Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 июля 2014 года по делу N А10-1282/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" к Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ о признании незаконным решения от 27.12.2013 N О-160, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, третье лицо МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ",
(суд первой инстанции - Н.П. Кушнарева),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Иванов Д.В., представитель по доверенности от 08.07.2013;
- от заинтересованного лица:
Старкова Ю.А., представитель по доверенности N 200 от 24.02.2014.
от третьего лица: Старкова Ю.А., представитель по доверенности N 15 от 17.02.2014
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" (ОГРН 1110327007922, ИНН 0326499434, место нахождения: 670034, ул. Добролюбова, д. 5, г. Улан-Удэ, далее - ООО "Стройкомплекс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344, место нахождения: 670031, ул. Бабушкина, д. 25, г. Улан-Удэ. далее - Комитет по архитектуре) о признании незаконным решения от 27 декабря 2013 года N О-160 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, место нахождения: 670031, ул. Бабушкина, д. 25, г. Улан-Удэ. далее Комитет по управлению имуществом).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны рекреационного назначения Р-1, а не территориальной зоны жилой застройки Ж-4. Исходя из положений статей 30 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ принимаются во исполнение Генерального плана, по результатам публичного обсуждения и направлены на создание условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. В связи с этим, правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка и продолжения процедуры выбора земельного участка у ответчика не имелось. Сведений о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет как занятого сквером в материалах дела не содержится. В то же время, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии зеленых насаждений на земельном участке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой (с дополнениями), в которой просит апелляционную жалобу удовлетворить решение Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1282-2014 отменить полностью. Принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Полагает, что "Комплексная схема озеленения г. Улан-Удэ" при рассмотрении заявления общества в качестве основания для отказа учитываться не может в принципе, поскольку в соответствии со ст. 4 Гражданского Кодекса РФ, повторное рассмотрение заявления должно производиться на момент возникновения отношений о предоставлении земельного участка, т.е. по состоянию на 01 марта 2012 г, а не на момент вынесения обжалуемого решения N О-160 от 27 декабря 2013 г. Таким образом, Арбитражный суд обязан был при рассмотрении дела основываться на положениях нормативно-правовых актов, действовавших в момент подачи заявления о предоставлении земельного участка, то есть на 01 марта 2012 г.
На момент подачи обществом заявления (март 2012 г.) испрашиваемый участок располагался в зоне "Ж-4", регламент которой позволяет строительство административных зданий, но не в зоне рекреационного назначения "Р-1" (согласно "Правил землепользования и застройки городского округа Улан-Удэ"). Длительный промежуток времени между подачей Обществом заявления (01 марта 2012 г.) и вынесением отказного решения (27 декабря 2013 г.) возник по причине незаконных действий самого ответчика, препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка в марте 2012 г. как было установлено позже, в Арбитражном суде, не имелось.
Доказательств того, что использование земельного участка для строительства административно - торгового здания и его дальнейшая эксплуатация в границах территории градостроительной зоны Р-1 вызывает опасность для жизни и здоровья населения, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Комитетом по архитектуре, градостроительству и землеустройству суду не представлено.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв Комитета по управлению имуществом, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.09.2014.
Представитель общества в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитетов дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 28 июня 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" зарегистрировано в качестве юридического лица, за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1110327007922, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 07.03.2014 (т. 1 л.д. 37-38).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 01 марта 2012 года Общество обратилось в Комитет по управлению имуществом с заявлением о выборе земельного участка, ориентировочной площадью 500 кв. м, сроком на три года для строительства административно-торгового здания, по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, с восточной стороны жилого дома N 22 (т. 1 л.д. 117).
Заключением от 13 марта 2012 года N 20450450 (т. 1 л.д. 118) Управление архитектуры и градостроительства отказало в согласовании представления Обществу земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый участок расположен на территории общего пользования (сквер), где строительство зданий не предусмотрено.
Решением Комитета по управлению имуществом от 16 марта 2012 года N О-209 (т. 1 л.д. 119) отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства административного здания, расположенного с восточной стороны жилого дома N 22 по ул. Ключевская Октябрьского района в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в соответствии с пунктами 11 - 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на территории общего пользования (сквер), где строительство зданий и сооружений не предусмотрено и которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Данное решение оспорено Обществом в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 марта 2013 года по делу N А10-2599/2012 решение Комитета по управлению имуществом от 21 марта 2012 года N О-209 признано незаконным (т. 1 л.д. 13-20).
Во исполнение названного решения суда Общество 26 сентября 2013 года обратилось в Комитет по управлению имуществом с заявлением, в котором повторно просило рассмотреть вопрос о предоставлении вышеуказанного земельного участка.
Решением Комитета по архитектуре от 27 декабря 2013 года N О-160 (т. 1 л.д. 11) Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства административно-торгового здания, расположенного с восточной стороны жилого дома N 22 по ул. Ключевская Октябрьского района, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок, согласно "Комплексной схеме озеленения г. Улан-Удэ" находится на территории сквера, а также в зоне рекреационного назначения (зона Р-1), где градостроительным регламентом строительство данных объектов не предусмотрено.
Не согласившись с решением Комитета по архитектуре от 27 декабря 2013 года N О-160, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: несоответствие его закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления уполномочены распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в т.ч. предоставлять их заинтересованным лицам.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно части 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Содержание названных правовых норм свидетельствует о том, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Общество обратилось в Комитет с заявлением, в котором просило определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 500 кв. м, сроком на 3 года для строительства административно-торгового здания, предполагаемое место размещения объекта: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, с восточной стороны жилого дома N 22.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82.
Согласно пункту 4.7 указанного Положения предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, предусмотренном настоящим Положением;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 4.7.2 названного Положения определено, что выбор земельного участка осуществляется в следующем порядке: Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в течение 15 календарных дней со дня поступления заявления определяет возможность предоставления земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. В случае определения невозможности размещения объекта Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ принимает решение об отказе в размещении объекта.
Таким образом, приведенными нормами на Комитет по архитектуре возложены обязанности по обеспечению выбора земельных участков и принятия решений о предварительном согласовании места размещения объекта. С учетом этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обжалуемое решение принято Комитетом по архитектуре в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий.
Из оспариваемого решения видно, что отказ в предварительном согласовании места размещения объекта мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории сквера и в зоне рекреационного назначения (Р-1), где градостроительным регламентом строительство административных зданий не предусмотрено.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к одному из принципов земельного законодательства отнесено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в т.ч. на земли населенных пунктов. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в т.ч. к рекреационным.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства; а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82 (т. 1 л.д. 54) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ".
Согласно статье 9 Правил землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ" на карте градостроительного зонирования города Улан-Удэ определены различные виды территориальных зон, в т.ч. рекреационного назначения. В состав зон рекреационного назначения входят земельные участки, на которых размещаются дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы и трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В соответствии с градостроительным регламентом зоны рекреационного назначения (Р-1), являющимся приложением к Правилам землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесены - территории, занятые скверами, парками, городскими садами, - объекты инженерной инфраструктуры, к вспомогательным - открытые плоскостные физкультурные объекты и детские развлекательные сооружения, условно разрешенные виды использования отсутствуют.
Исходя из данных правовых норм, суд первой инстанции правильно посчитал, что в территориальных зонах рекреационного назначения (Р-1) не допускается размещение (строительство) административных зданий.
Доводы Комитета по архитектуре о нахождении испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне рекреационного назначения Р-1 суд первой инстанции правильно посчитал обоснованными, подтвержденными совокупностью представленных доказательств.
Как правильно указывает суд первой инстанции, к заявлению Общества от 01 марта 2012 года о выборе земельного участка приложен ситуационный план-схема испрашиваемого земельного участка в масштабе 1:2000 (т. 1 л.д. 108). Испрашиваемый участок обозначен на схеме штриховкой. Из данной схемы видно, что данный участок находится в районе Дарханского проезда, возле домов 20 и 22 по ул. Ключевской в г. Улан-Удэ.
Комитетом по архитектуре были представлены выкопировки из карты градостроительного зонирования города Улан-Удэ, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки г. Улан-Удэ. Из выкопировок следует, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны рекреационного назначения Р-1.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что сопоставление представленной заявителем схемы и выкопировок из названной карты позволяет сделать достоверный вывод о том, что и на схеме и на выкопировках указан один и тот же земельный участок. На схемах и выкопировках указаны одинаковые проезды, дома, наименования объектов и т.д. В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя пояснил, что на указанные выкопировки испрашиваемый участок нанесен правильно, т.е. расположение участка на выкопировках соответствует его расположению на схеме, приложенной к заявлению о выборе земельного участка.
Апелляционный суд согласен с судом первой инстанции в том, что данные обстоятельства являются достаточными для вывода о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах территориальной зоны рекреационного назначения Р-1. В связи с этим, не требуется проведения кадастровых работ для установления названного факта. Таким образом, вопреки доводам заявителя испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны рекреационного назначения Р-1, а не территориальной зоны жилой застройки Ж-4.
Исходя из положений статей 30 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ принимаются во исполнение Генерального плана, по результатам публичного обсуждения и направлены на создание условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка и продолжения процедуры выбора земельного участка у ответчика не имелось.
Согласно градостроительному регламенту территориальной зоны Р-1, в ней допускается размещение скверов.
В силу пункта 4.2 Строительных норм и правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" СНиП 2.07.01-89* скверы являются озелененными территориями общего пользования.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, из содержания данных норм следует, что скверы относятся к озелененным территориям общего пользования и не подлежат приватизации. Соответственно, размещение на землях скверов административно-торговых зданий не допускается.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в т.ч. чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в числе других красные линии.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципальных образований отнесены: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Из указанных норм судом первой инстанции был сделан правильный вывод, что границы территорий общего пользования (скверы) должны быть обозначены на документах территориальной планировки красными линиями. В то же время, действующее законодательство не содержит положений о том, что обстоятельство нахождения земельного участка на землях общего пользования должно подтверждаться исключительно проектом планировки территории.
Спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны рекреационного назначения Р-1, градостроительный регламент которой прямо предусматривает размещение скверов.
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 26 сентября 2012 года N 1275-р во исполнение Генерального плана г. Улан-Удэ утверждена Комплексная схема озеленения г. Улан-Удэ (л.д. 75-76).
Согласно Комплексной схеме на ул. Дарханской располагается сквер, площадью 0,27 га.
В силу со статьей 9 Закона Республики Бурятия от 5 мая 2011 года N 1997-IV "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Республики Бурятия" земельные участки, занятые скверами, парками и озелененными участками, подлежат кадастровому учету в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
Как правильно указывает суд первой инстанции, ведений о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет как занятого сквером в материалах дела не содержится, вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии зеленых насаждений на земельном участке. Как пояснил Комитет по архитектуре, указанный сквер на кадастровый учет не поставлен в связи с отсутствием денежных средств.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что обжалуемое решение не противоречит земельному законодательству, и в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Доводы общества о том, что карта была опубликована в нечитаемом виде, отклоняются, поскольку заинтересованные лица вправе обратиться за разъяснениями в уполномоченный орган.
Доводы общества о том, что следует исходить из ситуации, имевшейся на момент первоначального обращения общества с заявлением, отклоняются, поскольку изменение ситуации должно быть учтено, так как это влияет на интересы населения, а невозможность предоставления земельного участка установлена не тольков отношении общества, но и в отношении всех других лиц..
Доводы общества о том, что органы власти злоупотребляют своими правами, принимая акты, направленные на устранение возможности выделения земельного участка, отклоняются, поскольку доказательств того, что схема озеленения была принята исключительно с целью не предоставить земельный участок обществу, не имеется, а органы местного самоуправления должны вести работы по благоустройству, в том числе по озеленению населенных пунктов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 июля 2014 года по делу N А10-1282/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2014 ПО ДЕЛУ N А10-1282/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2014 г. по делу N А10-1282/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 июля 2014 года по делу N А10-1282/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" к Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ о признании незаконным решения от 27.12.2013 N О-160, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, третье лицо МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ",
(суд первой инстанции - Н.П. Кушнарева),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Иванов Д.В., представитель по доверенности от 08.07.2013;
- от заинтересованного лица:
Старкова Ю.А., представитель по доверенности N 200 от 24.02.2014.
от третьего лица: Старкова Ю.А., представитель по доверенности N 15 от 17.02.2014
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" (ОГРН 1110327007922, ИНН 0326499434, место нахождения: 670034, ул. Добролюбова, д. 5, г. Улан-Удэ, далее - ООО "Стройкомплекс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344, место нахождения: 670031, ул. Бабушкина, д. 25, г. Улан-Удэ. далее - Комитет по архитектуре) о признании незаконным решения от 27 декабря 2013 года N О-160 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, место нахождения: 670031, ул. Бабушкина, д. 25, г. Улан-Удэ. далее Комитет по управлению имуществом).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны рекреационного назначения Р-1, а не территориальной зоны жилой застройки Ж-4. Исходя из положений статей 30 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ принимаются во исполнение Генерального плана, по результатам публичного обсуждения и направлены на создание условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. В связи с этим, правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка и продолжения процедуры выбора земельного участка у ответчика не имелось. Сведений о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет как занятого сквером в материалах дела не содержится. В то же время, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии зеленых насаждений на земельном участке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой (с дополнениями), в которой просит апелляционную жалобу удовлетворить решение Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1282-2014 отменить полностью. Принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Полагает, что "Комплексная схема озеленения г. Улан-Удэ" при рассмотрении заявления общества в качестве основания для отказа учитываться не может в принципе, поскольку в соответствии со ст. 4 Гражданского Кодекса РФ, повторное рассмотрение заявления должно производиться на момент возникновения отношений о предоставлении земельного участка, т.е. по состоянию на 01 марта 2012 г, а не на момент вынесения обжалуемого решения N О-160 от 27 декабря 2013 г. Таким образом, Арбитражный суд обязан был при рассмотрении дела основываться на положениях нормативно-правовых актов, действовавших в момент подачи заявления о предоставлении земельного участка, то есть на 01 марта 2012 г.
На момент подачи обществом заявления (март 2012 г.) испрашиваемый участок располагался в зоне "Ж-4", регламент которой позволяет строительство административных зданий, но не в зоне рекреационного назначения "Р-1" (согласно "Правил землепользования и застройки городского округа Улан-Удэ"). Длительный промежуток времени между подачей Обществом заявления (01 марта 2012 г.) и вынесением отказного решения (27 декабря 2013 г.) возник по причине незаконных действий самого ответчика, препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка в марте 2012 г. как было установлено позже, в Арбитражном суде, не имелось.
Доказательств того, что использование земельного участка для строительства административно - торгового здания и его дальнейшая эксплуатация в границах территории градостроительной зоны Р-1 вызывает опасность для жизни и здоровья населения, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Комитетом по архитектуре, градостроительству и землеустройству суду не представлено.
На апелляционную жалобу общества поступил отзыв Комитета по управлению имуществом, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.09.2014.
Представитель общества в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитетов дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 28 июня 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" зарегистрировано в качестве юридического лица, за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1110327007922, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 07.03.2014 (т. 1 л.д. 37-38).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 01 марта 2012 года Общество обратилось в Комитет по управлению имуществом с заявлением о выборе земельного участка, ориентировочной площадью 500 кв. м, сроком на три года для строительства административно-торгового здания, по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, с восточной стороны жилого дома N 22 (т. 1 л.д. 117).
Заключением от 13 марта 2012 года N 20450450 (т. 1 л.д. 118) Управление архитектуры и градостроительства отказало в согласовании представления Обществу земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый участок расположен на территории общего пользования (сквер), где строительство зданий не предусмотрено.
Решением Комитета по управлению имуществом от 16 марта 2012 года N О-209 (т. 1 л.д. 119) отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства административного здания, расположенного с восточной стороны жилого дома N 22 по ул. Ключевская Октябрьского района в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в соответствии с пунктами 11 - 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на территории общего пользования (сквер), где строительство зданий и сооружений не предусмотрено и которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Данное решение оспорено Обществом в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 марта 2013 года по делу N А10-2599/2012 решение Комитета по управлению имуществом от 21 марта 2012 года N О-209 признано незаконным (т. 1 л.д. 13-20).
Во исполнение названного решения суда Общество 26 сентября 2013 года обратилось в Комитет по управлению имуществом с заявлением, в котором повторно просило рассмотреть вопрос о предоставлении вышеуказанного земельного участка.
Решением Комитета по архитектуре от 27 декабря 2013 года N О-160 (т. 1 л.д. 11) Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства административно-торгового здания, расположенного с восточной стороны жилого дома N 22 по ул. Ключевская Октябрьского района, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок, согласно "Комплексной схеме озеленения г. Улан-Удэ" находится на территории сквера, а также в зоне рекреационного назначения (зона Р-1), где градостроительным регламентом строительство данных объектов не предусмотрено.
Не согласившись с решением Комитета по архитектуре от 27 декабря 2013 года N О-160, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: несоответствие его закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления уполномочены распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в т.ч. предоставлять их заинтересованным лицам.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно части 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Содержание названных правовых норм свидетельствует о том, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Общество обратилось в Комитет с заявлением, в котором просило определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 500 кв. м, сроком на 3 года для строительства административно-торгового здания, предполагаемое место размещения объекта: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, с восточной стороны жилого дома N 22.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82.
Согласно пункту 4.7 указанного Положения предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, предусмотренном настоящим Положением;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 4.7.2 названного Положения определено, что выбор земельного участка осуществляется в следующем порядке: Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в течение 15 календарных дней со дня поступления заявления определяет возможность предоставления земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. В случае определения невозможности размещения объекта Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ принимает решение об отказе в размещении объекта.
Таким образом, приведенными нормами на Комитет по архитектуре возложены обязанности по обеспечению выбора земельных участков и принятия решений о предварительном согласовании места размещения объекта. С учетом этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обжалуемое решение принято Комитетом по архитектуре в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий.
Из оспариваемого решения видно, что отказ в предварительном согласовании места размещения объекта мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории сквера и в зоне рекреационного назначения (Р-1), где градостроительным регламентом строительство административных зданий не предусмотрено.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к одному из принципов земельного законодательства отнесено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в т.ч. на земли населенных пунктов. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в т.ч. к рекреационным.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства; а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82 (т. 1 л.д. 54) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ".
Согласно статье 9 Правил землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ" на карте градостроительного зонирования города Улан-Удэ определены различные виды территориальных зон, в т.ч. рекреационного назначения. В состав зон рекреационного назначения входят земельные участки, на которых размещаются дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы и трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В соответствии с градостроительным регламентом зоны рекреационного назначения (Р-1), являющимся приложением к Правилам землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесены - территории, занятые скверами, парками, городскими садами, - объекты инженерной инфраструктуры, к вспомогательным - открытые плоскостные физкультурные объекты и детские развлекательные сооружения, условно разрешенные виды использования отсутствуют.
Исходя из данных правовых норм, суд первой инстанции правильно посчитал, что в территориальных зонах рекреационного назначения (Р-1) не допускается размещение (строительство) административных зданий.
Доводы Комитета по архитектуре о нахождении испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне рекреационного назначения Р-1 суд первой инстанции правильно посчитал обоснованными, подтвержденными совокупностью представленных доказательств.
Как правильно указывает суд первой инстанции, к заявлению Общества от 01 марта 2012 года о выборе земельного участка приложен ситуационный план-схема испрашиваемого земельного участка в масштабе 1:2000 (т. 1 л.д. 108). Испрашиваемый участок обозначен на схеме штриховкой. Из данной схемы видно, что данный участок находится в районе Дарханского проезда, возле домов 20 и 22 по ул. Ключевской в г. Улан-Удэ.
Комитетом по архитектуре были представлены выкопировки из карты градостроительного зонирования города Улан-Удэ, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки г. Улан-Удэ. Из выкопировок следует, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны рекреационного назначения Р-1.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что сопоставление представленной заявителем схемы и выкопировок из названной карты позволяет сделать достоверный вывод о том, что и на схеме и на выкопировках указан один и тот же земельный участок. На схемах и выкопировках указаны одинаковые проезды, дома, наименования объектов и т.д. В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя пояснил, что на указанные выкопировки испрашиваемый участок нанесен правильно, т.е. расположение участка на выкопировках соответствует его расположению на схеме, приложенной к заявлению о выборе земельного участка.
Апелляционный суд согласен с судом первой инстанции в том, что данные обстоятельства являются достаточными для вывода о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах территориальной зоны рекреационного назначения Р-1. В связи с этим, не требуется проведения кадастровых работ для установления названного факта. Таким образом, вопреки доводам заявителя испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны рекреационного назначения Р-1, а не территориальной зоны жилой застройки Ж-4.
Исходя из положений статей 30 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ принимаются во исполнение Генерального плана, по результатам публичного обсуждения и направлены на создание условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка и продолжения процедуры выбора земельного участка у ответчика не имелось.
Согласно градостроительному регламенту территориальной зоны Р-1, в ней допускается размещение скверов.
В силу пункта 4.2 Строительных норм и правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" СНиП 2.07.01-89* скверы являются озелененными территориями общего пользования.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, из содержания данных норм следует, что скверы относятся к озелененным территориям общего пользования и не подлежат приватизации. Соответственно, размещение на землях скверов административно-торговых зданий не допускается.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в т.ч. чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в числе других красные линии.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципальных образований отнесены: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Из указанных норм судом первой инстанции был сделан правильный вывод, что границы территорий общего пользования (скверы) должны быть обозначены на документах территориальной планировки красными линиями. В то же время, действующее законодательство не содержит положений о том, что обстоятельство нахождения земельного участка на землях общего пользования должно подтверждаться исключительно проектом планировки территории.
Спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны рекреационного назначения Р-1, градостроительный регламент которой прямо предусматривает размещение скверов.
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 26 сентября 2012 года N 1275-р во исполнение Генерального плана г. Улан-Удэ утверждена Комплексная схема озеленения г. Улан-Удэ (л.д. 75-76).
Согласно Комплексной схеме на ул. Дарханской располагается сквер, площадью 0,27 га.
В силу со статьей 9 Закона Республики Бурятия от 5 мая 2011 года N 1997-IV "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Республики Бурятия" земельные участки, занятые скверами, парками и озелененными участками, подлежат кадастровому учету в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
Как правильно указывает суд первой инстанции, ведений о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет как занятого сквером в материалах дела не содержится, вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии зеленых насаждений на земельном участке. Как пояснил Комитет по архитектуре, указанный сквер на кадастровый учет не поставлен в связи с отсутствием денежных средств.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что обжалуемое решение не противоречит земельному законодательству, и в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Доводы общества о том, что карта была опубликована в нечитаемом виде, отклоняются, поскольку заинтересованные лица вправе обратиться за разъяснениями в уполномоченный орган.
Доводы общества о том, что следует исходить из ситуации, имевшейся на момент первоначального обращения общества с заявлением, отклоняются, поскольку изменение ситуации должно быть учтено, так как это влияет на интересы населения, а невозможность предоставления земельного участка установлена не тольков отношении общества, но и в отношении всех других лиц..
Доводы общества о том, что органы власти злоупотребляют своими правами, принимая акты, направленные на устранение возможности выделения земельного участка, отклоняются, поскольку доказательств того, что схема озеленения была принята исключительно с целью не предоставить земельный участок обществу, не имеется, а органы местного самоуправления должны вести работы по благоустройству, в том числе по озеленению населенных пунктов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 июля 2014 года по делу N А10-1282/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)