Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.07.2015 N 33-АПГ15-8

Требование: Об установлении кадастровой стоимости образованных земельных участков из расчета удельного показателя кадастровой стоимости преобразованного участка.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению заявителя, кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть рассчитана исходя из значения удельного показателя кадастровой стоимости, на основании которого определена кадастровая стоимость преобразованного земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. N 33-АПГ15-8


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Никифорова С.Б., Хаменкова С.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Замираловой М.Л. об установлении кадастровой стоимости земельных участков по апелляционной жалобе Замираловой М.Л. на решение Ленинградского областного суда от 17 февраля 2015 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Замираловой М.Л. - Петрова А.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Замиралова М.Л. обратилась в Ленинградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости 168 земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, с 1 марта 2012 г. из расчета удельного показателя кадастровой стоимости в размере <...>/кв. м.
Решением Ленинградского областного суда от 17 февраля 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Замиралова М.Л. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 11 февраля 2011 г. заявителем приобретен земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, расположенный по адресу: <...> область, <...> район, <...> д. <...>.
Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 апреля 2010 г. составляла <...> руб. и определена исходя из значения удельного показателя кадастровой стоимости для ДОТ "Заозерное" в <...> районе, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2005 г. N 330 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области" в размере <...> руб./кв. м.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером <...> состоит на кадастровом учете со статусом "архивный".
В 2011 году земельный участок с кадастровым номером <...> был разделен на 174 новых земельных участка, которые поставлены на кадастровый учет в апреле указанного года и в отношении которых кадастровая стоимость определена исходя из значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости для дачных объединений Ломоносовского муниципального района в размере <...> руб./кв. м, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. N 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области" по состоянию на 1 января 2008 г. Данным постановлением с 1 января 2011 г. признано утратившим силу упомянутое постановление от 22 декабря 2005 г. N 330.
По мнению заявителя, в отношении 168 из образованных земельных участков необходимо применять пункт 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, и рассчитать кадастровую стоимость каждого участка исходя из значения удельного показателя кадастровой стоимости, на основании которого определена кадастровая стоимость преобразованного земельного участка с кадастровым номером <...> - в размере <...> руб./кв. м.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что утверждение новых результатов государственной кадастровой оценки земель, в частности, утверждение нового удельного показателя кадастровой стоимости, исключает применение к образованному земельному участку (вне зависимости от того, каким образом произошло его образование) утративших силу прежних результатов государственной кадастровой оценки.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В отношении земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области в порядке, предусмотренном статьями 24.12 - 24.16 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307, методом массовой оценки недвижимости проведена очередная государственная кадастровая оценка, и новые результаты кадастровой стоимости для указанных земель в соответствии со статьей 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. N 383, вступившим в силу с 1 января 2011 г.
Новые земельные участки, принадлежащие на праве собственности заявителю, поставлены на кадастровый учет после вступления в силу данного постановления Правительства Ленинградской области.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципа обеспечения непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений.
Поскольку с 1 января 2011 г. постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2005 г. N 330 утратило силу, орган кадастрового учета руководствовался актуальными результатами государственной кадастровой оценки и применил удельный показатель кадастровой стоимости, определенный последним действующим нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Ленинградской области об утверждении результатов определения кадастровой стоимости названных земель.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что ни преобразованный земельный участок, ни новые земельные участки никогда не находились в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения, в связи с чем органу кадастрового учета следовало руководствоваться пунктом 2.1.17 упомянутых Методических указаний, а именно общим правилом установления кадастровой стоимости земельных участков в случае разделения существующего земельного участка, отклоняется.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определялась исходя из удельного показателя, утвержденного для дачного объединения ДОТ "Заозерное" в <...> районе в размере <...> руб./кв. м.
Заявитель данное обстоятельство не оспаривает, однако полагает, что данные земельные участки не относятся к землям садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан и в то же время просит установить кадастровую стоимость для 168 земельных участков исходя из именно удельного показателя <...> руб./кв. м.
Вместе с тем требование заявителя установить кадастровую стоимость земельных участков путем использования в расчете конкретного удельного показателя кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений противоречит его доводам о том, что данные участки к таким объединениям не относятся.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренного законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ленинградского областного суда от 17 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Замираловой М.Л. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)