Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от индивидуального предпринимателя Максимова О.И. - Мартюченко Д.В. (доверенность от 02.09.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Максимова Олега Игоревича на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.11.2013 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А44-4150/2013,
установил:
Индивидуальный предприниматель Максимов Олег Игоревич, ОГРНИП 304532130600070, обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, ОГРН 1025300805254 (далее - Департамент), изложенного в приказе от 27.05.2013 N 1312, в предоставлении предпринимателю земельного участка, расположенного в квартале 237 Великого Новгорода, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения и об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства в порядке, предусмотренном статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Великого Новгорода (далее - Администрация города) в лице Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов, место нахождения: 173007, Великий Новгород, Каберова-Власьевская ул., д. 4 (далее - Комитет архитектуры).
Решением от 29.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 29.11.2013 и постановление от 12.02.2014 и удовлетворить заявленные требования.
Податель жалобы указывает следующее: суды не учли, что по причине несоблюдения Департаментом сроков рассмотрения заявления предпринимателя нарушено его право на получение для строительства земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта строительства.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, и рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель 12.12.2012 обратился в Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области (далее - КУГИ) с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства - научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения. В качестве предполагаемого места размещения объекта строительства заявитель указал земельный участок ориентировочной площадью 3200 кв. м, расположенный в квартале 237 Великого Новгорода (кадастровый квартал 53:23:7023702) в территориальной зоне АТ.1.
КУГИ письмом от 21.12.2012 направил копию заявления предпринимателя и схему расположения земельного участка в Комитет архитектуры для подготовки акта выбора земельного участка, сбора информации о разрешенном использовании земельного участка, информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка.
Письмом от 22.01.2013 N 353 Комитет архитектуры сообщил КУГИ о том, что вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства рассматривается комиссией по сбору и выдаче технических условий, предварительных согласований и заключений при Администрации города, о чем предприниматель уведомлен письмом от 31.01.2013.
Администрация города постановлением от 16.04.2013 N 1754 утвердила схему расположения земельного участка площадью 2749 кв. м в квартале 237 Великого Новгорода на кадастровой карте квартала 53:23:7023702.
В газете "Новгород" от 01.05.2013 Администрация города проинформировала население о возможном (предстоящем) предоставлении земельного участка площадью 2749 кв. м в квартале 237 Великого Новгорода для размещения информационного центра.
На основании указа губернатора Новгородской области от 08.04.2013 N 80 и постановления администрации Новгородской области от 26.04.2013 N 250 КУГИ был переименован в Департамент.
Постановлением администрации Новгородской области от 15.04.2013 N 179 (далее - Постановление N 179) внесены изменения в постановление администрации Новгородской области от 22.09.2011 N 467 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах" (далее - Постановление N 467). В соответствии с этими изменениями предоставление земельного участка для строительства информационного центра, залов встреч и собраний, клубов многоцелевого и специального назначения стало возможно только на торгах. В связи с принятием Постановления N 179 Комитет архитектуры не направил в Департамент акт выбора испрашиваемого участка и в письме от 24.05.2013 N 3775 сообщил Департаменту о приостановлении работ по заявлению предпринимателя.
Приказом от 27.05.2013 N 1312 Департамент со ссылкой на новую редакцию Постановления N 467 отказал предпринимателю в предварительном согласовании места размещения научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения на испрашиваемом земельном участке в связи с тем, что предоставление земельного участка для строительства указанного объекта осуществляется по результатам торгов.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что отказ Департамента, выраженный в приказе от 27.05.2013 N 1312, является незаконным и нарушает право заявителя на получение земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно статьям 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления предпринимателя.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов необходимо предварительное согласование мест размещения объектов строительства.
Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 ЗК РФ такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, невозможно без проведения торгов.
Такой перечень случаев администрация Новгородской области установила в Постановлении N 467 (в редакции Постановления N 179), определив, в частности, что для строительства информационного центра, залов встреч и собраний, клубов многоцелевого и специального назначения, предоставление земельных участков, находящихся в собственности Новгородской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах.
Постановление N 467 в редакции Постановления N 179 является действующим. Данный нормативный правовой акт обязателен для применения органами, осуществляющими полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными в Великом Новгороде. После принятия и опубликования Постановления N 179 установленные им ограничения были правомерно учтены Департаментом при рассмотрении заявления предпринимателя. Департамент был не вправе принять решение о выборе названного участка и предоставлении его предпринимателю для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения названного объекта.
С учетом того, что на дату вынесения оспариваемого отказа новая редакция Постановления N 467 вступила в законную силу, в то время как по заявлению предпринимателя акт выбора не был оформлен и не утвержден в установленном порядке, не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ не противоречит положениям статей 30, 31 ЗК РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя, который не лишен возможности принять участие в торгах, поскольку Комитет архитектуры направил Департаменту документы для формирования спорного участка с целью выставления его торги.
Довод предпринимателя о нарушении Администрацией города и Департаментом четырехмесячного срока для принятия решения по заявлению о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, установленного пунктом 2.4 Административного регламента предоставления КУГИ государственной услуги по предварительному согласованию места размещения объекта на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в Великом Новгороде в пределах полномочий, установленных Областным законом от 15.12.2011 N 1125-ОЗ, утвержденного постановлением КУГИ от 24.02.2012 N 7, не может служить основанием для признания оспариваемого приказа Департамента незаконным и для обязания Департамента предоставить земельный участок для строительства по процедуре предварительного согласования в нарушение требований действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно отказали в удовлетворении требований предпринимателя, поэтому принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.11.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу N А44-4150/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Максимова Олега Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 15.05.2014 ПО ДЕЛУ N А44-4150/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу N А44-4150/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от индивидуального предпринимателя Максимова О.И. - Мартюченко Д.В. (доверенность от 02.09.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Максимова Олега Игоревича на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.11.2013 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А44-4150/2013,
установил:
Индивидуальный предприниматель Максимов Олег Игоревич, ОГРНИП 304532130600070, обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, ОГРН 1025300805254 (далее - Департамент), изложенного в приказе от 27.05.2013 N 1312, в предоставлении предпринимателю земельного участка, расположенного в квартале 237 Великого Новгорода, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения и об обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства в порядке, предусмотренном статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Великого Новгорода (далее - Администрация города) в лице Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов, место нахождения: 173007, Великий Новгород, Каберова-Власьевская ул., д. 4 (далее - Комитет архитектуры).
Решением от 29.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 29.11.2013 и постановление от 12.02.2014 и удовлетворить заявленные требования.
Податель жалобы указывает следующее: суды не учли, что по причине несоблюдения Департаментом сроков рассмотрения заявления предпринимателя нарушено его право на получение для строительства земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта строительства.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, и рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель 12.12.2012 обратился в Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области (далее - КУГИ) с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства - научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения. В качестве предполагаемого места размещения объекта строительства заявитель указал земельный участок ориентировочной площадью 3200 кв. м, расположенный в квартале 237 Великого Новгорода (кадастровый квартал 53:23:7023702) в территориальной зоне АТ.1.
КУГИ письмом от 21.12.2012 направил копию заявления предпринимателя и схему расположения земельного участка в Комитет архитектуры для подготовки акта выбора земельного участка, сбора информации о разрешенном использовании земельного участка, информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка.
Письмом от 22.01.2013 N 353 Комитет архитектуры сообщил КУГИ о том, что вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства рассматривается комиссией по сбору и выдаче технических условий, предварительных согласований и заключений при Администрации города, о чем предприниматель уведомлен письмом от 31.01.2013.
Администрация города постановлением от 16.04.2013 N 1754 утвердила схему расположения земельного участка площадью 2749 кв. м в квартале 237 Великого Новгорода на кадастровой карте квартала 53:23:7023702.
В газете "Новгород" от 01.05.2013 Администрация города проинформировала население о возможном (предстоящем) предоставлении земельного участка площадью 2749 кв. м в квартале 237 Великого Новгорода для размещения информационного центра.
На основании указа губернатора Новгородской области от 08.04.2013 N 80 и постановления администрации Новгородской области от 26.04.2013 N 250 КУГИ был переименован в Департамент.
Постановлением администрации Новгородской области от 15.04.2013 N 179 (далее - Постановление N 179) внесены изменения в постановление администрации Новгородской области от 22.09.2011 N 467 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах" (далее - Постановление N 467). В соответствии с этими изменениями предоставление земельного участка для строительства информационного центра, залов встреч и собраний, клубов многоцелевого и специального назначения стало возможно только на торгах. В связи с принятием Постановления N 179 Комитет архитектуры не направил в Департамент акт выбора испрашиваемого участка и в письме от 24.05.2013 N 3775 сообщил Департаменту о приостановлении работ по заявлению предпринимателя.
Приказом от 27.05.2013 N 1312 Департамент со ссылкой на новую редакцию Постановления N 467 отказал предпринимателю в предварительном согласовании места размещения научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения на испрашиваемом земельном участке в связи с тем, что предоставление земельного участка для строительства указанного объекта осуществляется по результатам торгов.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что отказ Департамента, выраженный в приказе от 27.05.2013 N 1312, является незаконным и нарушает право заявителя на получение земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно статьям 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления предпринимателя.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов необходимо предварительное согласование мест размещения объектов строительства.
Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 ЗК РФ такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном статьей 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, невозможно без проведения торгов.
Такой перечень случаев администрация Новгородской области установила в Постановлении N 467 (в редакции Постановления N 179), определив, в частности, что для строительства информационного центра, залов встреч и собраний, клубов многоцелевого и специального назначения, предоставление земельных участков, находящихся в собственности Новгородской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах.
Постановление N 467 в редакции Постановления N 179 является действующим. Данный нормативный правовой акт обязателен для применения органами, осуществляющими полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными в Великом Новгороде. После принятия и опубликования Постановления N 179 установленные им ограничения были правомерно учтены Департаментом при рассмотрении заявления предпринимателя. Департамент был не вправе принять решение о выборе названного участка и предоставлении его предпринимателю для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения названного объекта.
С учетом того, что на дату вынесения оспариваемого отказа новая редакция Постановления N 467 вступила в законную силу, в то время как по заявлению предпринимателя акт выбора не был оформлен и не утвержден в установленном порядке, не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ не противоречит положениям статей 30, 31 ЗК РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя, который не лишен возможности принять участие в торгах, поскольку Комитет архитектуры направил Департаменту документы для формирования спорного участка с целью выставления его торги.
Довод предпринимателя о нарушении Администрацией города и Департаментом четырехмесячного срока для принятия решения по заявлению о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, установленного пунктом 2.4 Административного регламента предоставления КУГИ государственной услуги по предварительному согласованию места размещения объекта на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в Великом Новгороде в пределах полномочий, установленных Областным законом от 15.12.2011 N 1125-ОЗ, утвержденного постановлением КУГИ от 24.02.2012 N 7, не может служить основанием для признания оспариваемого приказа Департамента незаконным и для обязания Департамента предоставить земельный участок для строительства по процедуре предварительного согласования в нарушение требований действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно отказали в удовлетворении требований предпринимателя, поэтому принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.11.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу N А44-4150/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Максимова Олега Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)