Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2008 N 11АП-2399/2008 ПО ДЕЛУ N А55-13410/2007

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2008 г. по делу N А55-13410/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С.,
с участием:
от ОАО "Завод авиационных подшипников" - Труфанова Н.В., доверенность от 27 декабря 2007 года N 423-юр; Рыжакина Т.Е., доверенность от 27 декабря 2007 года N 424-юр,
от Министерства строительства и ЖКХ Самарской области - Шабалта А.Н., доверенность от 10 октября 2007 года N Д-49/366,
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - Теванян Г.А., доверенность от 27 марта 2008 года N 1389,
от УФРС по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2008 года по делу N А55-13410/2007, судья Асадуллина С.П.,
по заявлению
открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников", г. Самара
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в отношении ОАО "Завод авиационных подшипников", заключающиеся в применении в процессе выполнения властных полномочий, в том числе властных полномочий администратора поступлений в бюджет платежей по арендной плате в период с 28 ноября 2006 года по 14 мая 2007 года включительно коэффициента вида использования земельного участка, нарушающие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности,

установил:


Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2008 года признаны незаконными действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, выразившиеся в определении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 836, 44 руб. /м.кв., в применении для исчисления размера арендной платы за период с 28.11.2006 года по 14.05.2007 года включительно по договору аренды земельного участка от 13.07.2005 года, предоставленного открытому акционерному обществу "Завод авиационных подшипников" для строительства.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что повторное в течение года изменение механизма исчисления арендной платы Постановлениями Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 и от 25.04.2007 г. N 59, уведомление о расторжении договора аренды в одностороннем порядке, необоснованное применение удельного показателя кадастровой стоимости по видам использования земли в размере 5 836,44 руб. /м.кв., показателя, применяемого для земельных участков под домами многоэтажной застройки, направление Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области заявителю писем от 06.06.2007 г. и 08.08.2007 г. с перерасчетом арендной платы является нарушением установленного пунктом 3 статьи 614, статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, механизма изменения размера арендной платы и нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности, что в соответствии со ст. 201 АПК РФ является основанием для признания указанных действий незаконными.
Не согласившись с выводами суда, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить и принять новый судебный акт об отказе заявленных ОАО "Завод авиационных подшипников" требований.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области ссылается на те обстоятельства, что при принятии судебного акта судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ОАО "Завод авиационных подшипников" считают решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела между ОАО "Завод авиационных подшипников" и Комитетом по управлению имуществом г. Самара заключен договор аренды земельного участка N 023564з от 13.07.2005 г., согласно которому заявитель является арендатором земельного участка, относящегося к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:06 15 004:0005, находящегося по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Луначарского, площадью 4 778,20 кв. м, предоставленного ему под строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной стоянкой автомобилей и трансформаторной подстанции. Согласно пункту 3.1 договора, условия договора применяются к отношениям, существующим между сторонами с 27.04.2005 г. по 26.04.2008 г. Указанный договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном порядке.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства были переданы от Комитета по управлению имуществом городского округа Самара полномочия арендодателя по договорам аренды земельных участков, для целей, связанных со строительством.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области направило в адрес ОАО "Завод авиационных подшипников" два сообщения об изменении размера арендной платы, и об одностороннем расторжении договора аренды, с приложением расчета, в соответствии с которым заявителю предложено уплачивать арендную плату по договору, в размере, существенно превышающем прежний размер арендной платы, предупредив о расторжении договора в одностороннем порядке в случае непогашения задолженности по арендной плате. Указанные расчеты определения размера арендной платы основаны на Методике определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, предоставляемые для строительства, введенной постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74.
Министерство обосновывает свои действия исходя из указанной Методики, действовавшей в период с ноября 2006 года по май 2007 года, в связи с исполнением условий пункта 5.2 и пункта 4.3 договора аренды, предусматривающих обязанности по сообщению арендатору размера арендной платы путем опубликования в газете "Самарская газета" за 28.11.2006 года и изменению арендной платы, в связи с внесением изменений в правовые нормы, регулирующие размер арендной платы за пользование землей.
Состоявшимся судебным актом об удовлетворении требований заявителя суд отметил то обстоятельство, что на момент направления писем с перерасчетом арендной платы, Постановлением Правительства Самарской области N 59 от 25.04.2007 года была введена другая Методика определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, предусмотренные для строительства, вступившее в законную силу 14 мая 2007 года. В соответствии с Методикой, введенной указанным постановлением размер арендной платы определяется с учетом понижающих коэффициентов.
Суд посчитал, что при изменении механизма определения арендной платы Министерством не были учтены нормы земельного законодательства, поскольку пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды земельного участка без согласия арендатора не допускает.
Пунктом 4.3 договора аренды земельного участка от 13.07.2005 г. закреплено право арендодателя изменять размер арендной платы, но не механизм фактического применения арендной платы. В соответствии со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Арендодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Пункт 8.3 договора аренды земельного участка предусматривает возможность расторжения договора при неоднократном невнесении арендной платы в установленный договором срок. В соответствии с п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором.
Судом установлено, что заявитель требования закона и обязательства по договору аренды выполнил на условиях предварительной оплаты по сентябрь 2007 г. включительно, арендные платежи за используемый участок оплачены. Исходя из акта сверки расчетов по договору аренды арендодателя и заявителя, составленного 27.02.2007 г. следует, что задолженность у заявителя отсутствует, имеется переплата в размере 178 083,32 руб., в связи с чем, правовые основания для одностороннего расторжения договора отсутствуют. Предложенные изменения в договор аренды, увеличивающие размер арендной платы более чем в 15 раз и уведомление о расторжении договора, в случае непогашения задолженности, изложенные в сообщениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, суд признал неправомерными и необоснованными.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, которыми определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и для целей земельного кадастра. Исходя из указанных Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению и виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 30.06.2006 г.) единицами кадастрового деления территории Российской Федерации являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале.
Суд исходил из того, что в силу Постановления Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 удельный показатель для кадастровой оценки участка, занятого землями, предоставленными для строительства за 1 кв. м - прочие земли поселений, равен 561,28 руб. /кв. м. Удельные показатели кадастровой стоимости земель города Самары были утверждены Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области".
Министерством в расчете был применен удельный показатель кадастровой стоимости по видам использования земли в размере 5 836,44 руб. /м.кв., что соответствует Графе 2 таблицы Постановления N 254, согласно положений которой вид использования земель определен как земли под домами многоэтажной застройки.
В соответствии с Постановлением Главы города Самара от 27.04.2005 г. N 1018, земельный участок, относящийся к землям поселений, расположенный по адресу: улица Луначарского в Октябрьском районе города Самара, предоставлялся заявителю под строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной стоянкой автомобилей и трансформаторной подстанции.
Договор аренды земельного участка оформлен под строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной стоянкой автомобилей и трансформаторной подстанции (п. 1.2 договора). Министерство объединило под данную категорию вида использования земельного участка весь участок, не учитывая, что из общей площади земельного участка 4778,2 кв. м под строительство жилого дома занят участок равный 976,3 кв. м, вся остальная часть земельного участка используется для благоустройства согласно положений СНиП Ш-10-75, в том числе устройство внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, оград, открытых плоскостных спортивных сооружений, оборудование мест отдыха и озеленение, часть земельного участка обременена подземными коммуникациями и линиями электропередач (1720,7 кв. м).
С учетом изложенных выше обстоятельств суд посчитал действия Министерства, выразившиеся в изменении определения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка по договору аренды от 13.07.2005 года, как функционально используемого под домами многоэтажной застройки не обоснованными и незаконными.
При этом настоящее дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что заявитель в данных обстоятельствах избрал ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. При наличии у заявителя права на самостоятельный выбор способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации либо иными предусмотренными законом способами, выбранный способ защиты должен соответствовать нарушенному праву. Поскольку заявителем оспариваются действия Министерства по внесению изменений в заключенный договор аренды, в котором Министерство является одной из равноправных сторон, отношения, возникающие между заявителем и министерством в связи с данными действиями нельзя считать отношениями власти и подчинения и рассматривать данный спор как заявление об оспаривании действий государственного или иного органа, обладающего властными полномочиями. В данном случае требования заявителя должны быть заявлены не в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а в порядке искового производства или путем обжалования нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления.
На основании изложенного в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм процессуального права согласно п. 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда следует отменить, в удовлетворении требований заявителю отказать.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2008 года по делу N А55-13410/2007 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников" отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей взыскать с открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников", г. Самара, в пользу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)