Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.06.2015 N Ф02-2309/2015 ПО ДЕЛУ N А74-7030/2014

Требование: О признании недействительными решений антимонопольного органа.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Решениями общество признано нарушившим Закон о защите конкуренции путем нарушения порядка извещения об аукционах в отношении продажи земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2015 г. по делу N А74-7030/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 июня 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Сонина А.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Гигель Н.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Турчиной В.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей: Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана Каузовой Юлии Дмитриевны (доверенность от 12.01.2015 N 20); Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Чиж Дмитрия Андреевича (доверенность от 13.01.2015 N 04-56/6404),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 декабря 2014 года по делу N А74-7030/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Юдин Д.В.),

установил:

Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана (ОГРН 1021900522467, г. Абакан) (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлениями о признании недействительными решений от 02.09.2014 по делам N 31-А-14, N 34-А-14, N 35-А-14, N 36-А-14, N 38-А-14, N 39-А-14, N 40-А-14, N 42-А-14 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ОГРН 1031900519243, г. Абакан) (далее - Хакасское УФАС России, антимонопольный орган).
Заявления Департамента приняты к производству суда, делам присвоены номера: А74-7030/2014, А74-7033/2014, N А74-7034/2014, А74-7035/2014, N А74-7037/2014, N А74-7038/2014, N А74-7039/2014, N А74-7041/2014, соответственно.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 ноября 2014 года указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А74-7030/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите к конкуренции), пунктов 1.2, 2 статьи 30, статьи 34, пункта 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 8, 9, 20 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или прав на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (далее - Правила N 808), постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 909), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности ненормативных правовых актов антимонопольного органа, ссылаясь на то, что исключительно на торгах осуществляется предоставление земельных участков для строительства в собственность, все прочие случаи проведения торгов могут определяться непосредственно органами местного самоуправления; торги в форме открытого аукциона проводились Департаментом в отношении земельных участков, предназначенных не для жилищного строительства, и не для целей связанных со строительством; Правила N 808 не содержат указания на конкретный информационный ресурс, на котором должна публиковаться информация о торгах; Департамент в соответствии с Правилами N 808 определил доступные неограниченному кругу лиц средства массовой информации для размещения информации о проведении открытых аукционов, где и была размещена информация, в связи с чем были обеспечены доступность участия в торгах потенциальных покупателей; полагает, что судами неправомерно применены части 1, 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, без учета части 2 названной статьи, поскольку проведение торгов в отношении земельных участок в рассматриваемом случае предусмотрено не антимонопольным, а земельным законодательством, в связи с чем данные торги не имеют отношения к торгам, предусмотренным антимонопольным законодательством, указанным в Постановлении N 909, информация о которых должна быть размещена на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru; структура данного сайта не предусматривала размещение информации о проведении торгов в отношении земельных участков, не предназначенных для жилищного строительства.
В отзыве на кассационную жалобу Хакасское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представители Департамента и Хакасского УФАС России в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 04.09.2013 N 257 Хакасским УФАС России проведена внеплановая проверка администрации муниципального образования города Абакан.
В ходе проведения проверки антимонопольным органом установлено, что в газете "Абакан Официальный" опубликованы извещения:
- 02-15 января 2013 года N 1 - 2 о проведении аукциона N 4 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства объектов (производственного предприятия - лоты N 1 - 4);
- 27 февраля - 05 марта 2013 года N 9 о проведении аукциона N 9 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства объектов (торгово-развлекательного центра; производственной базы; склада промышленных товаров; производственного предприятия - лоты N 1 - 4);
- 06-12 марта 2013 года N 10 о проведении аукциона N 10 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства объектов (производственных предприятий - лоты N 1 - 4);
- 13-19 марта 2013 года N 11 о проведении аукциона N 11 по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для размещения объектов (некапитального сооружения - мастерской по ремонту обуви; нестационарных торговых объектов; детского летнего кафе - лоты N 1 - 4);
- 24-30 апреля 2013 года N 17 о проведении аукциона N 16 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов для строительства производственной базы; торгово-развлекательного центра; производственных предприятий (лоты N 1 - 4).
01-14 мая 2013 года N 18 о проведении аукциона N 18 по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для размещения объектов (стоянки для маломерных судов; остановочно-торгового модуля; остановочно-торговых модулей - лоты N 1 - 4).
22-28 мая 2013 года N 21 о проведении аукциона N 20 по продаже земельного участка и права на заключение договора аренды земельного участка, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства объектов (гостиницы; торгово-развлекательного центра - лоты N 1, 2)
19-25 мая 2013 года N 25 о проведении аукциона N 25 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства объектов (производственных предприятий - лоты N 1 - 6).
Организатором перечисленных аукционов выступал Департамент.
Приказами Хакасского УФАС России от 21.04.2014 N 157, 160, 161, 162, 164, 165, 166, 168 в отношении Департамента возбуждены дела по признакам нарушения части 1 статьи 15, пункта 2 части 1 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что при проведении аукционов в нарушение части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции Департамент не разместил информацию о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.ru, в связи с чем не обеспечил равный доступ всем участникам товарного рынка для участия в аукционе, не дав возможности ознакомиться с информацией о предстоящих торгах всем заинтересованным лицам.
Решениями Хакасского УФАС России от 02.09.2014 по делам N 31-А-14, N 34-А-14, N 35-А-14, N 36-А-14, N 38-А-14, N 39-А-14, N 40-А-14, N 42-А-14 признано нарушившим часть 1 статьи 15, пункт 2 части 1 статьи 17, часть 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции бездействие Департамента, выразившееся в осуществлении действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка извещения об аукционах в отношении продажи земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства объектов (аукционы N 4, 9, 10, 16, 20, 25, извещения о проведении аукционов размещены в газете "Абакан Официальный" N 1-2 от 2-15 января 2013 года; N 9 от 27 февраля - 5 марта 2013 года; N 10 от 6-12 марта 2013 года; N 17 от 24-30 апреля 2013 года; N 21 от 22-28 мая 2013 года; N 25 от 19-25 мая 2013 года соответственно), продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для размещения объектов (аукционы N 11, 18, 20, извещения о проведении аукционов размещены в газете "Абакан Официальный" N 11 от 13-19 марта 2013 года, N 18 от 1-14 мая 2013 года; N 21 от 22-28 мая 2013 года), вследствие чего информация об аукционах на право заключения договоров купли-продажи и аренды земельных участков была скрытой от части потенциальных участников данных аукционов.
Департамент, полагая, что названные решения не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые акты антимонопольного органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку администрацией нарушен установленный законом конкретный порядок опубликования извещения о проводимых торгах.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Частью 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов).
В силу части 1 статьи 17.1 Закона заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за рядом исключений.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 8 Правил N 808 установлено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации N 909 сайт www.torgi.gov.ru определен Правительством Российской Федерации в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения, в том числе информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, исходя из правового смысла и содержания положений части 1 статьи 15, пункта 2 части 1 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, суды мотивированно признали обоснованным вывод антимонопольного органа о необходимости размещения информационных сообщений о проведении аукционов на право продажи в собственность земельных участков, предназначенных для строительства объектов, по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков, на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.
Принимая во внимание, что на названном сайте информация о проведении открытых аукционов Департаментом не размещалась, суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения Департаментом части 1 статьи 15, пункта 2 части 1 статьи 17 и части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Довод Департамента о том, что требование части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции о необходимости размещения информации на официальном сайте Российской Федерации, определенном Правительством Российской Федерации, не распространяется в силу части 2 статьи 17.1 Закона на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, обоснованно отклонен судебными инстанциями, поскольку ссылка в части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции на порядок заключения договоров в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации не исключает необходимость соблюдения части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, регламентирующей конкретный порядок опубликования извещения о проводимых торгах.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 декабря 2014 года по делу N А74-7030/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи
А.А.СОНИН
Д.И.ШЕЛЕГ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)