Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА ОТ 15.12.2014 ПО ДЕЛУ N А83-2814/2013(901/2814/13)

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу N А83-2814/2013(901/2814/13)


Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.14
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.14
Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:
председательствующего Сикорской Н.И.,
судей Заплавы Л.Н.,
Латынина О.А.,
при ведении протокола секретарем Лемиш В.В.
при участии представителей сторон:
от истца, не явился, Песчановский сельский совет
от ответчика, не явился, публичное акционерное общество "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец"
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец" на решение хозяйственного суда Республики Крым от 29 июля 2014 года по делу N 83-2814/2013 (председательствующий судья Потопальский С.С., судьи Ловягина Ю.Ю, Ищенко И.А.)
по иску Песчановского сельского совета
к Публичному акционерному обществу "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец"
о внесении изменений в договор аренды земельного участка

установил:

Песчановский сельский совет Бахчисарайского района обратился в суд с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец" о внесении изменений в договор аренды земельного участка, в котором (с учетом уточнений л.д. 126-129 т. 1) просил: внести изменения в договор аренды земли от 02 июня 2006 г., заключенным между Песчановским сельским советом и ООО "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец", зарегистрированным в Бахчисарайском отделе Крымского регионального филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра" при Госкомземе Украины от 29.06.2006 под N 040600400029, изложив пункт 4.1 Договора в следующей редакции: "Арендная плата за земельный участок установлена сторонами в сумме 632553 руб. в год и вносится на расчетный счет Песчановского сельского совета в сроки, предусмотренные законодательством".
Определением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 15.10.2013 г. произведена замена ответчика ООО "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец" на ПАО "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец".
Решением Хозяйственного суда республики Крым от 29.07.2014 г. исковые требования Песчановского сельского совета Бахчисарайского района удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, 28.08.2014 г. Публичное акционерное общество "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец" обратилось в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит, решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Доводи апелляционной жалобы обоснованы тем, что нормы действующего законодательства не содержат обязанности арендатора перечислять арендную плату (платить ее в большем размере) в случае законодательного изменения предельного размера этой платы.
Определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 08.10.2014 года апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции в порядке ст. 261 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с учетом положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с требованиями ст. ст. 121, 186 АПК РФ стороны о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют расписка, имеющаяся в материалах дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного заседания, а также отсутствие ходатайств об отложении слушания дела, рассмотрении жалобы без их участия, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии представителей сторон, поскольку неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на апелляционную жалобу Песчановский сельский совет просит апелляционную жалобу ПАО "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец" оставить без удовлетворения, решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 29.07.2014 г. без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
02.06.2006 г. между Песчановским сельским советом - "Арендодателем и ООО "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец" - "Арендатором" был заключен Договор аренды земли, в соответствии с условиями которого "Арендодатель" на основании ЗУ "Об аренде земли", ЗУ " О местном самоуправлении Украины", решения 3-й сессии 5 созыва N 55 передал, а "Арендатор" принял в срочное платное пользование земельный участок несельскохозяйственного назначения - земли оздоровительного назначения, по адресу: с. Песчаное ул. Набережная,2, на территории Песчановского сельского совета. (л.д. 11 т. 1)
Общая площадь переданного в аренду земельного участка составляет 15,8 га.
Пунктом 4.1 раздела 4 "Арендная плата" Договора установлено, что арендная плата установлена сторонами в денежной форме в размере 45 840 грн. в год, и вносится на счет Песчановского сельского совета.
В соответствии с пунктом 2.2 настоящего Договора денежная оценка земельного участка по состоянию на момент заключения договора аренды земли составляла 4583930,69 грн.
Вместе с тем, в п. 4.3, 4.4 Договора стороны предусмотрели, что размер арендной платы по соглашению сторон подлежит изменению в соответствии с изменениями, которые вносятся в действующее законодательство, а также в случае изменения хозяйствования, ухудшения состояния земельного участка не по вине арендодателя и арендатора, в случаях, предусмотренных действующим законодательством. В случае внесения изменений в договор подлежит перерегистрации в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 11.1 Договора все разногласия, связанные с арендой земельного участка разрешаются по соглашению сторон и оформляются в письменной форме, а в случае не достижения согласия - в судебном порядке.
Решением Песчановского сельского совета "Об утверждении методики определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды на территории Песчановского сельского совета" от 12.01.2011 N 79 утверждена методика определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды на территории Песчановского сельского совета. (л.д. 15 т. 1).
Также, пунктом 2, 3 указанного решения рекомендовано арендодателям и арендаторам земельных участков руководствоваться при заключении договоров аренды земли на территории Песчановского сельского совета утвержденной методикой определения размеров арендной платы. По взаимному согласию сторон, привести действующие договора аренды земли в соответствие с новой нормативной денежной оценкой земли и Методикой определения размера арендной платы, заключив необходимые соглашения.
Согласно пункта 3 Методики определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды земли для объектов рекреационного и оздоровительного назначения: санаториев, пансионатов, баз отдыха, туристических баз и кемпингов украинских, ранее имевших государственный акт постоянного пользования, размер арендной платы составляет 3% от нормативной денежной оценки земельного участка.
Согласно расчета размера арендной платы за земельный участок, переданный в аренду ПАО "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец" денежная оценка земельного участка на 12.01.2011 составляет 6201500 грн., соответственно размер арендной платы исходя из требований ст. 274 Налогового кодекса Украины - 186045 грн. (л.д. 14 т. 1)
С целью приведения Договора в соответствие с действующим законодательством, руководствуясь ст. 188 Хозяйственного кодекса Украины, истцом в адрес ответчика был направлен проект дополнительного соглашения от 12.01.2011 к договору аренды земли от 02.06.2006 в следующей редакции:
"1. П. 4.1 - изложить в следующей редакции: "Арендная плата за оговоренный земельный участок установлена сторонами в размере 3% от нормативной денежной оценки, что составляет 186045,00 грн. (сто восемьдесят шесть тысяч пять гривен 00 коп.) в год и вносится на расчетный счет Песчановского сельского совета в сроки предусмотренные законодательством - с 12 января 2011 г.
Данное соглашение ответчиком подписано не было, что послужило основанием для обращения с иском в суд для разрешения спора в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец, ссылаясь на п. 7 Положения "О порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период", утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 21 мая 2014 г. N 2150-6/14, в соответствии с которым показатели отчетности юридических лиц и физических лиц - предпринимателей по плате за землю, налогу на недвижимое имущество, фиксированному сельхозналогу за 2014 год перечисляются в рубли Российской Федерации из расчета 3,4 рубля за гривну, просил внести изменения в договор аренды земли от 02 июня 2006г, изложив пункт 4.1 Договора в следующей редакции: "Арендная плата за земельный участок установлена сторонами в сумме 632553 руб. в год и вносится на расчетный счет Песчановского сельского совета в сроки, предусмотренные законодательством".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для внесения изменений в договор аренды в редакции истца.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Севастопольский апелляционный хозяйственный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Учитывая, что правоотношения между сторонами возникли на основании законодательства Украины, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении спора применяет нормы материального права Украины, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент их возникновения.
Кроме того, в соответствии с ч. 1, 2 ст. 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается сторона, являющаяся, в частности, арендодателем - в договоре аренды.
Спорные правоотношения сторон возникли в 2011 году в связи с внесением изменений в договор аренды земли, арендодателем по которому, на момент заключения договора, являлся Песчановский сельский совет, Автономной Республики Крым, Украина.
Таким образом, данные правоотношения подпадают под правовое регулирование, как общих норм Гражданского кодекса Украины, так и специальных норм Земельного кодекса Украины, Налогового кодекса Украины и Закона Украины "Об аренде земли".
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 651, ч. 1 ст. 652 Гражданского кодекса Украины изменение или расторжение договора допускается только по соглашению сторон, если иное не установлено договором или законом. Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора второй стороной и в других случаях, установленных договором или законом, а также в случае существенных изменений обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора.
Согласно ч. 1 ст. 15 ЗУ "Об аренде земли", существенными условиями договора аренды земли являются:
- объект аренды (кадастровый номер, местоположение и размер земельного участка); срок действия договора аренды;
- арендная плата с указанием ее размера, индексации,
- форма платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату;
- условия использования и целевое назначение земельного участка, который передается в аренду;
- условия сохранения состояния объекта аренды;
- условия и сроки передачи земельного участка арендатору;
- условия возврата земельного участка арендодателю; существующие ограничения (обременения) по использованию земельного участка;
- определение стороны, которая несет риск случайного повреждения или уничтожения объекта аренды или его части;
- ответственность сторон;
- условия передачи в залог и внесение в уставный фонд права аренды земельного участка.
По соглашению сторон в договоре аренды земли могут указываться другие условия, в частности качественное состояние земельных угодий, порядок выполнения обязательств сторон, порядок страхования объекта аренды, порядок возмещения расходов на осуществление мероприятий по охране и улучшение объекта аренды, проведение мелиоративных работ, а также обстоятельства, которые могут повлиять на изменение или прекращение действия договора аренды и т.д. (ч. 3 ст. 15 Закона Украины " Об аренде земли").
Статьей 30 Закона Украины "Об аренде земли" предусмотрено, что изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон. В случае достижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке.
Итак, нормами действующего законодательства предусмотрена возможность изменения условий договора по решению суда по требованию одной из сторон в случаях, установленных договором или законом.
Статьей 1 Закона Украины "Об оценке земель" установлено, что нормативная денежная оценка земельных участков - капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный по установленным и утвержденным нормативам.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона Украины "Об оценке земель" нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, стоимости земельных участков площадью более 50 гектаров для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
Согласно части первой статьи 93 Земельного кодекса Украины и статьи 1 Закона Украины "Об аренде земли" право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Статей 13 Закона Украины "Об аренде земли" определено, что договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требований земельного законодательства.
В соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 632 Гражданского кодекса Украины цена в договоре устанавливается по соглашению сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается лишь в случаях и на условиях, установленных договором или законом.
Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" N 309-VI от 03.06.2008 в Закон Украины "Об аренде земли" были внесены изменения, в частности, ч. ч. 4 и 5 ст. 21 изложены в следующей редакции: "Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, поступает в соответствующие бюджеты, распределяется и используется в соответствии с законом и не может быть меньше: для земель сельскохозяйственного назначения размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины "О плате за землю"; для других категорий земель трехкратного размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины "О плате за землю". Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, не может превышать 12 процентов их нормативной денежной оценки. При этом в случае определения арендатора на конкурентных началах может быть установлен больший размер арендной платы, чем указанный в этой части".
В связи с введением в действие Налогового кодекса Украины с 01.01.2011 Закон Украины "О плате за землю" утратил силу. Вопрос уплаты налога на землю и оплаты арендной платы за пользование земельным участком с 01.01.2011 регулируется исключительно Налоговым кодексом Украины.
В соответствии с требованиями ст. 287 Налогового кодекса Украины собственник земли и землепользователь вносят плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.
Статьей 21 Закона Украины "Об аренде земли" установлено, что арендная плата за землю это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды, кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые устанавливаются в соответствии с Разделом XIII Налогового кодекса Украины.
Исчисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции, если иное не предусмотрено договором аренды.
Размер арендной платы за земельные участки устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, устанавливаемого разделом ХIII Налогового кодекса Украины; для других категорий земель - трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого настоящим разделом, а также не может превышать для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, включая технологическую инфраструктуру таких объектов (производственные помещения, базы, распределительные пункты (устройства), электрические подстанции, электрические сети), - 3 процента нормативной денежной оценки; для других земельных участков, предоставленных в аренду, - 12 процентов нормативной денежной оценки (ст. ст. 288.5 - 288.5.2 раздела ХIII Налогового кодекса Украины).
Частью 4 статьи 11 Гражданского кодекса Украины установлено, что гражданские права и обязанности возникают непосредственно из актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым или органов местного самоуправления.
Согласно статье 144 Конституции Украины органы местного самоуправления в пределах полномочий определенных законом, принимают решения, которые являются обязательными к исполнению на соответствующей территории.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 73 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" акты совета, сельского, поселкового, городского председателя, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае ее создания) совета, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающих на соответствующей территории. Местные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации, а также граждане несут установленную законом ответственность перед органами местного самоуправления за причиненный местному самоуправлению вред их действиями или бездействием, а также в результате невыполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах предоставленных им полномочий.
Так, решением Песчановского сельского совета N 79 от 12.01.2011 утверждена методика определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды на территории Песчановского сельского совета, пунктом 3 данной Методики определен размер арендной платы при заключении договоров аренды земли для объектов рекреационного и оздоровительного назначения: санаториев, пансионатов, баз отдыха, туристических баз и кемпингов украинских, ранее имевших государственный акт постоянного пользования, в соответствии с которым, размер арендной платы составляет 3% от нормативной денежной оценки земельного участка.
Изменение размера арендной платы также предусмотрено п. 4.4 Договора.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является регулируемой ценой и может быть пересмотрена, после заключения договора аренды земли, является законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 9.1.10 пункта 9.1 статьи 9 и подпункта 14.147 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является общегосударственным налогом.
Вместе с тем, коллегия судей обращает внимание на следующее.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 утверждено "Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходной период" (далее - Положение).
Пунктом 1 указанного Положения предусмотрено, что в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" до 1 января 2015 года на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 17 марта 2014, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
В соответствии с пунктом 21 Положения Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины, применяется на территории Республики Крым в отношении:
- юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - со дня внесения сведений в указанные государственные реестры;
- филиалов и представительств российских организаций, созданных на территории Республики Крым, - со дня внесения сведений об их создании в Единый государственный реестр юридических лиц;
- иных обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территории Республики Крым после 18 марта 2014,- со дня создания обособленного подразделения.
Земельный налог уплачивается лицами, указанными в абзацах втором- четвертом настоящего пункта, в соответствии с Налоговым кодексом Украины.
Аналогичная правовая позиция закреплена в Постановлении Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1752-6/14 "О функционировании бюджетной системы на территории Республики Крым.
С учетом изложенного, налоговые обязательства юридических лиц и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым до конца 2014 года регламентируются Налоговым кодексом Украины, в редакции закона по состоянию на 17 марта 2014 года.
Таким образом, к данным правоотношения подлежат применению нормы Налогового кодекса Украины, в редакции закона, которая действовала до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя".
В соответствии с требованиями ст. 30 Закона Украины "Об аренде земли" изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному соглашению сторон. В случае не достижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке.
Также, пунктом 4.3, 11.1 Договора предусмотрено, что размер арендной платы по соглашению сторон подлежит изменению в соответствии с изменениями, которые вносятся в действующее законодательство. Все разногласия, связанные с арендой земельного участка разрешаются по соглашению сторон и оформляются в письменной форме, а в случае не достижения согласия - в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, истцом в адрес ответчика был направлен проект дополнительного соглашения от 12.01.2011 г. о внесении изменений в договор аренды земли от 02.06.2006 г., от подписания которого ответчик отказался.
Поскольку согласие относительно изменения условий договора аренды земли не достигнуто, между сторонами существует спор, который подлежит разрешению в судебном порядке.
Статьей 188 Хозяйственного кодекса Украины установлено, что изменение и расторжение хозяйственных договоров в одностороннем порядке не допускаются, если иное не предусмотрено законом или договором. Сторона договора, которая считает необходимым изменить или расторгнуть договор, должна направить предложение об этом второй стороне по договору. Сторона договора, которая получила предложение об изменении или расторжении договора, в двадцатидневный срок после получения предложения извещает вторую сторону о результатах ее рассмотрения. В случае если стороны не достигли согласия относительно изменения (расторжения) договора или в случае неполучения ответа в установленный срок с учетом времени почтового обращения, заинтересованная сторона имеет право передать спор на решение суда.
Вместе с тем, Пленум Высшего хозяйственного суда Украины в п. 2.19 постановления N 6 от 17.05.2011 г. "О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, возникающих из земельных отношений" разъяснил, что в случае не достижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке. Поскольку арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является регулируемой ценой, то законодательное изменение предельного размера этой платы может быть основанием для пересмотра размера арендной платы, установленной условиями договора. При этом направление ответчику предложений по внесению изменений в договор аренды является правом, а не обязанностью истца, поэтому несоблюдение последним требований части второй статьи 188 ГК Украины о передаче другой стороне предложений об изменении условий договора не лишает его права обратиться в хозяйственный суд с иском об изменении условий договора.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного суда Украины от 20.11.2012 по делу N 28/5005/640/2012 со ссылкой на решение Конституционного Суда Украины от 9 июля 2002 года N 15-рп/2002 (дело о досудебном урегулировании споров).
Следовательно, несоблюдение или соблюдение истцом порядка досудебного урегулирования спора на момент подачи данного искового заявления по правилам, предусмотренным Хозяйственным процессуальным кодексом Украины, не может влиять на решение спора по существу.
С учетом изложенного, поскольку нормами действующего законодательства предусмотрена возможность изменения условий договора аренды земли по решению суда по требованию одной из сторон в случаях, установленных договором или законом, а арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является регулируемой ценой, суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для пересмотра в судебном порядке размера арендной платы, установленной условиями договора аренды земли, в связи с чем, апелляционная жалоба ПАО "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец" не подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд-

постановил:

Апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Санаторий для родителей с детьми "Черноморец" оставить без удовлетворения, решение хозяйственного суда Республики Крым от 29 июля 2014 года по делу N 83-2814/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ.

Председательствующий
Н.И.СИКОРСКАЯ

Судьи
Л.Н.ЗАПЛАВА
О.А.ЛАТЫНИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)