Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 28 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Г.А. Симоновой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
- от ООО "Сталкер ТВ": представитель Богадевич Н.Л., доверенность от 01.04.2010 сроком на три года, паспорт;
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Пламадяла С.В., доверенность N 29/03-18-13097 от 15.12.2009 сроком до 31.12.2010, удостоверение N 2985 от 31.12.2010.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сталкер ТВ"
апелляционное производство N 05АП-5674/2010
на решение от 26.08.2010 судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-10917/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Сталкер ТВ"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным действий, выразившихся в отказе о предоставлении земельного участка площадью 1361 кв. м для целей, не связанных со строительством, оформленного письмом от 30.04.2010 N 29/06-20-6062.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сталкер ТВ" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент), выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка площадью 1361 кв. м для целей, не связанных со строительством, оформленного письмом от 30.04.2010 N 29/06-20-6062.
Решением суда от 26.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, его использование предполагает лишь соблюдение определенного режима (т.е. рекомендации СНиП), в связи, с чем отсутствует запрет на заключение сделки - договора аренды. Апеллянт отмечает, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что площадь занимаемого под землей трубопровода явно не соответствует площади испрашиваемого земельного участка - 1361 кв. м
Представитель ООО "Сталкер ТВ" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель департамент с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным. Представлен письменный отзыв.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Общество, в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), 20.08.2008 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1760 кв. м, расположенного в районе ул. Русская, 57 в г. Владивостоке, для целей не связанных со строительством - для размещения павильона.
11.06.2009 распоряжением Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - УМИГА) N 2325 заявителю утверждена схема расположения земельного участка площадью 1361 кв. м для целей, не связанных со строительством - для установки и дальнейшей эксплуатации временной постройки для торговли (розничная торговля в павильонах).
17.07.2009 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 25:28:050049:230.
Общество 17.02.2010 представило в департамент откорректированный эскизный проект торгового павильона для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, а заявлением от 09.04.2010 уточнило, что просит предоставить земельный участок площадью 1361 кв. м в соответствии с данными кадастрового паспорта.
Письмом от 30.04.2010 N 29/06-20-6062 департамент уведомил общество, что предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, поскольку спорный земельный участок находится в красных линиях трубопровода.
Не согласившись с действиями департамента, оформленными указанным письмом, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив доводы жалобы, отзыва и материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы, для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.
Полномочия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края определены Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, внесшим изменения в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па.
Статья 11 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пунктам 3 - 4 названной статьи если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании вышеизложенного, Департамент вправе отказать обществу в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, при наличии оснований для отказа, установленных федеральным законодательством.
Вместе с тем, в спорном случае, основанием для отказа в предоставлении земельного участка являлось нахождение его в красных линиях трубопровода со ссылкой на Правила охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае, утвержденные постановлением Губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375, Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 23.02.1984 N 2971-84, СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети", не являющиеся актами федерального законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети", дает рекомендации при осуществлении строительства зданий и сооружений при наличии инженерных коммуникаций, однако, заявитель просил предоставить земельный участок по ст. 34 ЗК РФ, для целей, не связанных со строительством.
Правила охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае, утвержденные постановлением Губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375, предусматриваю правила охраны тепловых сетей, рекомендации согласования с владельцами таких сетей застройщиков при строительстве капитальных объектов.
В соответствии со статьей 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 26 статьи 5 Устава г. Владивостока к вопросам местного значения г. Владивостока относится, в том числе утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Владивостока документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Владивостока, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Владивостока для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Владивостока.
Выписку из генерального плана Владивостокского городского округа, в подтверждение того, что испрашиваемый обществом земельный участок расположен в красных линиях инженерных сетей трубопровода, ответчик суду не представил. Также в деле отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый земельный участок не может быть передан в аренду по основаниям статьи 27 Земельного кодекса РФ.
Следует учитывать, что размеры и местоположение земельного участка, которые должны быть указаны в заявлении лицом, испрашивающим его для целей, не связанных со строительством в силу части 2 статьи 34 ЗК РФ, являются предполагаемыми. В то же время в силу Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259, функции по регулированию градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа осуществляет указанное Управление.
Учитывая изложенное, ответчик необоснованно отказал обществу в предоставлении земельного участка в аренду. Оспариваемый отказ нарушает законный интерес заявителя получить в аренду земельный участок, необходимый для осуществления намеченной предпринимательской деятельности.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет заявленные требования и обязывает ответчика устранить допущенные нарушения в срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 11 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления подлежит отнесению на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает такого основания возврата государственной пошлины за счет средств бюджета как принятие решения не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления.
В связи с удовлетворением заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины относятся на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26 августа 2010 г. по делу N А51-10917/2010 отменить.
Заявленные требования ООО "Сталкер ТВ" удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выразившиеся в отказе от предоставления земельного участка площадью 1361 м 2 для целей, не связанных со строительством, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Русская, 57, оформленные письмом от 30.04.2010 N 29/06-20-6062, в связи с их несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двух недельный срок с момента вынесения постановления принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:230 площадью 1361 кв. м, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Русская, 57, для целей, не связанных со строительством.
Взыскать с Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу ООО "Сталкер ТВ" 4000 рублей судебных расходов из них по оплате государственной пошлины по иску в сумме 2000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 2000 рублей.
Выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
Т.А.СОЛОХИНА
Г.А.СИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.11.2010 N 05АП-5674/2010 ПО ДЕЛУ N А51-10917/2010
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2010 г. N 05АП-5674/2010
Дело N А51-10917/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 28 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Г.А. Симоновой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
- от ООО "Сталкер ТВ": представитель Богадевич Н.Л., доверенность от 01.04.2010 сроком на три года, паспорт;
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Пламадяла С.В., доверенность N 29/03-18-13097 от 15.12.2009 сроком до 31.12.2010, удостоверение N 2985 от 31.12.2010.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сталкер ТВ"
апелляционное производство N 05АП-5674/2010
на решение от 26.08.2010 судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-10917/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Сталкер ТВ"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным действий, выразившихся в отказе о предоставлении земельного участка площадью 1361 кв. м для целей, не связанных со строительством, оформленного письмом от 30.04.2010 N 29/06-20-6062.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сталкер ТВ" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент), выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка площадью 1361 кв. м для целей, не связанных со строительством, оформленного письмом от 30.04.2010 N 29/06-20-6062.
Решением суда от 26.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, его использование предполагает лишь соблюдение определенного режима (т.е. рекомендации СНиП), в связи, с чем отсутствует запрет на заключение сделки - договора аренды. Апеллянт отмечает, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что площадь занимаемого под землей трубопровода явно не соответствует площади испрашиваемого земельного участка - 1361 кв. м
Представитель ООО "Сталкер ТВ" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель департамент с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным. Представлен письменный отзыв.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Общество, в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), 20.08.2008 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1760 кв. м, расположенного в районе ул. Русская, 57 в г. Владивостоке, для целей не связанных со строительством - для размещения павильона.
11.06.2009 распоряжением Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - УМИГА) N 2325 заявителю утверждена схема расположения земельного участка площадью 1361 кв. м для целей, не связанных со строительством - для установки и дальнейшей эксплуатации временной постройки для торговли (розничная торговля в павильонах).
17.07.2009 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 25:28:050049:230.
Общество 17.02.2010 представило в департамент откорректированный эскизный проект торгового павильона для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, а заявлением от 09.04.2010 уточнило, что просит предоставить земельный участок площадью 1361 кв. м в соответствии с данными кадастрового паспорта.
Письмом от 30.04.2010 N 29/06-20-6062 департамент уведомил общество, что предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, поскольку спорный земельный участок находится в красных линиях трубопровода.
Не согласившись с действиями департамента, оформленными указанным письмом, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив доводы жалобы, отзыва и материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы, для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.
Полномочия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края определены Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, внесшим изменения в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па.
Статья 11 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пунктам 3 - 4 названной статьи если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании вышеизложенного, Департамент вправе отказать обществу в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, при наличии оснований для отказа, установленных федеральным законодательством.
Вместе с тем, в спорном случае, основанием для отказа в предоставлении земельного участка являлось нахождение его в красных линиях трубопровода со ссылкой на Правила охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае, утвержденные постановлением Губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375, Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 23.02.1984 N 2971-84, СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети", не являющиеся актами федерального законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети", дает рекомендации при осуществлении строительства зданий и сооружений при наличии инженерных коммуникаций, однако, заявитель просил предоставить земельный участок по ст. 34 ЗК РФ, для целей, не связанных со строительством.
Правила охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае, утвержденные постановлением Губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375, предусматриваю правила охраны тепловых сетей, рекомендации согласования с владельцами таких сетей застройщиков при строительстве капитальных объектов.
В соответствии со статьей 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 26 статьи 5 Устава г. Владивостока к вопросам местного значения г. Владивостока относится, в том числе утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Владивостока документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Владивостока, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Владивостока для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Владивостока.
Выписку из генерального плана Владивостокского городского округа, в подтверждение того, что испрашиваемый обществом земельный участок расположен в красных линиях инженерных сетей трубопровода, ответчик суду не представил. Также в деле отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый земельный участок не может быть передан в аренду по основаниям статьи 27 Земельного кодекса РФ.
Следует учитывать, что размеры и местоположение земельного участка, которые должны быть указаны в заявлении лицом, испрашивающим его для целей, не связанных со строительством в силу части 2 статьи 34 ЗК РФ, являются предполагаемыми. В то же время в силу Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259, функции по регулированию градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа осуществляет указанное Управление.
Учитывая изложенное, ответчик необоснованно отказал обществу в предоставлении земельного участка в аренду. Оспариваемый отказ нарушает законный интерес заявителя получить в аренду земельный участок, необходимый для осуществления намеченной предпринимательской деятельности.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет заявленные требования и обязывает ответчика устранить допущенные нарушения в срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 11 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления подлежит отнесению на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает такого основания возврата государственной пошлины за счет средств бюджета как принятие решения не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления.
В связи с удовлетворением заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины относятся на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26 августа 2010 г. по делу N А51-10917/2010 отменить.
Заявленные требования ООО "Сталкер ТВ" удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выразившиеся в отказе от предоставления земельного участка площадью 1361 м 2 для целей, не связанных со строительством, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Русская, 57, оформленные письмом от 30.04.2010 N 29/06-20-6062, в связи с их несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двух недельный срок с момента вынесения постановления принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:230 площадью 1361 кв. м, адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Русская, 57, для целей, не связанных со строительством.
Взыскать с Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу ООО "Сталкер ТВ" 4000 рублей судебных расходов из них по оплате государственной пошлины по иску в сумме 2000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 2000 рублей.
Выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
Т.А.СОЛОХИНА
Г.А.СИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)