Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2013 по делу N А41-51129/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "БЭСТИ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений требований и отказа от требования):
Признать не соответствующей рыночной стоимости, внесенные кадастровой палатой в Государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 50:13:0070215:104, равной 3125540 руб. - с 30.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 3125,54 руб./кв. метр;
- с кадастровым номером 50:13:0050208:129, равной 8482813 руб. 05 коп. - с 25.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 2875,53 руб./кв. метр;
- с кадастровым номером 50:13:0070218:85, равной 2299549 руб. 86 коп. - с 25.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 3078,38 руб./кв. метр.
Обязать кадастровую палату исключить с момента внесения из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость нижеуказанных земельных участков:
- с кадастровым номером 50:13:0070215:104, с 30.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 3125,54 руб./кв. метр;
- с кадастровым номером 50:13:0050208:129, с 25.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 2875,53 руб./кв. метр;
- с кадастровым номером 50:13:0070218:85, с 25.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 3078,38 руб./кв. метр.
Установить кадастровую стоимость и удельный показатель спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости на 01.01.2010, а именно земельных участков:
- с кадастровым номером 50:13:0070215:104, равной 1 622 500 рублей 00 копеек, удельный показатель 1 кв. м 1 623 руб./м2;
- с кадастровым номером 50:13:0050208:129, равной 4 490 785 рублей 00 копеек, удельный показатель 1 кв. м 1 522 руб./м2;
- с кадастровым номером 50:13:0070218:85, равной 1 212 008 рублей, удельный показатель 1 кв. м 00 1 623 руб./м2.
Обязать кадастровую палату внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельных участков, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков - рыночную стоимость 1 кв. м с момента внесения в ГКН.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), администрация Пушкинского муниципального района Московской области (далее - администрация района), Межрайонная ИФНС России N 3 по Московской области (далее - инспекция), Правительство Московской области (далее - Правительство), администрация городского поселения Пушкино (далее - администрация г.п.), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.04.2013 требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал не соответствующей рыночной стоимости, внесенные кадастровой палатой в Государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 50:13:0070215:104, равной 3125540 руб. - с 09.07.2012; с кадастровым номером 50:13:0050208:129, равной 8482813 руб. 05 коп. - с 25.11.2011; с кадастровым номером 50:13:0070218:85, равной 2299549 руб. 86 коп. - с 25.11.2011. Установил кадастровую стоимость и удельный показатель спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, а именно земельных участков: с кадастровым номером 50:13:0070215:104, равной 1 622 500 рублей 00 копеек, удельный показатель 1 кв. м 1 623 руб./м2; с кадастровым номером 50:13:0050208:129, равной 4 490 785 рублей 00 копеек, удельный показатель 1 кв. м 1 522 руб./м2; с кадастровым номером 50:13:0070218:85, равной 1 212 008 рублей, удельный показатель 1 кв. м 00 1 623 руб./м2. В удовлетворении остальной части требований отказал. Производство по делу части требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0070218:85 во соответствии со статьями 49, 150 АПК РФ прекратил.
В апелляционной жалобе кадастровая палата и министерство просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей кадастровой палаты, администраций, управления, инспекции, Правительства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником вышеуказанных земельных участков категории "земли населенных пунктов".
Согласно кадастровым выпискам, кадастровая стоимость участков составляет
- - с кадастровым номером 50:13:0070215:104-3125540 руб., удельный показатель 3125,54 руб./кв. метр;
- - с кадастровым номером 50:13:0050208:129-8482813 руб. 05 коп., удельный показатель 2875,53 руб./кв. метр;
- - с кадастровым номером 50:13:0070218:85-2299549 руб. 86 коп., удельный показатель 3078,38 руб./кв. метр.
Распоряжением Минэкологии МО от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 236-РМ) утверждены:
- Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 1);
- Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 2).
На основании данных значений кадастровая палата установила кадастровую стоимость спорных земельного участка.
Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Частично удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными в части требований о признании не соответствующей рыночной стоимости сведений об удельных показателях и кадастровой стоимости земельных участков с даты их внесения в ГКН и об установлении кадастровой стоимости и удельного показателя спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В подпункте 11 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельного кодекса, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости) и в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, действовавшего в 2013 году, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Минэкологии МО от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 236-РМ) утверждены:
- Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 1);
- Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 2).
Определением Арбитражного суда Московской области была назначена экспертиза рыночной стоимости спорных земельных участков. Заключением эксперта была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв. м указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2010.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11, согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2013 N ВАС-8076/13 содержатся следующие выводы. В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 указано, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указывается, что правовые последствия установления судом рыночной стоимости земельного участка и внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Исходя из названных позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не следует, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с более раннего момента.
Аналогичные выводы содержатся и в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2013 N ВАС-17879/12, в котором указано, что из правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, следует, что согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Следовательно, требование об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента не соответствует вышеуказанной позиции высшей судебной инстанции.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного Закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в арбитражный суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом. Данные выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике, в частности, постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2013 по делу N А74-4866/2011. Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не означает недостоверности прежней кадастровой стоимости, и новая кадастровая стоимость может применяться лишь с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено апелляционным судом, на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с Распоряжением Минэкологии МО от 27.11.2013 N 566-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ признано утратившим силу. В государственный кадастр недвижимости внесена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков в ноябре 2013 года. Данную стоимость общество не оспаривает.
Учитывая то, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда, удовлетворение требований истца об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости даже без установления того периода, о котором просит истец, повлечет в соответствии с вышеуказанными положениями закона и постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязанность органа кадастрового учета внести изменения в ГКН и исключить из него вновь установленную в ноябре 2013 года кадастровую стоимость, которая обществом не оспаривалась.
Заявленные истцом требования взаимосвязаны, и, как указано апелляционным судом выше, не могут быть удовлетворены ни в части, ни в полном объеме.
Действие судебного акта по спору данной категории не может распространяться на правоотношения, предшествующие его принятию.
Решение по иску об оспаривании кадастровой стоимости может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка, оно не является основанием для аннулирования ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Соответственно, датой внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка является дата вступления в силу судебного акта. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время, во всех правоотношениях, в которых она применяется, новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда в части удовлетворения требований истца подлежащим отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2014 по делу N А41-51129/13 в части удовлетворения иска отменить.
В удовлетворении иска в части признания не соответствующей рыночной стоимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 50:13:0070208:104; 50:13:0050208:129; 50:13:0050218:85 и установления кадастровой стоимости и удельного показателя земельных участков в размере их рыночной стоимости отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2014 ПО ДЕЛУ N А41-51129/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. по делу N А41-51129/13
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2013 по делу N А41-51129/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "БЭСТИ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений требований и отказа от требования):
Признать не соответствующей рыночной стоимости, внесенные кадастровой палатой в Государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 50:13:0070215:104, равной 3125540 руб. - с 30.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 3125,54 руб./кв. метр;
- с кадастровым номером 50:13:0050208:129, равной 8482813 руб. 05 коп. - с 25.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 2875,53 руб./кв. метр;
- с кадастровым номером 50:13:0070218:85, равной 2299549 руб. 86 коп. - с 25.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 3078,38 руб./кв. метр.
Обязать кадастровую палату исключить с момента внесения из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость нижеуказанных земельных участков:
- с кадастровым номером 50:13:0070215:104, с 30.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 3125,54 руб./кв. метр;
- с кадастровым номером 50:13:0050208:129, с 25.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 2875,53 руб./кв. метр;
- с кадастровым номером 50:13:0070218:85, с 25.11.2011 по 31.12.2013, удельный показатель 3078,38 руб./кв. метр.
Установить кадастровую стоимость и удельный показатель спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости на 01.01.2010, а именно земельных участков:
- с кадастровым номером 50:13:0070215:104, равной 1 622 500 рублей 00 копеек, удельный показатель 1 кв. м 1 623 руб./м2;
- с кадастровым номером 50:13:0050208:129, равной 4 490 785 рублей 00 копеек, удельный показатель 1 кв. м 1 522 руб./м2;
- с кадастровым номером 50:13:0070218:85, равной 1 212 008 рублей, удельный показатель 1 кв. м 00 1 623 руб./м2.
Обязать кадастровую палату внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельных участков, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков - рыночную стоимость 1 кв. м с момента внесения в ГКН.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), администрация Пушкинского муниципального района Московской области (далее - администрация района), Межрайонная ИФНС России N 3 по Московской области (далее - инспекция), Правительство Московской области (далее - Правительство), администрация городского поселения Пушкино (далее - администрация г.п.), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.04.2013 требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал не соответствующей рыночной стоимости, внесенные кадастровой палатой в Государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером 50:13:0070215:104, равной 3125540 руб. - с 09.07.2012; с кадастровым номером 50:13:0050208:129, равной 8482813 руб. 05 коп. - с 25.11.2011; с кадастровым номером 50:13:0070218:85, равной 2299549 руб. 86 коп. - с 25.11.2011. Установил кадастровую стоимость и удельный показатель спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, а именно земельных участков: с кадастровым номером 50:13:0070215:104, равной 1 622 500 рублей 00 копеек, удельный показатель 1 кв. м 1 623 руб./м2; с кадастровым номером 50:13:0050208:129, равной 4 490 785 рублей 00 копеек, удельный показатель 1 кв. м 1 522 руб./м2; с кадастровым номером 50:13:0070218:85, равной 1 212 008 рублей, удельный показатель 1 кв. м 00 1 623 руб./м2. В удовлетворении остальной части требований отказал. Производство по делу части требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0070218:85 во соответствии со статьями 49, 150 АПК РФ прекратил.
В апелляционной жалобе кадастровая палата и министерство просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей кадастровой палаты, администраций, управления, инспекции, Правительства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником вышеуказанных земельных участков категории "земли населенных пунктов".
Согласно кадастровым выпискам, кадастровая стоимость участков составляет
- - с кадастровым номером 50:13:0070215:104-3125540 руб., удельный показатель 3125,54 руб./кв. метр;
- - с кадастровым номером 50:13:0050208:129-8482813 руб. 05 коп., удельный показатель 2875,53 руб./кв. метр;
- - с кадастровым номером 50:13:0070218:85-2299549 руб. 86 коп., удельный показатель 3078,38 руб./кв. метр.
Распоряжением Минэкологии МО от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 236-РМ) утверждены:
- Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 1);
- Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 2).
На основании данных значений кадастровая палата установила кадастровую стоимость спорных земельного участка.
Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Частично удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными в части требований о признании не соответствующей рыночной стоимости сведений об удельных показателях и кадастровой стоимости земельных участков с даты их внесения в ГКН и об установлении кадастровой стоимости и удельного показателя спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В подпункте 11 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельного кодекса, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости) и в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, действовавшего в 2013 году, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Минэкологии МО от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 236-РМ) утверждены:
- Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 1);
- Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 2).
Определением Арбитражного суда Московской области была назначена экспертиза рыночной стоимости спорных земельных участков. Заключением эксперта была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв. м указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2010.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11, согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2013 N ВАС-8076/13 содержатся следующие выводы. В Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 указано, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указывается, что правовые последствия установления судом рыночной стоимости земельного участка и внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Исходя из названных позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не следует, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с более раннего момента.
Аналогичные выводы содержатся и в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2013 N ВАС-17879/12, в котором указано, что из правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, следует, что согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Следовательно, требование об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента не соответствует вышеуказанной позиции высшей судебной инстанции.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного Закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в арбитражный суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом. Данные выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике, в частности, постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2013 по делу N А74-4866/2011. Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не означает недостоверности прежней кадастровой стоимости, и новая кадастровая стоимость может применяться лишь с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено апелляционным судом, на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с Распоряжением Минэкологии МО от 27.11.2013 N 566-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ признано утратившим силу. В государственный кадастр недвижимости внесена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков в ноябре 2013 года. Данную стоимость общество не оспаривает.
Учитывая то, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда, удовлетворение требований истца об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости даже без установления того периода, о котором просит истец, повлечет в соответствии с вышеуказанными положениями закона и постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязанность органа кадастрового учета внести изменения в ГКН и исключить из него вновь установленную в ноябре 2013 года кадастровую стоимость, которая обществом не оспаривалась.
Заявленные истцом требования взаимосвязаны, и, как указано апелляционным судом выше, не могут быть удовлетворены ни в части, ни в полном объеме.
Действие судебного акта по спору данной категории не может распространяться на правоотношения, предшествующие его принятию.
Решение по иску об оспаривании кадастровой стоимости может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка, оно не является основанием для аннулирования ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Соответственно, датой внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка является дата вступления в силу судебного акта. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время, во всех правоотношениях, в которых она применяется, новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда в части удовлетворения требований истца подлежащим отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2014 по делу N А41-51129/13 в части удовлетворения иска отменить.
В удовлетворении иска в части признания не соответствующей рыночной стоимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 50:13:0070208:104; 50:13:0050208:129; 50:13:0050218:85 и установления кадастровой стоимости и удельного показателя земельных участков в размере их рыночной стоимости отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)