Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению гражданина Деревягина К.А. о признании недействующим абзаца пятого пункта 3 статьи V приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 декабря 2010 г. N 1907 "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками" по апелляционной жалобе Дерягина К.А. на решение Воронежского областного суда от 15 июля 2014 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
гражданин Деревягин К.А. (далее - гражданин) обратился в Воронежский областной суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу абзаца 5 пункта 3 статьи V Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - департамент имущественных и земельных отношений) от 28 декабря 2010 г. N 1907 в части указания на предоставление земельных участков для установки металлических гаражей в непосредственной близости от места жительства льготным категориям граждан: инвалидам I, II групп, - исключающего по смыслу инвалидов III группы, получивших автомобиль бесплатно по линии социальной защиты, из указанной категории граждан.
Решением Воронежского областного суда от 15 июля 2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Деревягин К.А. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в котором просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя, оспариваемая норма ограничивает его права как инвалида III группы, получившего бесплатно автомобиль по линии социальной защиты, на предоставление ему земельного участка в непосредственной близости от места жительства для установки металлического гаража, поскольку охватывает только инвалидов I и II группы, что противоречит Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), который закрепляет социальные гарантии для инвалидов независимо от группы.
Заявитель и представитель департамента имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Департаментом имущественных и земельных отношений издан приказ от 28 декабря 2010 г. N 1907 "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками".
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи V указанного Положения земельные участки для установки металлических гаражей предоставляются в непосредственной близости от места жительства льготным категориям граждан (инвалидам I, II групп, участникам ВОВ и приравненным к ним категориям граждан), имеющим на праве собственности транспортное средство.
Данный приказ является нормативно-правовым актом, издан уполномоченным органом и опубликован 28 января 2012 г. в официальном органе печати - газете "Воронежский курьер", N 9.
Полагая, что данный приказ нарушает предоставленные ему федеральным законодательством как инвалиду III группы права на социальные гарантии, Деревягин К.А. обратился с заявлением в областной суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к выводу о том, что указанный нормативный правовой акт и Закон о социальной защите инвалидов имеют различные предметы регулирования, в связи с чем спорное положение не может считаться противоречащим нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка оспариваемой заявителем нормы на ее соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу и регулирующему отношения в сфере обеспечения и предоставления социальных гарантий инвалидам.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
К числу таких гарантий относятся также положения статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов, закрепляющие указанной категории граждан право на места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения, которые предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
Деревягин К.А. является инвалидом III группы, получившим по линии социальной защиты специальное автотранспортное средство бесплатно.
Постановлением Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж от 15 февраля 2011 г. N 124 Деревягину К.А. разрешена установка временного металлического гаража на земле общего пользования в квартале жилой застройки по адресу: г. Воронеж, ул. Минская, д. 19, корп. 2 сроком до пяти лет. В порядке дальнейшего оформления документов гражданин обратился в департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка.
Однако письмом от 27 июня 2013 г. N 52-17-9197з департамент имущественных и земельных отношений сообщил заявителю о том, что законные основания для предоставления испрашиваемого земельного участка отсутствуют, поскольку в соответствии с Положением о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденным приказом департамента имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2010 г. N 1907, он не относится к льготной категории граждан, а именно: инвалидам I, II групп, участникам ВОВ и приравненным к ним категориям граждан, - имеющим данное право.
В данном случае нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации ограничил права инвалидов III группы на получение мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства по сравнению с правами, установленными федеральным законом.
Довод суда о том, что указанные нормативные акты имеют различный предмет регулирования, ошибочен, поскольку они направлены на обеспечение доступа инвалидов к транспорту в непосредственной близости от места жительства.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Воронежского областного суда от 15 июля 2014 г. отменить.
Признать не действующим абзац пятый пункта 3 статьи V Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 декабря 2010 г. N 1907 "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками" в части указания на предоставление земельных участков для установки металлических гаражей в непосредственной близости от места жительства льготным категориям граждан: инвалидам I, II групп.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.11.2014 ПО ДЕЛУ N 14-АПГ14-16
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. по делу N 14-АПГ14-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению гражданина Деревягина К.А. о признании недействующим абзаца пятого пункта 3 статьи V приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 декабря 2010 г. N 1907 "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками" по апелляционной жалобе Дерягина К.А. на решение Воронежского областного суда от 15 июля 2014 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
гражданин Деревягин К.А. (далее - гражданин) обратился в Воронежский областной суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу абзаца 5 пункта 3 статьи V Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - департамент имущественных и земельных отношений) от 28 декабря 2010 г. N 1907 в части указания на предоставление земельных участков для установки металлических гаражей в непосредственной близости от места жительства льготным категориям граждан: инвалидам I, II групп, - исключающего по смыслу инвалидов III группы, получивших автомобиль бесплатно по линии социальной защиты, из указанной категории граждан.
Решением Воронежского областного суда от 15 июля 2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Деревягин К.А. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в котором просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя, оспариваемая норма ограничивает его права как инвалида III группы, получившего бесплатно автомобиль по линии социальной защиты, на предоставление ему земельного участка в непосредственной близости от места жительства для установки металлического гаража, поскольку охватывает только инвалидов I и II группы, что противоречит Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), который закрепляет социальные гарантии для инвалидов независимо от группы.
Заявитель и представитель департамента имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Департаментом имущественных и земельных отношений издан приказ от 28 декабря 2010 г. N 1907 "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками".
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи V указанного Положения земельные участки для установки металлических гаражей предоставляются в непосредственной близости от места жительства льготным категориям граждан (инвалидам I, II групп, участникам ВОВ и приравненным к ним категориям граждан), имеющим на праве собственности транспортное средство.
Данный приказ является нормативно-правовым актом, издан уполномоченным органом и опубликован 28 января 2012 г. в официальном органе печати - газете "Воронежский курьер", N 9.
Полагая, что данный приказ нарушает предоставленные ему федеральным законодательством как инвалиду III группы права на социальные гарантии, Деревягин К.А. обратился с заявлением в областной суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к выводу о том, что указанный нормативный правовой акт и Закон о социальной защите инвалидов имеют различные предметы регулирования, в связи с чем спорное положение не может считаться противоречащим нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка оспариваемой заявителем нормы на ее соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу и регулирующему отношения в сфере обеспечения и предоставления социальных гарантий инвалидам.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
К числу таких гарантий относятся также положения статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов, закрепляющие указанной категории граждан право на места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения, которые предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
Деревягин К.А. является инвалидом III группы, получившим по линии социальной защиты специальное автотранспортное средство бесплатно.
Постановлением Управы Железнодорожного района городского округа г. Воронеж от 15 февраля 2011 г. N 124 Деревягину К.А. разрешена установка временного металлического гаража на земле общего пользования в квартале жилой застройки по адресу: г. Воронеж, ул. Минская, д. 19, корп. 2 сроком до пяти лет. В порядке дальнейшего оформления документов гражданин обратился в департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка.
Однако письмом от 27 июня 2013 г. N 52-17-9197з департамент имущественных и земельных отношений сообщил заявителю о том, что законные основания для предоставления испрашиваемого земельного участка отсутствуют, поскольку в соответствии с Положением о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденным приказом департамента имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2010 г. N 1907, он не относится к льготной категории граждан, а именно: инвалидам I, II групп, участникам ВОВ и приравненным к ним категориям граждан, - имеющим данное право.
В данном случае нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации ограничил права инвалидов III группы на получение мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства по сравнению с правами, установленными федеральным законом.
Довод суда о том, что указанные нормативные акты имеют различный предмет регулирования, ошибочен, поскольку они направлены на обеспечение доступа инвалидов к транспорту в непосредственной близости от места жительства.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Воронежского областного суда от 15 июля 2014 г. отменить.
Признать не действующим абзац пятый пункта 3 статьи V Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 декабря 2010 г. N 1907 "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками" в части указания на предоставление земельных участков для установки металлических гаражей в непосредственной близости от места жительства льготным категориям граждан: инвалидам I, II групп.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)