Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован истечением срока действия градостроительного заключения, выданного для проектирования и строительства многофункционального комплекса.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Смирнова А.Ю., Татариновой И.А.
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу N А07-19330/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" (далее - общество "Строй-Индустрия") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, выраженного в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 10.07.2014 исх. N 7191, с возложением на Администрацию обязанности по заключению договора аренды вышеназванного земельного участка.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 требования общества "Строй-Индустрия" (судья Архиереев Н.В.) удовлетворены. Отказ Администрации в предоставлении в аренду обществу "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, выраженный в письме Управления исх. N 7191 от 10.07.2014 в нарушение статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации признан недействительным. Администрация обязана в пятнадцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 принять решение о предоставлении в аренду обществу "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, и в месячный срок со дня вступления в законную силу указанного решения суда направить в адрес общества "Строй-Индустрия" проект договора аренды указанного земельного участка.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 по делу N А07-19330/2014 отменено. В удовлетворении требований общества "Строй-Индустрия" отказано.
Не согласившись с постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015, общество "Строй-Индустрия" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального права, а именно ст. 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество "Строй-Индустрия" полагает, что процедура предоставления земельного участка завершена с получением Градостроительного заключения N Г3-1530/ОПО Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - градостроительное заключение N Г3-1530/ОПО) и протокола комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.03.2010 (далее - протокол комиссии по землепользованию и застройке). Несмотря на то, что срок градостроительного заключения N Г3-1530/ОПО истек, он не является пресекательным, следовательно, у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84. Обязанность по соблюдению порядка оформления необходимых для предоставления в аренду земельного участка документов и сроков их оформления возложена на Администрацию. Кроме того, заявитель считает, что сведения, содержащиеся в протоколе комиссии по землепользованию и застройке и в сообщении о предстоящем предоставлении соответствующего земельного участка для строительства, а также приеме заявок лиц, заинтересованных в использовании данного земельного участка в газете "Вечерняя Уфа" от 27.03.2010 N 56 достаточны для того, чтобы считать указанный участок сформированным. Отсутствие в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 категории и вида разрешенного использования земельного участка значения для дела не имеет, поскольку обязанность по внесению соответствующих сведений возложена на Администрацию.
Законность постановления апелляционного суда проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении судами спора установлено и материалами дела подтверждено, что Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 14.05.2009 было подготовлено градостроительное заключение N Г3-1530/ОПО, с приложением схемы размещения объекта, основанием для подготовки которого явилось соответствующее обращение общества "Строй-Индустрия" в Администрацию от 15.04.2009 для проектирования и строительства многофункционального комплекса в д. Жилино, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Заявителем были получены согласование Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан. Согласно протоколу комиссии по землепользованию и застройке комиссией принято решение о предоставлении обществу "Строй-Индустрия" земельного участка и подготовки документации на разработку проекта размещения объекта с проведением процедуры публикации информационного сообщения.
Сообщение о предстоящем предоставлении соответствующего земельного участка для строительства, а также приеме заявок лиц, заинтересованных в использовании земельного участка было опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" от 27.03.2010 N 56. Кроме общества "Строй-Индустрия" заявок от других физических и юридических лиц, согласно отчету специализированного муниципального учреждения "Центр недвижимости", по истечении указанного в публикации срока, не поступало.
Земельный участок площадью 13 404 кв. м, расположенный по адресу: Октябрьский район города Уфа Республики Башкортостан д. Жилино, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" 25.04.2011 поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 02:55:040603:69, разрешенным использованием которого является размещение многофункционального комплекса.
На основании обращения общества "Строй-Индустрия" от 27.03.2012 Администрацией был подготовлен проект постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:69, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 13 404 кв. м, у автодороги "Южный подъезд" в г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования и строительства многофункционального комплекса в аренду сроком на 3 года; в преамбуле постановления указано на предоставление земельного участка в соответствии со статьями 22, пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 02:55:040603:69 был снят с кадастрового учета 30.08.2013 и поставлен на учет с присвоенным кадастровым номером 02:55:040603:84 с адресными ориентирами и площадью аналогичным земельному участку с кадастровым номером 02:55:040603:69. Вместе с тем, сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 установлены не были.
Общество "Строй-Индустрия" 25.02.2014 обратилось в Администрацию за оформлением договора аренды на вышеназванный земельный участок. Управлением по земельным ресурсам городского округа город Уфа Республики Башкортостан Письмом от 10.07.2014 N 7191 заявителю было отказано в связи с истечением срока действия градостроительного заключения N ГЗ-1530/ОПО.
Считая отказ Администрации в оформлении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040603:84 неправомерным, общество "Строй-Индустрия" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией в нарушение ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации допущено незаконное бездействие, выразившееся в отказе в предоставлении в аренду обществу "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84. Судом сделан вывод об отсутствии у Администрации оснований для отказа заявителю в предоставлении земельного участка, в связи с чем на Администрацию возложена обязанность в пятнадцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 принять решение о предоставлении в аренду обществу "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, и в месячный срок со дня вступления в законную силу указанного решения суда направить в адрес общества "Строй-Индустрия" проект договора аренды данного земельного участка.
Отменяя решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков для строительства регулируется ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит из: выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
На основании п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе градостроительное заключение по условиям размещения объекта, согласования Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что изначально заявителем была инициирована процедура выбора земельного участка для строительства многофункционального комплекса, которая не была завершена принятием органом местного самоуправления решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 5 ст. 30, п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Доказательств обратного в материалах дела не содержится (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя жалобы о том, что градостроительное заключение N Г3-1530/ОПО и решение комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан, оформленное протоколом от 16.03.2010, могут быть квалифицированы как решение, принятое органом местного самоуправления в порядке п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен, как основанный на неверном толковании норм права.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2015 N Ф09-6265/15 ПО ДЕЛУ N А07-19330/2014
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании заключить договор аренды.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован истечением срока действия градостроительного заключения, выданного для проектирования и строительства многофункционального комплекса.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. N Ф09-6265/15
Дело N А07-19330/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Смирнова А.Ю., Татариновой И.А.
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу N А07-19330/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Индустрия" (далее - общество "Строй-Индустрия") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, выраженного в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 10.07.2014 исх. N 7191, с возложением на Администрацию обязанности по заключению договора аренды вышеназванного земельного участка.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 требования общества "Строй-Индустрия" (судья Архиереев Н.В.) удовлетворены. Отказ Администрации в предоставлении в аренду обществу "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, выраженный в письме Управления исх. N 7191 от 10.07.2014 в нарушение статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации признан недействительным. Администрация обязана в пятнадцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 принять решение о предоставлении в аренду обществу "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, и в месячный срок со дня вступления в законную силу указанного решения суда направить в адрес общества "Строй-Индустрия" проект договора аренды указанного земельного участка.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 по делу N А07-19330/2014 отменено. В удовлетворении требований общества "Строй-Индустрия" отказано.
Не согласившись с постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015, общество "Строй-Индустрия" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального права, а именно ст. 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество "Строй-Индустрия" полагает, что процедура предоставления земельного участка завершена с получением Градостроительного заключения N Г3-1530/ОПО Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - градостроительное заключение N Г3-1530/ОПО) и протокола комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.03.2010 (далее - протокол комиссии по землепользованию и застройке). Несмотря на то, что срок градостроительного заключения N Г3-1530/ОПО истек, он не является пресекательным, следовательно, у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84. Обязанность по соблюдению порядка оформления необходимых для предоставления в аренду земельного участка документов и сроков их оформления возложена на Администрацию. Кроме того, заявитель считает, что сведения, содержащиеся в протоколе комиссии по землепользованию и застройке и в сообщении о предстоящем предоставлении соответствующего земельного участка для строительства, а также приеме заявок лиц, заинтересованных в использовании данного земельного участка в газете "Вечерняя Уфа" от 27.03.2010 N 56 достаточны для того, чтобы считать указанный участок сформированным. Отсутствие в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 категории и вида разрешенного использования земельного участка значения для дела не имеет, поскольку обязанность по внесению соответствующих сведений возложена на Администрацию.
Законность постановления апелляционного суда проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении судами спора установлено и материалами дела подтверждено, что Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 14.05.2009 было подготовлено градостроительное заключение N Г3-1530/ОПО, с приложением схемы размещения объекта, основанием для подготовки которого явилось соответствующее обращение общества "Строй-Индустрия" в Администрацию от 15.04.2009 для проектирования и строительства многофункционального комплекса в д. Жилино, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Заявителем были получены согласование Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан. Согласно протоколу комиссии по землепользованию и застройке комиссией принято решение о предоставлении обществу "Строй-Индустрия" земельного участка и подготовки документации на разработку проекта размещения объекта с проведением процедуры публикации информационного сообщения.
Сообщение о предстоящем предоставлении соответствующего земельного участка для строительства, а также приеме заявок лиц, заинтересованных в использовании земельного участка было опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" от 27.03.2010 N 56. Кроме общества "Строй-Индустрия" заявок от других физических и юридических лиц, согласно отчету специализированного муниципального учреждения "Центр недвижимости", по истечении указанного в публикации срока, не поступало.
Земельный участок площадью 13 404 кв. м, расположенный по адресу: Октябрьский район города Уфа Республики Башкортостан д. Жилино, у автодороги "Южный подъезд" к г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" 25.04.2011 поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 02:55:040603:69, разрешенным использованием которого является размещение многофункционального комплекса.
На основании обращения общества "Строй-Индустрия" от 27.03.2012 Администрацией был подготовлен проект постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:69, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 13 404 кв. м, у автодороги "Южный подъезд" в г. Уфе с мостовым переходом через р. Уфа в районе "Каменной переправы" в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования и строительства многофункционального комплекса в аренду сроком на 3 года; в преамбуле постановления указано на предоставление земельного участка в соответствии со статьями 22, пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 02:55:040603:69 был снят с кадастрового учета 30.08.2013 и поставлен на учет с присвоенным кадастровым номером 02:55:040603:84 с адресными ориентирами и площадью аналогичным земельному участку с кадастровым номером 02:55:040603:69. Вместе с тем, сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84 установлены не были.
Общество "Строй-Индустрия" 25.02.2014 обратилось в Администрацию за оформлением договора аренды на вышеназванный земельный участок. Управлением по земельным ресурсам городского округа город Уфа Республики Башкортостан Письмом от 10.07.2014 N 7191 заявителю было отказано в связи с истечением срока действия градостроительного заключения N ГЗ-1530/ОПО.
Считая отказ Администрации в оформлении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040603:84 неправомерным, общество "Строй-Индустрия" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией в нарушение ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации допущено незаконное бездействие, выразившееся в отказе в предоставлении в аренду обществу "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84. Судом сделан вывод об отсутствии у Администрации оснований для отказа заявителю в предоставлении земельного участка, в связи с чем на Администрацию возложена обязанность в пятнадцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 принять решение о предоставлении в аренду обществу "Строй-Индустрия" земельного участка с кадастровым номером 02:55:040603:84, и в месячный срок со дня вступления в законную силу указанного решения суда направить в адрес общества "Строй-Индустрия" проект договора аренды данного земельного участка.
Отменяя решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.03.2015 и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков для строительства регулируется ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит из: выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
На основании п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе градостроительное заключение по условиям размещения объекта, согласования Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, санитарно-эпидемиологическое заключение, заключение Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что изначально заявителем была инициирована процедура выбора земельного участка для строительства многофункционального комплекса, которая не была завершена принятием органом местного самоуправления решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 5 ст. 30, п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Доказательств обратного в материалах дела не содержится (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя жалобы о том, что градостроительное заключение N Г3-1530/ОПО и решение комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан, оформленное протоколом от 16.03.2010, могут быть квалифицированы как решение, принятое органом местного самоуправления в порядке п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен, как основанный на неверном толковании норм права.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)