Постановления главы администрации Чукотского автономного округа от 13.09.1995 г. N 311 "Об упразднении и объединении населенных пунктов в Чукотском автономном округе" было принято решение об упразднении п. Валькумей с 01.01.1996 г. (л.д. 11).
Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 г. N 128 "О мерах социальной защиты населения ликвидируемых поселков золотодобытчиков в Чукотском автономном округе" было принято решение о принятии предложений о ликвидации п. Валькумей.
10.09.2012 г. В. обратилась в Министерство строительства и архитектуры Красноярского края с заявлением о постановке ее на учет по льготам, как выехавшей из закрывающегося п. Валькумей (л.д. 63-64).
04.10.2012 г. Министерством было отказано в постановке на учет по заявленному основанию и разъяснено право обратиться с заявлением о постановке на учет в соответствии с требованиями ст. 1 Закона N 125-ФЗ (л.д. 60-62).
20.05.2013 г. В. обратилась с повторным заявлением о постановке ее на учет (л.д. 79-80), на основании которого она была поставлена на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с составом семьи 1 человек, и включена в список по категории "пенсионеры" с даты подачи заявления от 20.05.2013 г., в соответствии с Законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ (л.д. 111).
Таким образом, на момент обращения В. в Министерство строительства и архитектуры Красноярского края с заявлением о постановке ее на учет на получение жилищной субсидии, действовал Закон от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ, в редакции от 17.07.2011 г., который предусматривает право истицы на получение жилищной субсидии во вторую очередь как пенсионеру. Закон от 17.07.2011 г. N 211-ФЗ устанавливает право на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов районов Крайнего Севера, тогда как истица на момент обращения к ответчику уже выехала из закрытого п. Валькумей еще в 1996 г., в связи с чем, не может быть поставлена на учет в соответствии с указанным Законом.
При этом, ни Федеральный закон от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ни Федеральный закон от 17.07.2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", не предусматривают перевода граждан из категории очередности граждан, установленной одним законом, в категорию очередности, установленную другим законом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения нового закона ухудшают положение истицы по сравнению с ранее действующим законодательством, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку В. с момента выезда из п. Валькумей в декабре 1996 г. вплоть до сентября 2012 г. свое право на предоставление ей жилищной субсидии как лицу, выехавшему из закрывающегося поселка не ранее 01.01.1992 г. не реализовала, в то время как постановка на учет и участие в программе всегда носили заявительный и добровольный характер (Постановления Правительства РФ от 07.10.1998 г. N 1163, от 10.12.2002 г. N 879, от 16.07.2003 г. N 433, от 21.03.2006 г. N 153).
Требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из ст. 40 и п. "в", "е", "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные изменения законодательства сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права истицы, право которой на получение субсидии сохраняется во всех приведенных положениях Закона, и которая в настоящее время поставлена на учет во второй группе очередности, согласно Федеральному закону от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в связи с чем вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований является правильным.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 06 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя В. Б. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)