Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8411/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.06.2014 по делу N А70-3295/2014 (судья Безиков О.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича (ОГНИП 313723233200229, ИНН 720200314782)
к 1) Администрации города Тюмени, 2) Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092)
3-е лицо: Управа Центрального административного округа города Тюмени
о признании незаконными действий Администрации города Тюмени, выраженных в письме от 22.01.2014 N 14-39-3 "Сообщение об отказе в предоставлении муниципальной услуги", об отказе в предоставлении в собственность ИП Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:92, площадью 1211 кв. м, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Семакова, 15, для организации открытой автостоянки для хранения легкового транспорта на платной основе; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: представитель не явился;
- от заинтересованных лиц: представители не явились;
- от 3-го лица: представитель не явился;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее - ИП Крицкий А.В., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Тюмени (далее - Администрация), Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее - Департамент) о признании незаконными действий Администрации города Тюмени, выраженных в письме от 22.01.2014 N 14-39-3 "Сообщение об отказе в предоставлении муниципальной услуги", подписанном директором Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от имени Администрации города Тюмени, содержащего волеизъявление Администрации города Тюмени об отказе в предоставлении в собственность ИП Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:92, площадью 1211 кв. м, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Семакова, 15, для организации открытой автостоянки для хранения легкового транспорта на платной основе; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.06.2014 по делу N А70-3295/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок на момент его обращения к Департаменту уже был передан в безвозмездное срочное пользование третьему лицу, в связи с чем, не мог быть предоставлен ИП Крицкому А.В.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что основание для отказа в предоставлении земельного участка, указанное в ненормативном акте, не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации; нормативный акт органа местного самоуправления противоречит закону.
В дополнении к апелляционной жалобе от 09.10.2014 заявитель также указывает, что Административный регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденный Администрацией города Тюмени 01.08.2011 не был опубликован, в связи с чем, не подлежит применению; предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование не препятствует предоставлению этого участка другому лицу в собственность, так как целый ряд статьей Земельного кодекса Российской Федерации допускает продажу земли с обременением; Управа Центрального административного округа города Тюмени является территориальным структурным органом местной администрации, т.е. должна осуществлять работы по благоустройству без закрепления за ней земельного участка на каком-либо праве.
В дополнении N 2 от 15.10.2014 ИП Крицкий А.В. также указывает, что Администрации города Тюмени не предоставлено право издавать муниципальные правовые акты в форме приказов, такое право есть лишь у должностных лиц органов местного самоуправления; Положение о Департаменте земельных ресурсов не содержит указание на полномочие директора Департамента по изданию приказов о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. ИП Крицкий А.В. 13.01.2014 обратился в Администрацию города Тюмени через Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени (в настоящее время Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени) с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:92 площадью 1 211 кв. м, расположенного в г. Тюмени, ул. Семакова, для целей не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе).
Письмом от 22.01.2014 N 14-39-3 Департамента земельных отношений и градостроительства ИП Крицкому А.В. было отказано в предоставлении муниципальной услуги испрашиваемого земельного участка на основании подпунктов "б", "ж" пункта 2.20.1 Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк.
В качестве причин отказа было указано на нахождении испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном срочном пользовании третьих лиц, в том числе согласование предоставления указанного земельного участка Совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам; документы, прилагаемые к заявлению, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Тюменской области, муниципальным правовым актам города Тюмени.
Полагая, что оспариваемые действия ответчиков, выраженные в письме от 22.01.2014 N 14-39-3 "Сообщение об отказе в предоставлении муниципальной услуги", подписанном директором Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от имени Администрации города Тюмени, содержащего волеизъявление Администрации города Тюмени об отказе в предоставлении в собственность ИП Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:92, площадью 1211 кв. м, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Семакова, 15, для организации открытой автостоянки для хранения легкового транспорта на платной основе, ИП Крицкий А.В. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
30.06.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, что имеет место быть в рассматриваемом случае, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как верно указано судом первой инстанции, из содержания статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в данной статье заключены общие положения предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые включают в себя следующие требования. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка.
Кроме того, пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Порядок организации работы Администрации города Тюмени по реализации полномочий по предоставлению земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов определен Административным регламентом предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденном Постановлением Администрации города Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк.
Как было выше сказано, ИП Крицкому А.В. было отказано в предоставлении земельного участка на основании подпунктов "б" и "ж" пункта 2.20.1 Административного регламента.
Пунктом 2.20.1. Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений предусмотрено, что в предоставлении земельного участка под временный объект либо для размещения временного объекта отказывается при наличии одного из следующих оснований:
б) нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц, в том числе согласование предоставления указанного земельного участка Совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам;
ж) непредставление документов, которые в соответствии с пунктом 2.13 Регламента должны представляться в обязательном порядке, либо их предоставление с нарушением требований, указанных в пункте 2.15 Регламента, либо отсутствие документов, необходимых для рассмотрения заявления и установленных пунктом 2.12.1 Регламента.
Таким образом, из вышеназванного Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений следует, что в собственность для целей, не связанных со строительством, не могут быть предоставлены земельные участки, не свободные от прав третьих лиц.
Материалами дела установлено, что приказом Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени N 466 от 29.10.2013 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:92 площадью 1 211 кв. м, в г. Тюмени, ул. Семакова,15 предоставлен Управе Центрального административного округа Администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 (одиннадцать) месяцев для размещения автостоянки легкового автотранспорта (без права капитального строительства).
Между Департаментом земельных ресурсов Администрации города Тюмени и Управой Центрального административного округа Администрации города Тюмени заключен договор N 1933/14-10-М безвозмездного срочного пользования земельным участком от 30.10.2013 сроком действия с 29.10.2013 по 28.09.2014.
Таким образом, испрашиваемый заявителем земельный участок на момент его обращения к Департаменту уже был передан в безвозмездное срочное пользование третьему лицу, в связи с чем, не мог быть предоставлен ИП Крицкому А.В.
Доказательств исполнения требований Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений в части подпунктов "б" и "ж" пункта 2.20.1 Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений предпринимателем не представлено, в связи с чем отказ Департамента в предоставлении Крицкому А.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216004:60, площадью 730,1 кв. м, изложенного в письме Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 22.01.2014 N 14-39-20 является законным и обоснованным.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что основание для отказа в предоставлении земельного участка, указанное в ненормативном акте, не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации; нормативный акт органа местного самоуправления противоречит закону.
Однако, как было выше сказано, Административный регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений принят органом местного самоуправления во исполнение части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которой прямо предусмотрена обязанность данных органов принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, что предполагает возможность установления и критериев отказа в предоставлении земельного участка.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что данный Административный регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений не был опубликован, в связи с чем, не подлежит применению, судом апелляционной инстанции отклоняется как не соответствующий действительности. Указанный нормативный акт был опубликован в газете "Тюменский курьер" N 22 от 10.08.2011.
Довод заявителя о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени передать муниципальное имущество (земельные участки) в пользование Управе Центрального административного округа администрации города Тюмени, по той причине, что названное лицо являются отраслевыми органами муниципального образования города Тюмени судом апелляционной инстанции также отклоняется.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Аналогичная норма предусмотрена частью 2 статьи 66 Устава города Тюмени.
Пунктом 4.1 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного Решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575, предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в собственности города Тюмени, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, возможность органов местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе в форме предоставления в безвозмездное срочное пользование не только не противоречит законодательству, но и прямо им установлена.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются именно исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год.
К юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации относятся государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, к числу которых и относится Управа Центрального административного округа администрации города Тюмени.
Согласно части 1 статьи 17 Устава города Тюмени к вопросам местного значения города Тюмени относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Тюмени и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Тюмени, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Правил благоустройства территории города Тюмени, утвержденных Решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 "объект благоустройства - территория (в том числе территория предприятий, учреждений, организаций, объектов социального и культурно-бытового назначения, территория общего пользования), здания (включая жилые дома), сооружения, объекты природного, антропогенного или природно-антропогенного происхождения, которые подлежат содержанию, текущему ремонту и (или) в отношении которых должны осуществляться иные работы по благоустройству".
Правила благоустройства закрепляют конкретные виды работ по благоустройству территории. Их перечень и виды в полном объеме соотносятся с полномочиями Управы Центрального административного округа администрации города Тюмени.
Таким образом, передача указанного земельного участка Управе Центрального административного округа администрации города Тюмени осуществлена во исполнение вопросов местного значения и земельный участок передан именно тому лицу, которое в силу своих полномочий обязано разрешать данные вопросы местного значения.
По мнению ИП Крицкого А.В. предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование не препятствует предоставлению этого участка другому лицу в собственность, так как целый ряд статьей Земельного кодекса Российской Федерации допускает продажу земли с обременением.
Однако, заявитель просит предоставить ему земельный участок для организации платной парковки, что не предполагает возможность его одновременного использования Управой Центрального административного округа администрации города Тюмени для создания и обеспечение функционирования бесплатных городских парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Тюмени.
Податель апелляционной жалобы также указывает на то, что Администрации города Тюмени не предоставлено право издавать муниципальные правовые акты в форме приказов, такое право есть лишь у должностных лиц органов местного самоуправления, а Положение о Департаменте земельных ресурсов не содержит указание на полномочие директора Департамента по изданию приказов о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам.
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в силу части 1 статьи 2 Федерального закона муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Следовательно, муниципальные правовые акт могут быть приняты как органом местного самоуправления, так и должностным лицом местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ город Тюмень, принятого решением N 162 от 16.03.2005 Тюменской городской Думы в структуру органов местного самоуправления города Тюмени входит Администрация городского округа город Тюмень - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, которая имеет право принимать правовые акты, установленные статьей 58 данного нормативного акта.
Так, к правовым актам относятся постановления Администрации города Тюмени по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тюменской области, а также распоряжения Администрации города Тюмени по вопросам организации работы Администрации города Тюмени; изданные Главой Администрации города Тюмени постановления и распоряжения Администрации города Тюмени по вопросам, отнесенным федеральными законами и законами Тюменской области к компетенции главы местной администрации, а также распоряжения Администрации города Тюмени по вопросам, отнесенным к компетенции Главы Администрации города Тюмени настоящим Уставом; правовые акты должностных лиц Администрации города Тюмени (распоряжения заместителей Главы Администрации города Тюмени, приказы руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени), не являющиеся нормативными правовыми актами, по вопросам, отнесенным к их компетенции настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Согласно пункту 1.1. Положения о департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, утвержденного Распоряжением Администрации города Тюмени N 576 от 09.04.2009, данный департамент является отраслевым органом Администрации города Тюмени и создан с целью реализации механизма регулирования земельных отношений и решения вопросов градостроительной деятельности на территории города Тюмени.
Основанными задачами Департамента является эффективное управление и распоряжение муниципальными землями, а также государственными землями в случаях, предусмотренных действующим законодательством (пункт 2.1 Распоряжения N 576).
Согласно пункту 3.1 распоряжения N 576 функции Департамента по эффективному управлению и распоряжению муниципальными землями, а также государственными землями в случаях, предусмотренных действующим законодательством, заключаются в том, что Департамент издает приказы о предоставлении земельных участков без проведения торгов, а также подготавливает отказы в предоставлении земельных участков по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и муниципальными правовыми актами; публикует сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов; подготавливает и заключает договоры безвозмездного срочного пользования, купли-продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе и по результатам торгов.
Следовательно, руководитель департамента как отраслевого органа Администрации города Тюмени полномочен принимать приказы по вопросам, отнесенным к компетенции данного органа и приказ Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени N 466 от 29.10.2013, которым испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:92 площадью 1 211 кв. м, в г. Тюмени, ул. Семакова,15 предоставлен Управе Центрального административного округа Администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 (одиннадцать) месяцев для размещения автостоянки легкового автотранспорта принят и.о. директора департамента О.В. Паршуковой в пределах ее полномочий.
Доводы, заявленные предпринимателем в суде первой инстанции, оценены судом и отражены в оспариваемом решении. Оснований для их переоценки, у суда апелляционной инстанции, не имеется.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.06.2014 по делу N А70-3295/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2014 N 08АП-8411/2014 ПО ДЕЛУ N А70-3295/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2014 г. N 08АП-8411/2014
Дело N А70-3295/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8411/2014) индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.06.2014 по делу N А70-3295/2014 (судья Безиков О.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича (ОГНИП 313723233200229, ИНН 720200314782)
к 1) Администрации города Тюмени, 2) Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092)
3-е лицо: Управа Центрального административного округа города Тюмени
о признании незаконными действий Администрации города Тюмени, выраженных в письме от 22.01.2014 N 14-39-3 "Сообщение об отказе в предоставлении муниципальной услуги", об отказе в предоставлении в собственность ИП Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:92, площадью 1211 кв. м, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Семакова, 15, для организации открытой автостоянки для хранения легкового транспорта на платной основе; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: представитель не явился;
- от заинтересованных лиц: представители не явились;
- от 3-го лица: представитель не явился;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее - ИП Крицкий А.В., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Тюмени (далее - Администрация), Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее - Департамент) о признании незаконными действий Администрации города Тюмени, выраженных в письме от 22.01.2014 N 14-39-3 "Сообщение об отказе в предоставлении муниципальной услуги", подписанном директором Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от имени Администрации города Тюмени, содержащего волеизъявление Администрации города Тюмени об отказе в предоставлении в собственность ИП Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:92, площадью 1211 кв. м, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Семакова, 15, для организации открытой автостоянки для хранения легкового транспорта на платной основе; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.06.2014 по делу N А70-3295/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что испрашиваемый заявителем земельный участок на момент его обращения к Департаменту уже был передан в безвозмездное срочное пользование третьему лицу, в связи с чем, не мог быть предоставлен ИП Крицкому А.В.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что основание для отказа в предоставлении земельного участка, указанное в ненормативном акте, не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации; нормативный акт органа местного самоуправления противоречит закону.
В дополнении к апелляционной жалобе от 09.10.2014 заявитель также указывает, что Административный регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденный Администрацией города Тюмени 01.08.2011 не был опубликован, в связи с чем, не подлежит применению; предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование не препятствует предоставлению этого участка другому лицу в собственность, так как целый ряд статьей Земельного кодекса Российской Федерации допускает продажу земли с обременением; Управа Центрального административного округа города Тюмени является территориальным структурным органом местной администрации, т.е. должна осуществлять работы по благоустройству без закрепления за ней земельного участка на каком-либо праве.
В дополнении N 2 от 15.10.2014 ИП Крицкий А.В. также указывает, что Администрации города Тюмени не предоставлено право издавать муниципальные правовые акты в форме приказов, такое право есть лишь у должностных лиц органов местного самоуправления; Положение о Департаменте земельных ресурсов не содержит указание на полномочие директора Департамента по изданию приказов о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. ИП Крицкий А.В. 13.01.2014 обратился в Администрацию города Тюмени через Департамент земельных ресурсов Администрации г. Тюмени (в настоящее время Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени) с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:92 площадью 1 211 кв. м, расположенного в г. Тюмени, ул. Семакова, для целей не связанных со строительством (организации автостоянки для организованной стоянки транспортных средств на платной основе).
Письмом от 22.01.2014 N 14-39-3 Департамента земельных отношений и градостроительства ИП Крицкому А.В. было отказано в предоставлении муниципальной услуги испрашиваемого земельного участка на основании подпунктов "б", "ж" пункта 2.20.1 Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк.
В качестве причин отказа было указано на нахождении испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном срочном пользовании третьих лиц, в том числе согласование предоставления указанного земельного участка Совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам; документы, прилагаемые к заявлению, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Тюменской области, муниципальным правовым актам города Тюмени.
Полагая, что оспариваемые действия ответчиков, выраженные в письме от 22.01.2014 N 14-39-3 "Сообщение об отказе в предоставлении муниципальной услуги", подписанном директором Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от имени Администрации города Тюмени, содержащего волеизъявление Администрации города Тюмени об отказе в предоставлении в собственность ИП Крицкому А.В. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0217001:92, площадью 1211 кв. м, с адресным описанием г. Тюмень, ул. Семакова, 15, для организации открытой автостоянки для хранения легкового транспорта на платной основе, ИП Крицкий А.В. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
30.06.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, что имеет место быть в рассматриваемом случае, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как верно указано судом первой инстанции, из содержания статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в данной статье заключены общие положения предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые включают в себя следующие требования. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка.
Кроме того, пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Порядок организации работы Администрации города Тюмени по реализации полномочий по предоставлению земельных участков, на которых расположены временные объекты (постройки, киоски, навесы, летние кафе и другие подобные постройки), а также для возведения данных объектов определен Административным регламентом предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденном Постановлением Администрации города Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк.
Как было выше сказано, ИП Крицкому А.В. было отказано в предоставлении земельного участка на основании подпунктов "б" и "ж" пункта 2.20.1 Административного регламента.
Пунктом 2.20.1. Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений предусмотрено, что в предоставлении земельного участка под временный объект либо для размещения временного объекта отказывается при наличии одного из следующих оснований:
б) нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности, аренде, постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном (срочном) пользовании третьих лиц, в том числе согласование предоставления указанного земельного участка Совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам;
ж) непредставление документов, которые в соответствии с пунктом 2.13 Регламента должны представляться в обязательном порядке, либо их предоставление с нарушением требований, указанных в пункте 2.15 Регламента, либо отсутствие документов, необходимых для рассмотрения заявления и установленных пунктом 2.12.1 Регламента.
Таким образом, из вышеназванного Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений следует, что в собственность для целей, не связанных со строительством, не могут быть предоставлены земельные участки, не свободные от прав третьих лиц.
Материалами дела установлено, что приказом Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени N 466 от 29.10.2013 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:92 площадью 1 211 кв. м, в г. Тюмени, ул. Семакова,15 предоставлен Управе Центрального административного округа Администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 (одиннадцать) месяцев для размещения автостоянки легкового автотранспорта (без права капитального строительства).
Между Департаментом земельных ресурсов Администрации города Тюмени и Управой Центрального административного округа Администрации города Тюмени заключен договор N 1933/14-10-М безвозмездного срочного пользования земельным участком от 30.10.2013 сроком действия с 29.10.2013 по 28.09.2014.
Таким образом, испрашиваемый заявителем земельный участок на момент его обращения к Департаменту уже был передан в безвозмездное срочное пользование третьему лицу, в связи с чем, не мог быть предоставлен ИП Крицкому А.В.
Доказательств исполнения требований Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений в части подпунктов "б" и "ж" пункта 2.20.1 Административного регламента предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений предпринимателем не представлено, в связи с чем отказ Департамента в предоставлении Крицкому А.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216004:60, площадью 730,1 кв. м, изложенного в письме Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 22.01.2014 N 14-39-20 является законным и обоснованным.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что основание для отказа в предоставлении земельного участка, указанное в ненормативном акте, не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации; нормативный акт органа местного самоуправления противоречит закону.
Однако, как было выше сказано, Административный регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений принят органом местного самоуправления во исполнение части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которой прямо предусмотрена обязанность данных органов принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, что предполагает возможность установления и критериев отказа в предоставлении земельного участка.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что данный Административный регламент предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений не был опубликован, в связи с чем, не подлежит применению, судом апелляционной инстанции отклоняется как не соответствующий действительности. Указанный нормативный акт был опубликован в газете "Тюменский курьер" N 22 от 10.08.2011.
Довод заявителя о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность Департамента земельных ресурсов Администрации г. Тюмени передать муниципальное имущество (земельные участки) в пользование Управе Центрального административного округа администрации города Тюмени, по той причине, что названное лицо являются отраслевыми органами муниципального образования города Тюмени судом апелляционной инстанции также отклоняется.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Аналогичная норма предусмотрена частью 2 статьи 66 Устава города Тюмени.
Пунктом 4.1 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного Решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575, предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в собственности города Тюмени, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, возможность органов местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе в форме предоставления в безвозмездное срочное пользование не только не противоречит законодательству, но и прямо им установлена.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются именно исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год.
К юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации относятся государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, к числу которых и относится Управа Центрального административного округа администрации города Тюмени.
Согласно части 1 статьи 17 Устава города Тюмени к вопросам местного значения города Тюмени относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Тюмени и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Тюмени, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Правил благоустройства территории города Тюмени, утвержденных Решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 "объект благоустройства - территория (в том числе территория предприятий, учреждений, организаций, объектов социального и культурно-бытового назначения, территория общего пользования), здания (включая жилые дома), сооружения, объекты природного, антропогенного или природно-антропогенного происхождения, которые подлежат содержанию, текущему ремонту и (или) в отношении которых должны осуществляться иные работы по благоустройству".
Правила благоустройства закрепляют конкретные виды работ по благоустройству территории. Их перечень и виды в полном объеме соотносятся с полномочиями Управы Центрального административного округа администрации города Тюмени.
Таким образом, передача указанного земельного участка Управе Центрального административного округа администрации города Тюмени осуществлена во исполнение вопросов местного значения и земельный участок передан именно тому лицу, которое в силу своих полномочий обязано разрешать данные вопросы местного значения.
По мнению ИП Крицкого А.В. предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование не препятствует предоставлению этого участка другому лицу в собственность, так как целый ряд статьей Земельного кодекса Российской Федерации допускает продажу земли с обременением.
Однако, заявитель просит предоставить ему земельный участок для организации платной парковки, что не предполагает возможность его одновременного использования Управой Центрального административного округа администрации города Тюмени для создания и обеспечение функционирования бесплатных городских парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Тюмени.
Податель апелляционной жалобы также указывает на то, что Администрации города Тюмени не предоставлено право издавать муниципальные правовые акты в форме приказов, такое право есть лишь у должностных лиц органов местного самоуправления, а Положение о Департаменте земельных ресурсов не содержит указание на полномочие директора Департамента по изданию приказов о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам.
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в силу части 1 статьи 2 Федерального закона муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Следовательно, муниципальные правовые акт могут быть приняты как органом местного самоуправления, так и должностным лицом местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ город Тюмень, принятого решением N 162 от 16.03.2005 Тюменской городской Думы в структуру органов местного самоуправления города Тюмени входит Администрация городского округа город Тюмень - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, которая имеет право принимать правовые акты, установленные статьей 58 данного нормативного акта.
Так, к правовым актам относятся постановления Администрации города Тюмени по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тюменской области, а также распоряжения Администрации города Тюмени по вопросам организации работы Администрации города Тюмени; изданные Главой Администрации города Тюмени постановления и распоряжения Администрации города Тюмени по вопросам, отнесенным федеральными законами и законами Тюменской области к компетенции главы местной администрации, а также распоряжения Администрации города Тюмени по вопросам, отнесенным к компетенции Главы Администрации города Тюмени настоящим Уставом; правовые акты должностных лиц Администрации города Тюмени (распоряжения заместителей Главы Администрации города Тюмени, приказы руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени), не являющиеся нормативными правовыми актами, по вопросам, отнесенным к их компетенции настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Согласно пункту 1.1. Положения о департаменте земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, утвержденного Распоряжением Администрации города Тюмени N 576 от 09.04.2009, данный департамент является отраслевым органом Администрации города Тюмени и создан с целью реализации механизма регулирования земельных отношений и решения вопросов градостроительной деятельности на территории города Тюмени.
Основанными задачами Департамента является эффективное управление и распоряжение муниципальными землями, а также государственными землями в случаях, предусмотренных действующим законодательством (пункт 2.1 Распоряжения N 576).
Согласно пункту 3.1 распоряжения N 576 функции Департамента по эффективному управлению и распоряжению муниципальными землями, а также государственными землями в случаях, предусмотренных действующим законодательством, заключаются в том, что Департамент издает приказы о предоставлении земельных участков без проведения торгов, а также подготавливает отказы в предоставлении земельных участков по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и муниципальными правовыми актами; публикует сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов; подготавливает и заключает договоры безвозмездного срочного пользования, купли-продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе и по результатам торгов.
Следовательно, руководитель департамента как отраслевого органа Администрации города Тюмени полномочен принимать приказы по вопросам, отнесенным к компетенции данного органа и приказ Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени N 466 от 29.10.2013, которым испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 72:23:0217001:92 площадью 1 211 кв. м, в г. Тюмени, ул. Семакова,15 предоставлен Управе Центрального административного округа Администрации города Тюмени в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 (одиннадцать) месяцев для размещения автостоянки легкового автотранспорта принят и.о. директора департамента О.В. Паршуковой в пределах ее полномочий.
Доводы, заявленные предпринимателем в суде первой инстанции, оценены судом и отражены в оспариваемом решении. Оснований для их переоценки, у суда апелляционной инстанции, не имеется.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.06.2014 по делу N А70-3295/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)