Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2014 N 12АП-11189/2014 ПО ДЕЛУ N А12-18275/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N А12-18275/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирмы "Промобслуживание С"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 сентября 2014 года по делу N А12-18275/2014 (судья Кулик И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирмы "Промобслуживание С" (400080, г. Волгоград, ул. им. Командира Рудь, д. 1А, 3, ОГРН 1023404367381, ИНН 3448014361)
к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Воронцов Вадим Владимирович (г. Волгоград), Соломахина Любовь Николаевна (г. Волгоград), Кабатов Василий Федорович (г. Волгоград), Никитин Александр Михайлович (Волгоградская область, г. Волжский), комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, д. 12, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), Волгоградское специальное конструкторское бюро Государственного предприятия Научно-производственного объединения "Нефтехимавтоматика" (400080, г. Волгоград, ул. им. Командира Рудь, д. 1А, ОГРН 1043400524408, ИНН 3448032321)
о признании недействительным решения от 10.04.2014 N 2223, о признании незаконным бездействия,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью фирмы "Промобслуживание С" (далее - ООО "Промобслуживание С", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконными решения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - министерство) от 10.04.2014 N 2223, бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, выразившегося в непринятии решений о предоставлении в собственность ООО "Промобслуживание С" за плату земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:0801124:97, 34:34:080114:102, об обязании Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять решение о предоставлении в собственность ООО "Промобслуживание С" за плату земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:0801124:97, 34:34:080114:102.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Промобслуживание С" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принято по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Промобслуживание С" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Волгоград, ул. им. Командира Рудь, д. 1а, а именно: здание гаража общей площадью 90,5 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 25.07.2008 серия 34 АА N 802362), часть здания корпуса N 3 с пристройкой общей площадью 311,3 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 06.08.2008 серия 34 АА N 802818), часть здания корпуса N 3 с пристройкой общей площадью 104,3 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 14.02.2011 серия 34 АА N 230685), нежилое помещение общей площадью 482,6 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2012 серия 34 АА N 747824 (т. 1, л.д. 38-41).
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке общей площадью 11 071 кв. м с кадастровым номером 34:34:080114:12, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. им. Командира Рудь, д. 1а.
По заказу ООО "Промобслуживание С" проведены межевые работы, по результатам которых сформированы земельный участок площадью 4 282 кв. м с кадастровым номером 34:34:080114:97, земельный участок площадью 727 кв. м с кадастровым номером 34:34:080114:102.
23.04.2013 ООО "Промобслуживание С" обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлениями разделе земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:080114:12, 34:34:080114:16, расположенных по адресу: г. Волгоград, ул. им. Командира Рудь, д. 1а, и предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка площадью 4 282 кв. м с кадастровым номером 34:34:080114:97, занимаемого объектами недвижимости, принадлежащими заявителю, и земельного участка площадью 727 кв. м с кадастровым номером 34:34:080114:102, занимаемого бетонной дорогой, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 34:34:080114:97, необходимого для обеспечения подъезда к объектам недвижимости.
Письмом от 21.05.2013 N 21-16/141138 министерство возвратило обществу представленные документы, указав при этом, что ООО "Промобслуживание С" не является субъектом, на основании заявления которого может быть решен вопрос об образовании земельных участков из земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:080114:12, 34:34:080114:16.
В июне 2013 года общество вновь обратилось в министерство с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка площадью 4 282 кв. м с кадастровым номером 34:34:080114:97, занимаемого объектами недвижимости, принадлежащими заявителю, и земельного участка площадью 727 кв. м с кадастровым номером 34:34:080114:102.
Письмом от 04.07.2013 N 21-20/192230 министерство возвратило обществу представленные документы, указав при этом, что земельный участок с кадастровым номером 34:34:080114:12, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. им. Командира Рудь, д. 1а, принадлежит на праве аренды Никитину А.М., вопрос о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:34:080114:97 может быть решен после подачи правообладателями земельного участка с кадастровым номером 34:34:080114:12 заявления о разделе земельного участка и принятия соответствующего решения.
06.08.2013 Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области принято решение N 3083, которым отказано в предоставлении ООО "Промобслуживание С" в собственность земельного участка площадью 727 кв. м с кадастровым номером 34:34:080114:102 ввиду несоблюдения требований действующего законодательства при образовании данного земельного участка, а также в связи с отсутствием на нем каких-либо объектов капитального строительства.
12.03.2014 ООО "Промобслуживание С" обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 4 282 кв. м с кадастровым номером 34:34:080114:97, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Командира Рудь, 1а, занимаемого объектами недвижимости, принадлежащими заявителю.
10.04.2014 министерством принято решение N 2223, которым обществу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка ввиду несоблюдения требований действующего законодательства при образовании данного земельного участка.
Полагая, что решение министерства от 10.04.2014 N 2223, а также бездействие, выразившееся в непринятии решений о предоставлении в собственность ООО "Промобслуживание С" за плату земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:0801124:97, 34:34:080114:102, являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что фактически общество заявляет о предоставлении в собственность земельных участков, образованных в границах земельных участков 34:34:080114:12, 34:34:080114:16, без принятия собственником данных участков решения о выделении из них земельных участков и без прекращения существования земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:080114:12, 34:34:080114:16.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся собственником зданий, строений, сооружений, имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером 34:34:080114:102 образован из земельного участка с кадастровым номером 34:34:080114:16, земельный участок с кадастровым номером 34:34:080114:97 образован из земельного участка с кадастровым номером 34:34:080114:12.
На основании постановления администрации города Волгограда от 23.12.1997 N 1463 земельный участок с кадастровым номером 34:34:080114:16 предоставлен в аренду сроком на 49 лет Волгоградскому опытному заводу ГП НПО "Нефтехимавтоматика" по договору аренды от 11.03.1998 N 1767.
На основании постановления администрации Волгограда от 05.02.1999 N 129 Земельный участок с кадастровым номером 34:34:080114:12 предоставлен в аренду сроком на 49 лет ВСКБ ГП НПО "Нефтехимавтоматика" по договору аренды от 04.03.1999 N 2370.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 34:34:080114:12 в соответствии с распоряжением департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 16.06.2004 N 1879-рз предоставлен в аренду ИП Никитину А.М. по договору аренды от 22.06.2004 N 5322 сроком до 05.02.2048.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "Промобслуживание С" не может быть отнесено к числу субъектов, обладающих в силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации правом на обращение в уполномоченный орган с заявлением о разделе земельных участков, после с момента регистрации прав на объекты недвижимости общество не обращалось в уполномоченные органы для оформления права аренды на земельный участок с кадастровым номером 34:34:080114:12 с множественностью лиц на стороне арендатора.
Арендаторы земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:080114:12, 34:34:080114:16 с заявлениями о разделе участков не обращались, Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области решение об образовании испрашиваемых заявителем земельных участков не принималось.
Письменного согласия пользователей земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:080114:12, 34:34:080114:16 на выдел спорных земельных участков в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявителем получено не было.
Таким образом, раздел земельных участков с кадастровым номером 34:34:080114:12, 34:34:080114:16, повлекший образование земельного участка с кадастровым номерам 34:34:080114:97, а также земельного участка с кадастровым номером 34:34:080114:102 произведен заявителем самостоятельно, в нарушение процедуры, определенной Земельным кодексом Российской Федерации, в связи с чем оснований для предоставления заявителю в собственность испрашиваемых земельных участков не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции, проверяя в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иные обстоятельства, связанные с возможностью либо невозможностью образования земельного участка, пришел к выводу о непредставлении ООО "Промобслуживание С" доказательств необходимости для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости земельного участка испрашиваемой площади - 4 282 кв. м.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исходя из положений пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о непредставлении заявителем доказательств, свидетельствующих о необходимости использования земельного участка площадью 4 282 кв. м для эксплуатации зданий (строений, сооружений) общей площадью 988,7 кв. м
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции, касающиеся предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:34:080114:102.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080114:16, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 34:34:080114:102, отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Промобслуживание С".
Указание обществом на необходимость использования данного земельного участка в целях обеспечения проезда к объектам недвижимости ООО "Промобслуживание С" не является основанием для его предоставления в собственность обществу в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности факта бездействия министерства, выразившегося в непринятии решения по заявлению ООО "Промобслуживание С" о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:34:080114:102.
Из материалов дела усматривается, что решением Мингосимущества от 06.08.2013 N 3083 обществу отказано в приватизации указанного земельного участка по основаниям несоблюдения требований закона при его образовании и отсутствия на испрашиваемом земельном участке каких-либо объектов капитального строительства.
Данное решение ООО "Промобслуживание С" не оспорено.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о непредставлении обществом доказательства незаконного бездействия со стороны министерства является верным.
В апелляционной жалобе общество указывает, что фактически является землепользователем испрашиваемых земельных участков, при обращении в министерство им были представлены все необходимые для приобретения права на земельный участок документы, на спорных земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам, в связи с чем у уполномоченного органа отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельных участков.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод апелляционной жалобы, поскольку решению вопроса о предоставлении заявителю в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:0801124:97, 34:34:080114:102 должно предшествовать решение уполномоченного органа об образовании данных земельных участков, принятое с соблюдением требований Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Промобслуживание С" по платежному поручению от 10.10.2014 N 1280 уплачена государственная пошлина в размере 2000 (две тысячи) руб.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1000 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1000 (одна тысяча) руб. подлежит возврату ООО "Промобслуживание С" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 сентября 2014 года по делу N А12-18275/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью фирме "Промобслуживание С" из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, перечисленную по платежному поручению от 10.10.2014 N 1280.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)