Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2015 N 10АП-10221/2015 ПО ДЕЛУ N А41-26690/15

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2015 г. по делу N А41-26690/15


Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Химко": Исаев Г.М. по доверенности от 23.08.2013,
от администрации Мытищинского муниципального района: Моисеева Л.В. по доверенности от 22.12.2014,
от ООО "НИСЦ": Никифоров С.В. по доверенности от 01.12.2015,
от третьего лица: не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Мытищинского муниципального района Московской области (ИНН 5029087780, ОГРН 1055005179350) и ЗАО "Химко" (ИНН 7717003216, ОГРН 1027700108721) на решение Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2015 года по делу N А41-26690/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску ЗАО "Химко" (ИНН 7717003216, ОГРН 1027700108721) к администрации Мытищинского муниципального района Московской области (ИНН 5029087780, ОГРН 1055005179350), третьи лица: ООО "НИСЦ", Министерство имущественных отношений Московской области, об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080305:47,

установил:

закрытое акционерное общество "Химко" (далее - истец, ЗАО "Химко") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к администрации Мытищинского муниципального района Московской области (далее - ответчик, администрация) об обязании передать в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 50:12:0080305:47; заключить с ЗАО "Химко" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080305:47.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Мытищинского муниципального района и ЗАО "Химко" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в 2004 году ЗАО "Химко" обратилось в администрацию с заявлением о выделении ему земельного участка площадью 2 га, расположенного в Мытищинском районе, Коргашанском сельском округе, северо-западнее деревни Бельяниново, для размещения на нем производственно-испытательного комплекса по выращиванию и переработке сельскохозяйственных культур.
Письмом от 24.09.2004 N И-4033-УД администрация уведомила общество о необходимости согласования изъятия земельного участка с ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" в целях его последующего предоставления в аренду ЗАО "Химко".
В письме от 16.05.2005 ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" сообщило, что не возражает против предоставления указанного земельного участка, с учетом возмещения убытков совхозу согласно акту об определении размера убытков, включая упущенную выгоду.
ЗАО "Химко" произвело оплату убытков ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" в сумме 756 000 руб. 00 коп., что подтверждается платежными поручениями от 15.08.2005 N 558, от 16.08.2005 N 560.
Постановлением администрации Мытищинского района от 27.03.2006 N 718 согласован акт выбора от 14.06.2005 N 532 земельного участка площадью 2,0 га из земель совхоза им. Тимирязева, для размещения производственно-испытательного комплекса ЗАО "Химко"; утвержден проект границ земельного участка в соответствии с актом выбора; согласовано изменение целевого назначения земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли промышленности; утвержден акт по определению убытков в размере 756 000 руб. 00 коп. и акт по определению потерь сельскохозяйственного производства в размере 474 350 руб. 00 коп., с обязанием ЗАО "Химко" возместить их; материалы предварительного согласования места размещения производственно-испытательного комплекса направлены для дальнейшего согласования и утверждения в Правительство Московской области.
В соответствии с Выпиской из решения постоянно действующей комиссии по размещению объектов на территории Мытищинского района при администрации Мытищинского района (Протокол N 50-2009) Управлением использования земель 29.12.2009 было принято решение о предоставлении земельного участка ЗАО "Химко" сроком на 3 года.
Условием предоставления участка обществу была обязанность ЗАО "Химко" осуществить организацию подъезда к участку, разработка и утверждение проекта планировки территории.
ЗАО "Химко" организовало подъезд к участку, огородило его забором, разработало проект планировки его территории; сформировало земельный участок, который был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:12:0080305:47, с видом разрешенного использования "для размещения производственно-испытательного комплекса".
ЗАО "Химко" обращалось в администрацию Мытищинского муниципального района с заявлениями от 07.08.2014 и от 17.03.2015 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080305:47 и заключении договора аренды.
Ссылаясь на то, что договор аренды спорного земельного участка не заключен до настоящего времени, ЗАО "Химко" обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, учитывая наличие нескольких претендентов на предоставление спорного земельного участка в аренду, исходил из того, что право на заключение договора аренды спорного земельного участка подлежит выставлению на торги.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ЗАО "Химко" и администрация ссылаются на идентичные обстоятельства, которые сводятся к тому, что судом первой инстанции не оказано сторонам содействие в урегулировании спора мирным путем. Также указывают на соблюдение процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и, следовательно, обязательность заключения договора аренды спорного земельного участка.
В судебном заседании апелляционного суда представители ЗАО "Химко" и администрации поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "НИСЦ" возражал относительно доводов апелляционной жалобы, высказался согласно позиции, изложенной в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционных жалоб, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей на момент обращения, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из пункта 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Таким образом, действовавшим законодательством на момент возникновения правоотношений по предоставлению обществу земельного участка предусмотрена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов, в том числе процедура утверждения акта выбора и предварительного согласовании места размещения объекта, соблюдение которой является обязательной при принятии решения о предоставлении земельного участка.
При этом из смысла указанных норм следует, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков.
Публикация сведения о предоставлении земельного участка признана обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков, если имеется только одна заявка.
Как следует из материалов дела, 25.04.2014 ООО "НИСЦ" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2,0 га, расположенного северо-западнее д. Бельяниново, в целях размещения производственно-испытательного комплекса для нужд сельскохозяйственного производства.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 АПК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Следовательно, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса.
В соответствии со статьей 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Согласно ему граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, установленных законодательством. Данный принцип должен учитываться при осуществлении любого использования земель, затрагивающего интересы населения, поскольку служит гарантией обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности.
Поскольку предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии, если имеется только одна заявка, администрация в рассматриваемом случае не вправе заключать договор аренды спорного земельного участка с ЗАО "Химко" без проведения торгов.
Правомерность выводов о незаконности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта при нарушении последовательности процедуры выбора земельных участков для строительства и публикации сообщения об этом подтверждена сложившейся судебной практикой, в частности постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 января 2015 года по делу N А41-17555/14, которым были отменены судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и принят новый судебный акт о признании незаконными ненормативных актов о предоставлении земельного участка и договоров аренды.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что предоставление спорного земельного участка ЗАО "Химко" в обход, установленной законом процедуры проведения торгов на заключение договора аренды при наличии нескольких претендентов, не может быть признано правомерным.
Кроме того, как установлено судом и не оспаривается сторонами, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу N А41-52271/14 оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.06.2015, в удовлетворении требований ЗАО "Химко" о признании незаконным бездействия и обязании администрацию Мытищинского муниципального района Московской области предоставить ЗАО "Химко" земельный участок площадью 2,0 га, расположенный в Мытищинском районе, городское поселение Мытищи, северо-западнее деревни Бельяниново с кадастровым номером 50:12:0080305:47 для размещения на нем производственно-испытательного комплекса по выращиванию и переработке сельскохозяйственных культур в аренду на 3 года отказано.
В ходе рассмотрения указанного дела судами установлено, что администрацией Мытищинского муниципального района Московской области не соблюден порядок предоставления спорного земельного участка ни по заявлению ЗАО "Химко", ни по заявлению ООО "Научно-исследовательский сельскохозяйственный Центр".
Пунктом 2 статьи 69 АПК РФ установлен принцип освобождения от доказывания фактов, имеющих преюдициальное значение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.
Доводы апелляционных жалоб о неправомерном отклонении судом первой инстанции ходатайства о содействии в урегулировании спора мирным путем не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку заключение мирового соглашения между истцом и ответчиком привело бы к нарушению прав и законных интересов ООО "Научно-исследовательский сельскохозяйственный Центр", который возражает против предоставления земельного участка заявителю.
В судебном заседании апелляционного суда при рассмотрении вопроса о возможности разрешения настоящего спора мирным путем, представитель третьего лица подтвердил свою позицию относительно невозможности на основании мирового соглашения предоставить земельный участок заявителю, поскольку это приведет к нарушению прав и законных интересов третьего лица по делу.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2015 года по делу N А41-26690/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)