Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Махнача Евгения Дмитриевича (ИНН 230808044437, ОГРНИП 306230827600025) - Баранчи А.А. (доверенность от 28.05.2013), от органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954) - Хилая В.В. (доверенности от 12.01.2015 и от 30.12.2014), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-653/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Махнач Евгений Дмитриевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация, департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду на три года земельного участка площадью 80 кв. м с размерами 8 х 10 м, расположенного в кадастровом квартале 23:43:0414008 между многоквартирными жилыми домами N 11, 11/1, 15 по улице Тюляева в городе Краснодаре, (далее - земельный участок) для размещения торгового павильона из сборно-разборных конструкций, о понуждении к утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, к обеспечению подготовки информации о земельном участке и ее заблаговременному опубликованию (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015, решение об отказе в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка для размещения торгового павильона из сборно-разборных конструкций признан незаконным, администрация присуждена к опубликованию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду для размещения торгового павильона из сборно-разборных конструкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы соблюдением заявителем порядка подачи заявления и представления необходимого пакета документов, отсутствием препятствий в предоставлении земельного участка в аренду, преждевременностью выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории до опубликования информации о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду и возможным ущемлением такой выдачей прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе иных претендентов на использование земельного участка.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, настаивая на том, что размещение нестационарных торговых объектов в силу закона осуществляется путем проведения конкурса с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии с соответствующей схемой размещения, предприниматель не заказывал и ему не оказывалась муниципальная услуга по предоставлению права на размещение нестационарных торговых объектов.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что предприниматель неоднократно обращался в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду на три года земельного участка для размещения торгового павильона из сборно-разборных конструкций. По поручению администрации департамент письмами от 15.08.2013 N 29/9498 и от 12.12.2013 N 29/13546 известил предпринимателя о принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка в связи с расположением в его границах магистральных сетей инженерных коммуникаций.
Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается возможность включения в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Правом на обращение в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов обладает только заинтересованное лицо. Заинтересованными являются лица, чьи имущественные права и (или) охраняемые законом интересы могут быть восстановлены в результате удовлетворения иска (статья 4 Кодекса, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со статьей 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции (далее - Земельный кодекс), согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Соблюдение вышеназванных принципов обеспечивается необходимостью подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременной публикации такой информации. В определении от 25.11.2010 N 1549-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что приведенные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях обеспечения выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в установленном законом порядке. После представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия такого решения (пункты 4, 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса).
В ситуации, когда на один и тот же земельный участок претендуют несколько лиц, предоставление в аренду одному из них влечет нарушение закрепленного в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса принципа сочетания интересов общества и конкретных граждан, а выставление на торги права на заключение договора аренды земельного участка позволит обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Соответствующий правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 применительно к процедуре предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, но, в силу его универсальности, он может быть распространен и на случаи предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и осуществление муниципального земельного контроля отнесены статьями 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа и внутригородского района, а согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" императивно определено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю в отведенных органами исполнительной власти местах.
Пунктами 2, 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) к целям его применения отнесены развитие торговой деятельности в целях обеспечения доступности товаров для населения, обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих торговую деятельность, а также населения. Закон N 381-ФЗ регулирует отношения, возникающие в том числе между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности. Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Закона N 381-ФЗ). Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ). Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при ее организации и осуществлении, в силу части 2 статьи 8 Закона N 381-ФЗ, самостоятельно определяют вид торговли (оптовая, розничная торговля), способ торговли (с использованием торговых объектов, без такового), тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный, нестационарный). Статьей 10 Закона N 381-ФЗ определено, что размещение нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках осуществляется в соответствии с разрабатываемой и утверждаемой органом местного самоуправления схемой их размещения. При этом учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Такая схема подлежит официальному опубликованию как муниципальный правовой акт.
Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 28.02.2007 N 182 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар" и разработанным в целях создания условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, размещение нестационарных торговых объектов предписано осуществлять путем проведения соответствующего конкурса, ответственным за проведение и организатором которого назначено управление торговли и бытового обслуживания населения администрации. При составлении схемы размещения нестационарных торговых объектов учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, и достижения установленных субъектом Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов муниципального образования город Краснодар. По результатам конкурса победителю предоставляется право размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой, что оформляется соответствующим договором. В числе документов, содержащих сведения, подтверждающие соответствие заявителя конкурсным условиям, указан согласованный с департаментом архитектуры и градостроительства администрации эскиз (дизайн-проект) нестационарного торгового объекта, являющийся по сути предложением по оборудованию нестационарного торгового объекта и прилегающей территории в едином архитектурно-дизайнерском стиле, а также одним из критериев оценки и сопоставления конкурсной заявки. Фактическое размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения, их внешний вид должен соответствовать эскизу (дизайн-проекту).
Системное толкование приведенных нормативных положений позволяет сделать выводы о том, что нестационарный торговый объект может быть размещен на публичных землях муниципального образования город Краснодар только при условии его включения в разрабатываемую и утверждаемую органом местного самоуправления схему размещения нестационарных торговых объектов, а право на такое размещение предоставляется по результатам конкурса и оформляется соответствующим договором.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) и статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. По заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса, а если после - то с момента проведения государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Применительно к названным нормам жилищного законодательства Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 67 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, то земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций не установили обстоятельства, связанные с включением нестационарного торгового объекта предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов, проведением конкурса по предоставлению права на такое размещение, участием в нем предпринимателя, формированием земельных участков под многоквартирными домами, между которыми предпринимателем планировалось размещение нестационарного торгового объекта, наличием возможности формирования земельного участка для размещения такого объекта без нарушения прав собственников помещений названных многоквартирных жилых домов.
Без установления названных обстоятельств и надлежащей оценки подтверждающих их доказательств выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности решения об отказе в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка для размещения торгового павильона, о соблюдении заявителем порядка подачи заявления и представления пакета необходимых документов, об отсутствии препятствий в предоставлении земельного участка в аренду и о нарушении оспариваемым решением органа местного самоуправления прав и законных интересов заявителя не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Кодекса обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А32-653/2014 отменить.
Дело N А32-653/2014 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2015 N Ф08-2368/2015 ПО ДЕЛУ N А32-653/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. по делу N А32-653/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Махнача Евгения Дмитриевича (ИНН 230808044437, ОГРНИП 306230827600025) - Баранчи А.А. (доверенность от 28.05.2013), от органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954) - Хилая В.В. (доверенности от 12.01.2015 и от 30.12.2014), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-653/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Махнач Евгений Дмитриевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация, департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду на три года земельного участка площадью 80 кв. м с размерами 8 х 10 м, расположенного в кадастровом квартале 23:43:0414008 между многоквартирными жилыми домами N 11, 11/1, 15 по улице Тюляева в городе Краснодаре, (далее - земельный участок) для размещения торгового павильона из сборно-разборных конструкций, о понуждении к утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, к обеспечению подготовки информации о земельном участке и ее заблаговременному опубликованию (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015, решение об отказе в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка для размещения торгового павильона из сборно-разборных конструкций признан незаконным, администрация присуждена к опубликованию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду для размещения торгового павильона из сборно-разборных конструкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы соблюдением заявителем порядка подачи заявления и представления необходимого пакета документов, отсутствием препятствий в предоставлении земельного участка в аренду, преждевременностью выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории до опубликования информации о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду и возможным ущемлением такой выдачей прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе иных претендентов на использование земельного участка.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, настаивая на том, что размещение нестационарных торговых объектов в силу закона осуществляется путем проведения конкурса с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии с соответствующей схемой размещения, предприниматель не заказывал и ему не оказывалась муниципальная услуга по предоставлению права на размещение нестационарных торговых объектов.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что предприниматель неоднократно обращался в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду на три года земельного участка для размещения торгового павильона из сборно-разборных конструкций. По поручению администрации департамент письмами от 15.08.2013 N 29/9498 и от 12.12.2013 N 29/13546 известил предпринимателя о принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка в связи с расположением в его границах магистральных сетей инженерных коммуникаций.
Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается возможность включения в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Правом на обращение в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов обладает только заинтересованное лицо. Заинтересованными являются лица, чьи имущественные права и (или) охраняемые законом интересы могут быть восстановлены в результате удовлетворения иска (статья 4 Кодекса, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со статьей 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции (далее - Земельный кодекс), согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Соблюдение вышеназванных принципов обеспечивается необходимостью подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременной публикации такой информации. В определении от 25.11.2010 N 1549-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что приведенные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях обеспечения выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в установленном законом порядке. После представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия такого решения (пункты 4, 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса).
В ситуации, когда на один и тот же земельный участок претендуют несколько лиц, предоставление в аренду одному из них влечет нарушение закрепленного в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса принципа сочетания интересов общества и конкретных граждан, а выставление на торги права на заключение договора аренды земельного участка позволит обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Соответствующий правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 применительно к процедуре предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, но, в силу его универсальности, он может быть распространен и на случаи предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и осуществление муниципального земельного контроля отнесены статьями 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа и внутригородского района, а согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" императивно определено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю в отведенных органами исполнительной власти местах.
Пунктами 2, 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) к целям его применения отнесены развитие торговой деятельности в целях обеспечения доступности товаров для населения, обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих торговую деятельность, а также населения. Закон N 381-ФЗ регулирует отношения, возникающие в том числе между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности. Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Закона N 381-ФЗ). Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ). Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при ее организации и осуществлении, в силу части 2 статьи 8 Закона N 381-ФЗ, самостоятельно определяют вид торговли (оптовая, розничная торговля), способ торговли (с использованием торговых объектов, без такового), тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный, нестационарный). Статьей 10 Закона N 381-ФЗ определено, что размещение нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках осуществляется в соответствии с разрабатываемой и утверждаемой органом местного самоуправления схемой их размещения. При этом учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Такая схема подлежит официальному опубликованию как муниципальный правовой акт.
Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 28.02.2007 N 182 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар" и разработанным в целях создания условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, размещение нестационарных торговых объектов предписано осуществлять путем проведения соответствующего конкурса, ответственным за проведение и организатором которого назначено управление торговли и бытового обслуживания населения администрации. При составлении схемы размещения нестационарных торговых объектов учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, и достижения установленных субъектом Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов муниципального образования город Краснодар. По результатам конкурса победителю предоставляется право размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой, что оформляется соответствующим договором. В числе документов, содержащих сведения, подтверждающие соответствие заявителя конкурсным условиям, указан согласованный с департаментом архитектуры и градостроительства администрации эскиз (дизайн-проект) нестационарного торгового объекта, являющийся по сути предложением по оборудованию нестационарного торгового объекта и прилегающей территории в едином архитектурно-дизайнерском стиле, а также одним из критериев оценки и сопоставления конкурсной заявки. Фактическое размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения, их внешний вид должен соответствовать эскизу (дизайн-проекту).
Системное толкование приведенных нормативных положений позволяет сделать выводы о том, что нестационарный торговый объект может быть размещен на публичных землях муниципального образования город Краснодар только при условии его включения в разрабатываемую и утверждаемую органом местного самоуправления схему размещения нестационарных торговых объектов, а право на такое размещение предоставляется по результатам конкурса и оформляется соответствующим договором.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) и статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. По заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса, а если после - то с момента проведения государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Применительно к названным нормам жилищного законодательства Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 67 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, то земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций не установили обстоятельства, связанные с включением нестационарного торгового объекта предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов, проведением конкурса по предоставлению права на такое размещение, участием в нем предпринимателя, формированием земельных участков под многоквартирными домами, между которыми предпринимателем планировалось размещение нестационарного торгового объекта, наличием возможности формирования земельного участка для размещения такого объекта без нарушения прав собственников помещений названных многоквартирных жилых домов.
Без установления названных обстоятельств и надлежащей оценки подтверждающих их доказательств выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности решения об отказе в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка для размещения торгового павильона, о соблюдении заявителем порядка подачи заявления и представления пакета необходимых документов, об отсутствии препятствий в предоставлении земельного участка в аренду и о нарушении оспариваемым решением органа местного самоуправления прав и законных интересов заявителя не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Кодекса обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А32-653/2014 отменить.
Дело N А32-653/2014 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)