Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кузнецова В.В., Садило Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Детский оздоровительный центр "Юлово" - Левшин Е.В. (паспорт),
от Управления образования муниципального образования "Инзенский район" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - не явился, извещен,
от Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области - не явился, извещен,
от муниципального учреждения администрация муниципального образования "Инзенский район" - не явился, извещен,
от муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области - не явился, извещен,
от Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Экология и медицина" - Левшин Е.В. (паспорт),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2015 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Детский оздоровительный центр "Юлово" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 апреля 2015 года по делу N А72-16076/2014 (судья Семенова М.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Детский оздоровительный центр "Юлово"
к Управлению образования муниципального образования "Инзенский район",
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области,
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области,
муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Инзенский район",
муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области,
Региональный Благотворительный Общественный Фонд "Экология и медицина",
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
установил:
ООО Управляющая компания "Детский оздоровительный центр "Юлово" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению образования муниципального образования "Инзенский район", в котором с учетом принятого судом первой инстанции уточнения требований просило:
1. Признать незаконным бездействие ответчика в нерегистрации права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, зарегистрированным в государственном лесном реестре под N 74, расположенным на территории МО "Инзенский район", Инзенское лесничество, Глотовское участковое лесничество, квартал 59 выдел 12, общей площадью 0,82 га для осуществления рекреационной деятельности.
2. Обязать ответчика зарегистрировать в соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 22.05.2008 N 132 право постоянного (бессрочного) пользования названным лесным участком в Управлении Росреестра по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В судебном заседании представитель подателя жалобы (директор общества) и одновременно представитель Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Экология и медицина" требования в ней изложенные поддержали.
Ответчик и третьи лица участия в заседании не принимали, отзывов на заявление не представлено, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Совета Министров СССР от 03.12.1951 N 23095-р принято предложение Министерства лесного хозяйства СССР об отводе предприятиям, учреждениям и организациям земельных участков из гослесфонда по прилагаемому к распоряжению списку, том числе: -Ульяновскому обкому профсоюза рабочих промышленности строительных материалов под строительство пионерского лагеря, площадью 3,01 га, в том числе, покрытой лесом - 2,36 га, Труслейское лесничество (кв. N 44) Инзенского лесхоза. Условия отвода - в постоянное пользование с исключением из гослесфонда, с правом вырубки деревьев под габариты построек и проезды на площади до 0,15 га. Лес, вырубаемый на отводимом участке, передать местным потребителям с зачетом в лесосечный фонд Совета Министров РСФСР по Ульяновской области.
17.01.2008 г. Глава Администрации МО "Инзенский район" издал постановление N 10 о формировании земельного участка (категория земель - земли лесного фонда) площадью 0,82 га для расширения территории Детского оздоровительно- образовательного лагеря "Юлово", примыкающего к западной части участка Детского оздоровительно-образовательного лагеря "Юлово" по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с. Юлово, на землях 59 квартала, выдел - 12 Глотовского лесничества Инзенского лесхоза, из земельного участка, свободного от прав третьих лиц, с кадастровым номером 73:04:02 18 01:16.
30.04.2008 Администрация (Арендодатель) и РБОФ "Экология и медицина" (Арендатор) заключили договор аренды имущественного комплекса (приложение N 1), расположенного по адресу: Инзенский район, Глотовское лесничество, квартал 59, строение 2, общей площадью 3,83 га для использования под детский оздоровительный центр, отдых родителей с детьми, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий и других мероприятий, связанных с активным отдыхом. Срок действия договора: с 30.04.2008 по 30.03.2057.
22.05.2008 г. распоряжением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области N 132 ответчику в постоянное бессрочное пользование был передан лесной участок, зарегистрированный в государственном лесном реестре под N 74, расположенный на территории МО "Инзенский район", Инзенское лесничество, Глотовское участковое лесничество, квартал 59 выдел 12, общей площадью 0,82 га для осуществления рекреационной деятельности. В распоряжении указано, что право постоянного (бессрочного) пользования указанным лесным участком наступает после государственной регистрации.
01.01.2010 г. арендатор по вышеназванному договору от 30.04.2008 г. (РБОФ "Экология и медицина") заключил с согласия Арендодателя договор субаренды с ООО УК "Детский оздоровительный центр (далее - ДОЦ) "Юлово" (Субарендатор) комплекса имущества (приложение N 1), расположенного по адресу: Инзенский район, Глотовское лесничество, квартал 59, строение 2, общей площадью 3,83 га для использования под детский оздоровительный центр, отдых родителей с детьми, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий и других мероприятий, связанных с активным отдыхом. Срок действия договора: с 01.01.2010 г. по 30.03.2057 г.
10.08.2011 г Министерство направило в адрес Администрации письмо, в ответ на ее заявление о предоставлении лесного участка в аренду (т. 1, л.д. 77), из которого следует, что в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Лесного кодекса РФ использование лесов органами местного самоуправления недопустимо.
03.02.2014 г. было зарегистрировано право собственности МО "Инзенский район" Ульяновской области на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: территория детского оздоровительного центра "Юлово", общая площадь 30 100 кв. м, адрес: Ульяновская область, Инзенский район, село Юлово, 59 квартал Глотовского лесничества, строение N 2.
17.10.2014 г. заявитель обратился к ответчику с письмом об оказании содействия в решении вопросов, связанных с реконструкцией лагеря "Юлово", из которого, в том числе, следовало: - в 2011 году согласован проект реконструкции ДОЦ "Юлово". 10.10.2011 в Администрацию направлено письмо N 0505 о подготовке градостроительного плана для размещения объектов и начале рабочего проектирования. Как указывает заявитель, прошло 3 года, но ДОЦ "Юлово" не получил официального ответа на письмо. Только через 7 лет после заключения договора аренды имущественного комплекса Администрация оформила право собственности на земельный участок площадью 3,01 га. Вторая половина лагеря, расположенная на участке 0,82 га, не оформляется по распоряжению Министерства N 132 от 22.05.2008 Управлением образования 6 лет.
28.10.2014 Администрация направила в адрес заявителя письмо исх. N 272, из которого, в том числе, следует:
- - для выдачи градостроительного плана необходимо представить документы на земельный участок (договор аренды земельного участка);
- - здания и движимое имущество лагеря находятся у Общества в аренде, поэтому Обществу следует оформить в аренду земельный участок, что и было ранее предложено Обществу, однако Общество не является для заключения договора аренды земельного участка площадью 3,01 га;
- - в части дополнительного участка площадью 0,82 га - он принадлежит гослесфонду и Общество вправе обратиться за его оформлением в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области;
- - участок лесного фонда площадью 0,82 га Управлению образования не передавался, документы 2008 года не имеют юридической силы.
В обоснование заявленных требований, обществом приводятся следующие доводы:
- - договор аренды имущественного комплекса, заключенный между Администрацией и РБОФ "Экология и медицина" до 30.03.2057 г., содержит сведения о том, что имущественный комплекс расположен на общей площади 3,83 га (из них 3,01 га - зарегистрировано на праве собственности за МО "Инзенский район);
- - не регистрация ответчиком права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 0,82 га препятствует осуществлению Обществом предпринимательской деятельности, получению градостроительного плана для реализации проекта обустройства ДОЦ "Юлово";
- - Общество считает, что имеет право не оформлять договор аренды на земельный участок 3,83 га, поскольку на нем расположено имущество ДОЦ, поэтому земля должна быть оформлена органами местного самоуправления в собственность и предоставлена Обществу бесплатно под эксплуатацию имущественного комплекса с учетом назначения объекта - ДОЦ (земли рекреационного назначения);
- - бездействие ответчика нарушает положения договоров аренды и субаренды имущественного комплекса в части площади, на которой расположено переданное имущество, а также вынуждает Общество обращаться за оформлением земельных документов к 2-м собственникам земельного участка и участвовать при этом в торгах за право их аренды. При строительстве границы детского комплекса были расширены до 3,83 га за счет выполнения требований норм СанПиНа. В соответствии с пунктом 5.11. СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" туалеты построили на расстоянии не менее 25 м от жилой зоны и столовой, и не менее 50 м от места купания. На представленной схеме размещения зданий и сооружений они обозначены в зоне 0,82 га.
На территории 0,82 га построены высоковольтная подстанция, волейбольная, баскетбольная и теннисная площадки. Построен административный корпус, в котором расположен: компьютерный, игровой и телевизионный зал. Установлен электрощит для питания клуба, административного корпуса и освещения прилегающей территории.
Береговая зона оборудована для катания детей на лодках, катамаранах и катерах. Установлена 50-метровая водная дорожка. По территории (в земле) проходят провода высоковольтной подстанции, которые питают жилые и административные постройки лагеря "Юлово"; расположены пожарные водоводы для тушения зданий и сооружений, а также блок и пультовая зона камер наружного наблюдения всей территории лагеря "Юлово".
Территория в 3,83 га создает единый неразрывный имущественный комплекс лагеря "Юлово". Заявитель уже приостановил финансирование и работы по реконструкции территории 3,83 га лагеря "Юлово". Материалы проведенного инженерно-геодезического изыскания (июнь 2011 г.) на общей территории 3,83 га лагеря "Юлово" сданы в архив. Утвержденный в 2011 году главным архитектором района эскизный проект по развитию территории 3,83 га лагеря "Юлово" сдан в архив, а дальнейшие работы по рабочему проекту приостановлены в связи с бездействием (отказом) Главы Администрации района (2011 г.) по выпуску постановления о разрешении проектировать рабочий проект.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств:
В соответствии со статьей 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Общество указало, что о нарушении своих прав оспариваемым бездействием ответчика оно узнало, только получив письмо от Администрации от 28.10.2014 г. До указанной даты Общество было уверено, что право постоянного (бессрочного) пользования ответчиком зарегистрировано в установленном порядке.
Как было указано выше, на основании распоряжения Совета Министров СССР от 03.12.1951 N 23095-р Ульяновскому обкому профсоюза рабочих промышленности строительных материалов под строительство пионерского лагеря было отведено 3,01 га. 03.02.2014 г. было зарегистрировано право собственности МО "Инзенский район" Ульяновской области на указанный земельный участок.
30.04.2008 Администрация (Арендодатель) и РБОФ "Экология и медицина" (Арендатор) заключили договор аренды имущественного комплекса (приложение N 1), расположенного по адресу: Инзенский район, Глотовское лесничество, квартал 59, строение 2, общей площадью 3,83.
Как указал заявитель, при строительстве границы детского комплекса были расширены до 3,83 га за счет выполнения требований норм СанПиНа. 22.05.2008 распоряжением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области N 132 ответчику в постоянное бессрочное пользование был передан лесной участок, зарегистрированный в государственном лесном реестре под N 74, расположенный на территории МО "Инзенский район", Инзенское лесничество, Глотовское участковое лесничество, квартал 59 выдел 12, общей площадью 0,82 га для осуществления рекреационной деятельности.
01.01.2010 РБОФ "Экология и медицина" заключил с согласия Администрации договор субаренды с ООО УК "ДОЦ "Юлово" (Субарендатор) переданного комплекса имущества.
В 2011 году был согласован проект реконструкции ДОЦ "Юлово" и 10.10.2011 в Администрацию направлено письмо N 0505 о подготовке градостроительного плана для размещения объектов и начале рабочего проектирования. Не получив ответ на свое обращение от 2011 года, ДОЦ "Юлово" вновь обратился в Администрацию в 2014 году. Получив ответ Администрации от 28.10.2014, из которого, в том числе, следовало, что для выдачи градостроительного плана необходимо представить документы на земельный участок (договор аренды земельного участка), Общество обратилось в суд со ссылкой, в том числе, на то, что имеет право не оформлять договор аренды на земельный участок 3,83 га, поскольку на нем расположено имущество ДОЦ, поэтому земля должна быть оформлена органами местного самоуправления в собственность и предоставлена Обществу бесплатно под эксплуатацию имущественного комплекса с учетом назначения объекта - ДОЦ (земли рекреационного назначения).
Из информации о спорном лесном участке площадью 0,82 га, представленной Министерством в материалы дела (т. 2, л.д. 125), следует, что он является собственностью Российской Федерации, его назначение - осуществление рекреационной деятельности; документы-основания пользования лесным участком - постоянное (бессрочное) пользование по распоряжению Минприроды Ульяновской области от 22.05.2008 N 132.
Согласно статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В силу положений статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (п. 1). При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (п. 2). Пунктом 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (п. 4).
В силу статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации (действовала на момент издания Министерством распоряжения N 132 от 22.05.2008; утратила силу с 01.01.2015): -в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Ответчик - Управление образования МО "Инзенский район" в указанный перечень не входит, к органам местного самоуправления Инзенского района не относится, что следует из статьи 29 Устава МО "Инзенский район" Ульяновской области, согласно которой структуру органов местного самоуправления Инзенского района составляют: -Совет депутатов Инзенского района, Глава Инзенского района, администрация Инзенского района (исполнительно-распорядительный орган), контрольно-ревизионная комиссия района, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: -несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 АПК РФ, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
С учетом вышеприведенных норм Лесного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ, суд считает, что оспариваемое бездействие ответчика не противоречит закону, следовательно, отсутствует совокупность двух условий для признания его незаконным.
Кроме того, письмом от 16.03.2015 г. N 138 ответчик направил в адрес Министерства отказ от спорного лесного участка площадью 0,82 га, предоставленного ему Министерством на праве постоянного (бессрочного) пользования распоряжением от 22.05.2008 г. N 132.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 апреля 2015 года по делу N А72-16076/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Г.М.САДИЛО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2015 N 11АП-6421/2015 ПО ДЕЛУ N А72-16076/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2015 г. по делу N А72-16076/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кузнецова В.В., Садило Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Детский оздоровительный центр "Юлово" - Левшин Е.В. (паспорт),
от Управления образования муниципального образования "Инзенский район" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - не явился, извещен,
от Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области - не явился, извещен,
от муниципального учреждения администрация муниципального образования "Инзенский район" - не явился, извещен,
от муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области - не явился, извещен,
от Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Экология и медицина" - Левшин Е.В. (паспорт),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2015 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Детский оздоровительный центр "Юлово" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 апреля 2015 года по делу N А72-16076/2014 (судья Семенова М.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Детский оздоровительный центр "Юлово"
к Управлению образования муниципального образования "Инзенский район",
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области,
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области,
муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Инзенский район",
муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Инзенский район" Ульяновской области,
Региональный Благотворительный Общественный Фонд "Экология и медицина",
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
установил:
ООО Управляющая компания "Детский оздоровительный центр "Юлово" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению образования муниципального образования "Инзенский район", в котором с учетом принятого судом первой инстанции уточнения требований просило:
1. Признать незаконным бездействие ответчика в нерегистрации права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, зарегистрированным в государственном лесном реестре под N 74, расположенным на территории МО "Инзенский район", Инзенское лесничество, Глотовское участковое лесничество, квартал 59 выдел 12, общей площадью 0,82 га для осуществления рекреационной деятельности.
2. Обязать ответчика зарегистрировать в соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 22.05.2008 N 132 право постоянного (бессрочного) пользования названным лесным участком в Управлении Росреестра по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В судебном заседании представитель подателя жалобы (директор общества) и одновременно представитель Регионального Благотворительного Общественного Фонда "Экология и медицина" требования в ней изложенные поддержали.
Ответчик и третьи лица участия в заседании не принимали, отзывов на заявление не представлено, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Совета Министров СССР от 03.12.1951 N 23095-р принято предложение Министерства лесного хозяйства СССР об отводе предприятиям, учреждениям и организациям земельных участков из гослесфонда по прилагаемому к распоряжению списку, том числе: -Ульяновскому обкому профсоюза рабочих промышленности строительных материалов под строительство пионерского лагеря, площадью 3,01 га, в том числе, покрытой лесом - 2,36 га, Труслейское лесничество (кв. N 44) Инзенского лесхоза. Условия отвода - в постоянное пользование с исключением из гослесфонда, с правом вырубки деревьев под габариты построек и проезды на площади до 0,15 га. Лес, вырубаемый на отводимом участке, передать местным потребителям с зачетом в лесосечный фонд Совета Министров РСФСР по Ульяновской области.
17.01.2008 г. Глава Администрации МО "Инзенский район" издал постановление N 10 о формировании земельного участка (категория земель - земли лесного фонда) площадью 0,82 га для расширения территории Детского оздоровительно- образовательного лагеря "Юлово", примыкающего к западной части участка Детского оздоровительно-образовательного лагеря "Юлово" по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с. Юлово, на землях 59 квартала, выдел - 12 Глотовского лесничества Инзенского лесхоза, из земельного участка, свободного от прав третьих лиц, с кадастровым номером 73:04:02 18 01:16.
30.04.2008 Администрация (Арендодатель) и РБОФ "Экология и медицина" (Арендатор) заключили договор аренды имущественного комплекса (приложение N 1), расположенного по адресу: Инзенский район, Глотовское лесничество, квартал 59, строение 2, общей площадью 3,83 га для использования под детский оздоровительный центр, отдых родителей с детьми, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий и других мероприятий, связанных с активным отдыхом. Срок действия договора: с 30.04.2008 по 30.03.2057.
22.05.2008 г. распоряжением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области N 132 ответчику в постоянное бессрочное пользование был передан лесной участок, зарегистрированный в государственном лесном реестре под N 74, расположенный на территории МО "Инзенский район", Инзенское лесничество, Глотовское участковое лесничество, квартал 59 выдел 12, общей площадью 0,82 га для осуществления рекреационной деятельности. В распоряжении указано, что право постоянного (бессрочного) пользования указанным лесным участком наступает после государственной регистрации.
01.01.2010 г. арендатор по вышеназванному договору от 30.04.2008 г. (РБОФ "Экология и медицина") заключил с согласия Арендодателя договор субаренды с ООО УК "Детский оздоровительный центр (далее - ДОЦ) "Юлово" (Субарендатор) комплекса имущества (приложение N 1), расположенного по адресу: Инзенский район, Глотовское лесничество, квартал 59, строение 2, общей площадью 3,83 га для использования под детский оздоровительный центр, отдых родителей с детьми, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий и других мероприятий, связанных с активным отдыхом. Срок действия договора: с 01.01.2010 г. по 30.03.2057 г.
10.08.2011 г Министерство направило в адрес Администрации письмо, в ответ на ее заявление о предоставлении лесного участка в аренду (т. 1, л.д. 77), из которого следует, что в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Лесного кодекса РФ использование лесов органами местного самоуправления недопустимо.
03.02.2014 г. было зарегистрировано право собственности МО "Инзенский район" Ульяновской области на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: территория детского оздоровительного центра "Юлово", общая площадь 30 100 кв. м, адрес: Ульяновская область, Инзенский район, село Юлово, 59 квартал Глотовского лесничества, строение N 2.
17.10.2014 г. заявитель обратился к ответчику с письмом об оказании содействия в решении вопросов, связанных с реконструкцией лагеря "Юлово", из которого, в том числе, следовало: - в 2011 году согласован проект реконструкции ДОЦ "Юлово". 10.10.2011 в Администрацию направлено письмо N 0505 о подготовке градостроительного плана для размещения объектов и начале рабочего проектирования. Как указывает заявитель, прошло 3 года, но ДОЦ "Юлово" не получил официального ответа на письмо. Только через 7 лет после заключения договора аренды имущественного комплекса Администрация оформила право собственности на земельный участок площадью 3,01 га. Вторая половина лагеря, расположенная на участке 0,82 га, не оформляется по распоряжению Министерства N 132 от 22.05.2008 Управлением образования 6 лет.
28.10.2014 Администрация направила в адрес заявителя письмо исх. N 272, из которого, в том числе, следует:
- - для выдачи градостроительного плана необходимо представить документы на земельный участок (договор аренды земельного участка);
- - здания и движимое имущество лагеря находятся у Общества в аренде, поэтому Обществу следует оформить в аренду земельный участок, что и было ранее предложено Обществу, однако Общество не является для заключения договора аренды земельного участка площадью 3,01 га;
- - в части дополнительного участка площадью 0,82 га - он принадлежит гослесфонду и Общество вправе обратиться за его оформлением в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области;
- - участок лесного фонда площадью 0,82 га Управлению образования не передавался, документы 2008 года не имеют юридической силы.
В обоснование заявленных требований, обществом приводятся следующие доводы:
- - договор аренды имущественного комплекса, заключенный между Администрацией и РБОФ "Экология и медицина" до 30.03.2057 г., содержит сведения о том, что имущественный комплекс расположен на общей площади 3,83 га (из них 3,01 га - зарегистрировано на праве собственности за МО "Инзенский район);
- - не регистрация ответчиком права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 0,82 га препятствует осуществлению Обществом предпринимательской деятельности, получению градостроительного плана для реализации проекта обустройства ДОЦ "Юлово";
- - Общество считает, что имеет право не оформлять договор аренды на земельный участок 3,83 га, поскольку на нем расположено имущество ДОЦ, поэтому земля должна быть оформлена органами местного самоуправления в собственность и предоставлена Обществу бесплатно под эксплуатацию имущественного комплекса с учетом назначения объекта - ДОЦ (земли рекреационного назначения);
- - бездействие ответчика нарушает положения договоров аренды и субаренды имущественного комплекса в части площади, на которой расположено переданное имущество, а также вынуждает Общество обращаться за оформлением земельных документов к 2-м собственникам земельного участка и участвовать при этом в торгах за право их аренды. При строительстве границы детского комплекса были расширены до 3,83 га за счет выполнения требований норм СанПиНа. В соответствии с пунктом 5.11. СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" туалеты построили на расстоянии не менее 25 м от жилой зоны и столовой, и не менее 50 м от места купания. На представленной схеме размещения зданий и сооружений они обозначены в зоне 0,82 га.
На территории 0,82 га построены высоковольтная подстанция, волейбольная, баскетбольная и теннисная площадки. Построен административный корпус, в котором расположен: компьютерный, игровой и телевизионный зал. Установлен электрощит для питания клуба, административного корпуса и освещения прилегающей территории.
Береговая зона оборудована для катания детей на лодках, катамаранах и катерах. Установлена 50-метровая водная дорожка. По территории (в земле) проходят провода высоковольтной подстанции, которые питают жилые и административные постройки лагеря "Юлово"; расположены пожарные водоводы для тушения зданий и сооружений, а также блок и пультовая зона камер наружного наблюдения всей территории лагеря "Юлово".
Территория в 3,83 га создает единый неразрывный имущественный комплекс лагеря "Юлово". Заявитель уже приостановил финансирование и работы по реконструкции территории 3,83 га лагеря "Юлово". Материалы проведенного инженерно-геодезического изыскания (июнь 2011 г.) на общей территории 3,83 га лагеря "Юлово" сданы в архив. Утвержденный в 2011 году главным архитектором района эскизный проект по развитию территории 3,83 га лагеря "Юлово" сдан в архив, а дальнейшие работы по рабочему проекту приостановлены в связи с бездействием (отказом) Главы Администрации района (2011 г.) по выпуску постановления о разрешении проектировать рабочий проект.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств:
В соответствии со статьей 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Общество указало, что о нарушении своих прав оспариваемым бездействием ответчика оно узнало, только получив письмо от Администрации от 28.10.2014 г. До указанной даты Общество было уверено, что право постоянного (бессрочного) пользования ответчиком зарегистрировано в установленном порядке.
Как было указано выше, на основании распоряжения Совета Министров СССР от 03.12.1951 N 23095-р Ульяновскому обкому профсоюза рабочих промышленности строительных материалов под строительство пионерского лагеря было отведено 3,01 га. 03.02.2014 г. было зарегистрировано право собственности МО "Инзенский район" Ульяновской области на указанный земельный участок.
30.04.2008 Администрация (Арендодатель) и РБОФ "Экология и медицина" (Арендатор) заключили договор аренды имущественного комплекса (приложение N 1), расположенного по адресу: Инзенский район, Глотовское лесничество, квартал 59, строение 2, общей площадью 3,83.
Как указал заявитель, при строительстве границы детского комплекса были расширены до 3,83 га за счет выполнения требований норм СанПиНа. 22.05.2008 распоряжением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области N 132 ответчику в постоянное бессрочное пользование был передан лесной участок, зарегистрированный в государственном лесном реестре под N 74, расположенный на территории МО "Инзенский район", Инзенское лесничество, Глотовское участковое лесничество, квартал 59 выдел 12, общей площадью 0,82 га для осуществления рекреационной деятельности.
01.01.2010 РБОФ "Экология и медицина" заключил с согласия Администрации договор субаренды с ООО УК "ДОЦ "Юлово" (Субарендатор) переданного комплекса имущества.
В 2011 году был согласован проект реконструкции ДОЦ "Юлово" и 10.10.2011 в Администрацию направлено письмо N 0505 о подготовке градостроительного плана для размещения объектов и начале рабочего проектирования. Не получив ответ на свое обращение от 2011 года, ДОЦ "Юлово" вновь обратился в Администрацию в 2014 году. Получив ответ Администрации от 28.10.2014, из которого, в том числе, следовало, что для выдачи градостроительного плана необходимо представить документы на земельный участок (договор аренды земельного участка), Общество обратилось в суд со ссылкой, в том числе, на то, что имеет право не оформлять договор аренды на земельный участок 3,83 га, поскольку на нем расположено имущество ДОЦ, поэтому земля должна быть оформлена органами местного самоуправления в собственность и предоставлена Обществу бесплатно под эксплуатацию имущественного комплекса с учетом назначения объекта - ДОЦ (земли рекреационного назначения).
Из информации о спорном лесном участке площадью 0,82 га, представленной Министерством в материалы дела (т. 2, л.д. 125), следует, что он является собственностью Российской Федерации, его назначение - осуществление рекреационной деятельности; документы-основания пользования лесным участком - постоянное (бессрочное) пользование по распоряжению Минприроды Ульяновской области от 22.05.2008 N 132.
Согласно статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В силу положений статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (п. 1). При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (п. 2). Пунктом 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (п. 4).
В силу статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации (действовала на момент издания Министерством распоряжения N 132 от 22.05.2008; утратила силу с 01.01.2015): -в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Ответчик - Управление образования МО "Инзенский район" в указанный перечень не входит, к органам местного самоуправления Инзенского района не относится, что следует из статьи 29 Устава МО "Инзенский район" Ульяновской области, согласно которой структуру органов местного самоуправления Инзенского района составляют: -Совет депутатов Инзенского района, Глава Инзенского района, администрация Инзенского района (исполнительно-распорядительный орган), контрольно-ревизионная комиссия района, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: -несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 АПК РФ, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
С учетом вышеприведенных норм Лесного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ, суд считает, что оспариваемое бездействие ответчика не противоречит закону, следовательно, отсутствует совокупность двух условий для признания его незаконным.
Кроме того, письмом от 16.03.2015 г. N 138 ответчик направил в адрес Министерства отказ от спорного лесного участка площадью 0,82 га, предоставленного ему Министерством на праве постоянного (бессрочного) пользования распоряжением от 22.05.2008 г. N 132.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 апреля 2015 года по делу N А72-16076/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Г.М.САДИЛО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)