Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Беспятова Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Илларионова А.В.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Филимонова Д.И.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании 23 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе Р. на решение Омского районного суда Омской области от 07 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Жалобу Р. на действия Администрации Омского муниципального района Омской области, связанные с предложением предоставления земельного участка в собственность, признании незаконным решения, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя Р. - Ч. и пояснения представителя Администрации Омского муниципального района Омской области С., судебная коллегия
установила:
Р. обратилась в суд с заявлением о признании действий и решения Администрации Омского муниципального района Омской области незаконными, ссылаясь на то, что Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 19.07.2012 ее семью в составе ее, и <...> несовершеннолетних детей поставили на очередь в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка находящегося в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
Согласно извещению о предоставлении земельного участка от 02.12.2013 ей был предложен земельный участок площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено в <...> м относительно жилого дома имеющего адрес: <...> для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
18.12.2013 в адрес Администрации Омского муниципального района она направила заявление, в котором уведомила их, что ее семья проживает, учится и работает в городе Омске и в непосредственной близости от него, в связи с чем предложение им земельного участка расположенного в <...> км от города Омска без постоянного транспортного сообщения с ним, является не уместным и противоречащим действующему законодательству, в связи с чем просила предложить ей земельный участок из другого кадастрового квартала из иного перечня.
20.01.2014 из Администрации Омского муниципального района ею был получен ответ, в котором указано, что заявление от 18.12.2013 расценено как отказ от предложенного земельного участка с кадастровым номером N <...>, и что в соответствии с действующим Порядком ей было направлено извещение о предложении земельного участка от 25.12.2013, в соответствии с которым ей предлагали земельный участок с кадастровым номером N <...>, местоположение которого установлено примерно в <...> м по направлению на <...> относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
Таким образом Администрация Омского муниципального района второй раз предложила ей земельный участок из того же перечня из которого предлагала ранее, что противоречит действующему законодательству.
Просила признать незаконным решение в извещении Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.12.2013; обязать устранить нарушение, обязав Администрацию Омского муниципального района предложить земельный участок из другого перечня.
Р. в судебное заседание не явилась.
Представитель Р. - Ч. в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил признать незаконным действия должностных лиц, нарушающих законный порядок, разработанный в соответствии со ст. 7.1 Закона Омской области от 08.06.2006 года N 173-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" и определяет процедуру учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и выбора земельных участков.
В судебном заседании представитель Администрации Омского муниципального района Омской области С. заявленные требования не признал. Пояснил, что участки, предложенные заявителю, находятся в разных перечнях. Учет земельных участков формируется в перечень на основании даты постановки земельного участка на кадастровый учет. После направления извещения о предложении выбрать земельный участок, Администрация ждет ответа в течение 5 дней со дня уведомления. Один и тот же участок предлагается нескольким семьям после того, как предыдущие отказались.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Р. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в нарушение порядка семьям, вставшим на учет ранее ее семьи, земельные участки не предлагались, что ставит под сомнение законность предложение ее семье земельного участка из перечня утвержденного 17.12.2013. Таким образом, А. Омского муниципального района нарушается очередность предложения гражданам земельных участков. Судом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайств об истребовании доказательств, которые могут подтвердить факт нарушения порядка предоставления земельных участков.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Согласно ч. 1 ст. 7.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" в случаях, установленных настоящей статьей, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Омской области или муниципальной собственности, бесплатно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, в том числе, семьям, зарегистрированным в качестве многодетных семей в соответствии с областным законодательством.
В силу ч. 5 ст. 7.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ порядок учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок предложения гражданам земельных участков устанавливаются Правительством Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 29.06.2011 N 115-п "О мерах по реализации Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" утвержден Порядок учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и предложения гражданам земельных участков.
Согласно п. 20 Порядка гражданину предлагается один земельный участок из перечня земельных участков, свободных от прав третьих лиц, утвержденного органом, осуществляющим распоряжение земельными участками.Очередность предложения земельных участков гражданам определяется датой утверждения перечня и нумерацией земельных участков в перечне. Нумерация земельных участков в перечне осуществляется исходя из даты их постановки на кадастровый учет. В случае совпадения даты постановки земельных участков на кадастровый учет очередность определяется значением единиц кадастрового деления, начиная с кадастровых районов (от меньшего к большему).
Гражданин, имеющий право на получение земельного участка в соответствии с очередностью постановки на учет, определенной порядковым номером в Книге учета граждан, и целью предоставления земельного участка (либо его представитель), при наличии свободного земельного участка, включенного в перечень и не предлагавшегося гражданину ранее, в течение пяти рабочих дней извещается об этом органом местного самоуправления в письменной форме (п. 21 Порядка).
Гражданин в течение пяти рабочих дней со дня вручения ему извещения, указанного в пункте 21 настоящего Порядка, обращается в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, с заявлением о предоставлении земельного участка (п. 22 Порядка).
В случае если гражданин отказался от предложенного земельного участка (в том числе не обратился в течение срока, указанного в пункте 22 настоящего Порядка, за предоставлением земельного участка в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками), данный земельный участок предлагается другим гражданам в соответствии с требованиями, установленными настоящим разделом. При этом гражданин, отказавшийся от предложенного земельного участка, сохраняет право на получение в соответствии с настоящим Порядком земельного участка из иного перечня (п. 24 Порядка).
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области N <...> от 19.07.2012 многодетная семья в составе: мать - Р., несовершеннолетние дети - <...>, поставлена на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, находящегося в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства (л.д. <...>).
Апелляционным определением судебной коллегии Омского областного суда от 15.05.2013 отменено решение Омского районного суда Омской области от 21.02.2013 в части отказа в удовлетворении требования Р. о признании постановления Администрации Омского муниципального района Омской области N <...> от 25.01.2013, которым многодетная семья Р. снята с указанного учета в связи утратой оснований, дающих право на получение земельного участка, незаконным, данное постановление признано несоответствующим закону, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 31.10.2013 N <...> внесено изменение в постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.01.2013 N N <...>, в результате которого многодетная семья в составе: мать - Р., несовершеннолетние дети - <...> совершеннолетний сын - <...>., восстановлены в списке граждан, состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, находящегося в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства (л.д. <...>).
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области N N <...> от 05.11.2013 утвержден Перечень земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность на территории Омского муниципального района Омской области отдельным категориям граждан, согласно приложению.
В соответствии с приложением к указанному постановлению земельный участок, с кадастровым номером N <...>, местоположение которого установлено примерно в <...> м по направлению на <...> относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...> входит в данный перечень земельных участков (л.д. <...>).
02.12.2013 в адрес Р. и ее <...> несовершеннолетних детей А. Омского муниципального района было направлено извещение о предложении земельного участка, которым семье заявителя был предложен земельный участок с кадастровым номером N <...>, для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д. <...>).
От указанного земельного участка заявитель отказалась, направив в Администрацию Омского муниципального района заявление от 18.12.2013 (л.д. <...>).
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области N <...> от 17.12.2013 был утвержден перечень земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность на территории Омского муниципального района Омской области отдельным категориям граждан, согласно приложению.
В данный перечень земельных участков, являющийся приложением к указанному постановлению, включено 29 земельных участков, в том числе, под первым номером земельный участок с кадастровым номером N <...> (л.д. <...>).
25.12.2013 семье заявителя было направлено извещение о предложении земельного участка, в соответствии с которым предложен земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено примерно в <...> м по направлению на <...> относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д. <...>).
Из пояснений начальника Управления социальной политики Администрации Омского муниципального района Омской области <...>., данных ею в судебном заседании в районном суде, следует, что на 17.12.2013 - дату утверждения перечня земельных участков, семья Рейншмит числилась в списке очередников под номером 30, что подтверждается книгой учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков. После утверждения перечня земельных участков от 17.12.2013, 20.12.2012 А. ОМР Омской области двадцати девяти гражданам, стоящим в очереди на получение земельных участков, согласно их порядковых номеров в очереди, были направлены извещения о предложении земельных участков из данного перечня. Семье <...>, как числящейся первыми в списке очередников, был предложен первый в перечне участок с кадастровым номером N <...>, местоположение которого установлено примерно в <...> м по направлению на <...> относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>. 23.12.2013 от семьи <...> в Администрацию ОМР Омской области поступил письменный отказ от предложенного земельного участка. Поскольку семья Р. числилась в списке очередников под номером 30, 25.12.2013 им было направлено извещение о предложении указанного земельного участка.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу об отсутствии со стороны Администрации Омского муниципального района Омской области нарушения установленного Постановлением Правительства Омской области от 29.06.2011 N 115-п порядка предложения гражданам земельных участков, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Р. требований. Мотивы судом приведены в решении.
При этом суд обоснованно указал на то, что отказ от предложенного земельного участка не лишает права на получение земельного участка из иного перечня земельных участков и действующим законодательством не ограничивается количество возможных отказов от предложенных земельных участков.
Ссылки в жалобе на нарушение очередности предложения гражданам земельных участков, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства предметом рассмотрения по настоящему делу не являлись.
Отказывая в удовлетворении ходатайства представителя Р. - Ч. об истребовании документов, суд правомерно исходил из того, что данное ходатайство направлено на истребование доказательств по требованиям, которые не были заявлены в данном деле, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Омского районного суда Омской области от 07 февраля 2014 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2347/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу N 33-2347/2014
Председательствующий: Беспятова Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Илларионова А.В.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Филимонова Д.И.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании 23 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе Р. на решение Омского районного суда Омской области от 07 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Жалобу Р. на действия Администрации Омского муниципального района Омской области, связанные с предложением предоставления земельного участка в собственность, признании незаконным решения, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя Р. - Ч. и пояснения представителя Администрации Омского муниципального района Омской области С., судебная коллегия
установила:
Р. обратилась в суд с заявлением о признании действий и решения Администрации Омского муниципального района Омской области незаконными, ссылаясь на то, что Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 19.07.2012 ее семью в составе ее, и <...> несовершеннолетних детей поставили на очередь в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка находящегося в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
Согласно извещению о предоставлении земельного участка от 02.12.2013 ей был предложен земельный участок площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено в <...> м относительно жилого дома имеющего адрес: <...> для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
18.12.2013 в адрес Администрации Омского муниципального района она направила заявление, в котором уведомила их, что ее семья проживает, учится и работает в городе Омске и в непосредственной близости от него, в связи с чем предложение им земельного участка расположенного в <...> км от города Омска без постоянного транспортного сообщения с ним, является не уместным и противоречащим действующему законодательству, в связи с чем просила предложить ей земельный участок из другого кадастрового квартала из иного перечня.
20.01.2014 из Администрации Омского муниципального района ею был получен ответ, в котором указано, что заявление от 18.12.2013 расценено как отказ от предложенного земельного участка с кадастровым номером N <...>, и что в соответствии с действующим Порядком ей было направлено извещение о предложении земельного участка от 25.12.2013, в соответствии с которым ей предлагали земельный участок с кадастровым номером N <...>, местоположение которого установлено примерно в <...> м по направлению на <...> относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
Таким образом Администрация Омского муниципального района второй раз предложила ей земельный участок из того же перечня из которого предлагала ранее, что противоречит действующему законодательству.
Просила признать незаконным решение в извещении Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.12.2013; обязать устранить нарушение, обязав Администрацию Омского муниципального района предложить земельный участок из другого перечня.
Р. в судебное заседание не явилась.
Представитель Р. - Ч. в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил признать незаконным действия должностных лиц, нарушающих законный порядок, разработанный в соответствии со ст. 7.1 Закона Омской области от 08.06.2006 года N 173-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" и определяет процедуру учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и выбора земельных участков.
В судебном заседании представитель Администрации Омского муниципального района Омской области С. заявленные требования не признал. Пояснил, что участки, предложенные заявителю, находятся в разных перечнях. Учет земельных участков формируется в перечень на основании даты постановки земельного участка на кадастровый учет. После направления извещения о предложении выбрать земельный участок, Администрация ждет ответа в течение 5 дней со дня уведомления. Один и тот же участок предлагается нескольким семьям после того, как предыдущие отказались.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Р. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в нарушение порядка семьям, вставшим на учет ранее ее семьи, земельные участки не предлагались, что ставит под сомнение законность предложение ее семье земельного участка из перечня утвержденного 17.12.2013. Таким образом, А. Омского муниципального района нарушается очередность предложения гражданам земельных участков. Судом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайств об истребовании доказательств, которые могут подтвердить факт нарушения порядка предоставления земельных участков.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Согласно ч. 1 ст. 7.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" в случаях, установленных настоящей статьей, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Омской области или муниципальной собственности, бесплатно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, в том числе, семьям, зарегистрированным в качестве многодетных семей в соответствии с областным законодательством.
В силу ч. 5 ст. 7.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ порядок учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок предложения гражданам земельных участков устанавливаются Правительством Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 29.06.2011 N 115-п "О мерах по реализации Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" утвержден Порядок учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и предложения гражданам земельных участков.
Согласно п. 20 Порядка гражданину предлагается один земельный участок из перечня земельных участков, свободных от прав третьих лиц, утвержденного органом, осуществляющим распоряжение земельными участками.Очередность предложения земельных участков гражданам определяется датой утверждения перечня и нумерацией земельных участков в перечне. Нумерация земельных участков в перечне осуществляется исходя из даты их постановки на кадастровый учет. В случае совпадения даты постановки земельных участков на кадастровый учет очередность определяется значением единиц кадастрового деления, начиная с кадастровых районов (от меньшего к большему).
Гражданин, имеющий право на получение земельного участка в соответствии с очередностью постановки на учет, определенной порядковым номером в Книге учета граждан, и целью предоставления земельного участка (либо его представитель), при наличии свободного земельного участка, включенного в перечень и не предлагавшегося гражданину ранее, в течение пяти рабочих дней извещается об этом органом местного самоуправления в письменной форме (п. 21 Порядка).
Гражданин в течение пяти рабочих дней со дня вручения ему извещения, указанного в пункте 21 настоящего Порядка, обращается в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, с заявлением о предоставлении земельного участка (п. 22 Порядка).
В случае если гражданин отказался от предложенного земельного участка (в том числе не обратился в течение срока, указанного в пункте 22 настоящего Порядка, за предоставлением земельного участка в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками), данный земельный участок предлагается другим гражданам в соответствии с требованиями, установленными настоящим разделом. При этом гражданин, отказавшийся от предложенного земельного участка, сохраняет право на получение в соответствии с настоящим Порядком земельного участка из иного перечня (п. 24 Порядка).
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области N <...> от 19.07.2012 многодетная семья в составе: мать - Р., несовершеннолетние дети - <...>, поставлена на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, находящегося в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства (л.д. <...>).
Апелляционным определением судебной коллегии Омского областного суда от 15.05.2013 отменено решение Омского районного суда Омской области от 21.02.2013 в части отказа в удовлетворении требования Р. о признании постановления Администрации Омского муниципального района Омской области N <...> от 25.01.2013, которым многодетная семья Р. снята с указанного учета в связи утратой оснований, дающих право на получение земельного участка, незаконным, данное постановление признано несоответствующим закону, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 31.10.2013 N <...> внесено изменение в постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.01.2013 N N <...>, в результате которого многодетная семья в составе: мать - Р., несовершеннолетние дети - <...> совершеннолетний сын - <...>., восстановлены в списке граждан, состоящих на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка, находящегося в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства (л.д. <...>).
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области N N <...> от 05.11.2013 утвержден Перечень земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность на территории Омского муниципального района Омской области отдельным категориям граждан, согласно приложению.
В соответствии с приложением к указанному постановлению земельный участок, с кадастровым номером N <...>, местоположение которого установлено примерно в <...> м по направлению на <...> относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...> входит в данный перечень земельных участков (л.д. <...>).
02.12.2013 в адрес Р. и ее <...> несовершеннолетних детей А. Омского муниципального района было направлено извещение о предложении земельного участка, которым семье заявителя был предложен земельный участок с кадастровым номером N <...>, для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д. <...>).
От указанного земельного участка заявитель отказалась, направив в Администрацию Омского муниципального района заявление от 18.12.2013 (л.д. <...>).
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области N <...> от 17.12.2013 был утвержден перечень земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность на территории Омского муниципального района Омской области отдельным категориям граждан, согласно приложению.
В данный перечень земельных участков, являющийся приложением к указанному постановлению, включено 29 земельных участков, в том числе, под первым номером земельный участок с кадастровым номером N <...> (л.д. <...>).
25.12.2013 семье заявителя было направлено извещение о предложении земельного участка, в соответствии с которым предложен земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено примерно в <...> м по направлению на <...> относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д. <...>).
Из пояснений начальника Управления социальной политики Администрации Омского муниципального района Омской области <...>., данных ею в судебном заседании в районном суде, следует, что на 17.12.2013 - дату утверждения перечня земельных участков, семья Рейншмит числилась в списке очередников под номером 30, что подтверждается книгой учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков. После утверждения перечня земельных участков от 17.12.2013, 20.12.2012 А. ОМР Омской области двадцати девяти гражданам, стоящим в очереди на получение земельных участков, согласно их порядковых номеров в очереди, были направлены извещения о предложении земельных участков из данного перечня. Семье <...>, как числящейся первыми в списке очередников, был предложен первый в перечне участок с кадастровым номером N <...>, местоположение которого установлено примерно в <...> м по направлению на <...> относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>. 23.12.2013 от семьи <...> в Администрацию ОМР Омской области поступил письменный отказ от предложенного земельного участка. Поскольку семья Р. числилась в списке очередников под номером 30, 25.12.2013 им было направлено извещение о предложении указанного земельного участка.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу об отсутствии со стороны Администрации Омского муниципального района Омской области нарушения установленного Постановлением Правительства Омской области от 29.06.2011 N 115-п порядка предложения гражданам земельных участков, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Р. требований. Мотивы судом приведены в решении.
При этом суд обоснованно указал на то, что отказ от предложенного земельного участка не лишает права на получение земельного участка из иного перечня земельных участков и действующим законодательством не ограничивается количество возможных отказов от предложенных земельных участков.
Ссылки в жалобе на нарушение очередности предложения гражданам земельных участков, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства предметом рассмотрения по настоящему делу не являлись.
Отказывая в удовлетворении ходатайства представителя Р. - Ч. об истребовании документов, суд правомерно исходил из того, что данное ходатайство направлено на истребование доказательств по требованиям, которые не были заявлены в данном деле, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Омского районного суда Омской области от 07 февраля 2014 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)