Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "Вектор Девелопмент": Коротков Д.В., по доверенности от 28.01.2014; от Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области: Пекарев Г.В., по доверенности от 22.05.2014 N 04-10/0025; от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены; от Администрации городского округа Звенигород района МО: не явились, извещены; от Правительства Московской области: не явились, извещены; от Министерства экологии и природопользования МО: не явились, извещены; от Министерства имущественных отношений МО: не явились, извещены.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Вектор Девелопмент" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2014 года по делу N А41-69410/13, принятое судьей Богатыревой Г.И. по исковому заявлению ООО "Вектор Девелопмент" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация городского округа Звенигород района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость,
установил:
ООО "Вектор Девелопмент" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), в котором просит:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м, внесенные 15 февраля 2013 года Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в Государственный кадастр недвижимости, земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653, принадлежащего ООО "Вектор Девелопмент", общей площадью 586 869 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Звенигород, микрорайон Южный, в размере 932 241 406,50 рублей и 1 588,50 рублей, соответственно;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653, принадлежащего ООО "Вектор Девелопмент", общей площадью 586 869 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Звенигород, микрорайон Южный, равными их рыночной стоимости с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости на дату 15 февраля 2013 года, в размере 542 840 000 рублей и 924,98 рублей;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости изменения, - исключив из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости 1 кв. м в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653 в размере 932 241 406,50 рублей и 1 588,50 рублей соответственно, и указать в качестве новой кадастровой стоимости;
- - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653 в размере 542 840 000 рублей и в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости указанного земельного участка равной рыночной стоимости одного квадратного метра земельного участка в размере 924,98 рублей с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости на дату 15 февраля 2013 года.
В качестве ответчика, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация городского округа Звенигород района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2014 года по делу N А41-69410/13 требования ООО "Вектор Девелопмент" удовлетворены в части. Суд решил: признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653, принадлежащего ООО "Вектор Девелопмент", общей площадью 586 869 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Звенигород, микрорайон Южный, в размере 932 241 406,50 рублей и 1 588,50 рублей, соответственно.
Установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653, принадлежащего ООО "Вектор Девелопмент", общей площадью 586 869 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Звенигород, микрорайон Южный, равными их рыночной стоимости в размере 542 840 000 рублей и 924,98 рублей. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
При отсутствии возражений со стороны участвующих в деле лиц, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части в порядке пункта 5 статьи 268 АПК РФ.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области направила в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация городского округа Звенигород района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653, общей площадью 586 869 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Звенигород, микрорайон Южный.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
На основании данных значений ФГБУ "ФКП Росреестра" была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая составила - 932241406 руб. 50 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составил - 1588, 50 руб. за 1 кв. м.
Полагая, что внесенная в ГКН кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010).
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания от 15 февраля 2007 года N 39), Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации": в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Так, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
В материалы дела представлен Отчет N 0833 об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, составленный ООО "Бизнес Вектор". Согласно данному Отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 542840000 руб., удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м - 924, 98 руб.
Также в материалы дела представлено Экспертное заключение от 28.06.2013 N 524/02-13, составленное СОО "НП "Межрегиональный союз оценщиков", на соответствие требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности Отчета N 0833 об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка.
Согласно Экспертному заключению от 28.06.2013 N 524/02-13 Отчет N 0833 об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ N 10761/11 от 25.06.2013 разъяснил, что рыночная стоимость земельного участка должна определяться не на дату, указанную в Акте определения кадастровой стоимости, а на дату определения кадастровой стоимости, указанную оценщиком, проводившим кадастровую оценку, или устанавливаемую на основании сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.
Внесение в Государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков с нарушением требований законодательства РФ, нарушает права и законные интересы истца, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный ст. ст. 388, 390, 391 Налогового кодекса РФ, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании, заявленные в рамках настоящего дела требования направлены на уменьшение налоговой базы по земельному налогу подлежащего уплате обществом.
Однако, признание кадастровой стоимости не соответствующей рыночной в период действия отмененного распоряжения не повлечет восстановление нарушенных прав общества, ввиду того, что новый, определенный судом показатель кадастровой стоимости, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Между тем, в соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, решение суда первой инстанции по настоящему делу было принято 02.06.2014, то есть раньше вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2014 по делу N А41-69410/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Вектор Девелопмент" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2014 ПО ДЕЛУ N А41-69410/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2014 г. по делу N А41-69410/13
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "Вектор Девелопмент": Коротков Д.В., по доверенности от 28.01.2014; от Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области: Пекарев Г.В., по доверенности от 22.05.2014 N 04-10/0025; от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены; от Администрации городского округа Звенигород района МО: не явились, извещены; от Правительства Московской области: не явились, извещены; от Министерства экологии и природопользования МО: не явились, извещены; от Министерства имущественных отношений МО: не явились, извещены.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Вектор Девелопмент" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2014 года по делу N А41-69410/13, принятое судьей Богатыревой Г.И. по исковому заявлению ООО "Вектор Девелопмент" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация городского округа Звенигород района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость,
установил:
ООО "Вектор Девелопмент" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), в котором просит:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м, внесенные 15 февраля 2013 года Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в Государственный кадастр недвижимости, земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653, принадлежащего ООО "Вектор Девелопмент", общей площадью 586 869 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Звенигород, микрорайон Южный, в размере 932 241 406,50 рублей и 1 588,50 рублей, соответственно;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653, принадлежащего ООО "Вектор Девелопмент", общей площадью 586 869 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Звенигород, микрорайон Южный, равными их рыночной стоимости с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости на дату 15 февраля 2013 года, в размере 542 840 000 рублей и 924,98 рублей;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости изменения, - исключив из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости 1 кв. м в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653 в размере 932 241 406,50 рублей и 1 588,50 рублей соответственно, и указать в качестве новой кадастровой стоимости;
- - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653 в размере 542 840 000 рублей и в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости указанного земельного участка равной рыночной стоимости одного квадратного метра земельного участка в размере 924,98 рублей с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости на дату 15 февраля 2013 года.
В качестве ответчика, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация городского округа Звенигород района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2014 года по делу N А41-69410/13 требования ООО "Вектор Девелопмент" удовлетворены в части. Суд решил: признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653, принадлежащего ООО "Вектор Девелопмент", общей площадью 586 869 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Звенигород, микрорайон Южный, в размере 932 241 406,50 рублей и 1 588,50 рублей, соответственно.
Установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653, принадлежащего ООО "Вектор Девелопмент", общей площадью 586 869 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Звенигород, микрорайон Южный, равными их рыночной стоимости в размере 542 840 000 рублей и 924,98 рублей. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
При отсутствии возражений со стороны участвующих в деле лиц, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части в порядке пункта 5 статьи 268 АПК РФ.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области направила в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация городского округа Звенигород района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060221:653, общей площадью 586 869 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Звенигород, микрорайон Южный.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
На основании данных значений ФГБУ "ФКП Росреестра" была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая составила - 932241406 руб. 50 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составил - 1588, 50 руб. за 1 кв. м.
Полагая, что внесенная в ГКН кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010).
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания от 15 февраля 2007 года N 39), Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации": в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Так, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.11 были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.
В материалы дела представлен Отчет N 0833 об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, составленный ООО "Бизнес Вектор". Согласно данному Отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 542840000 руб., удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м - 924, 98 руб.
Также в материалы дела представлено Экспертное заключение от 28.06.2013 N 524/02-13, составленное СОО "НП "Межрегиональный союз оценщиков", на соответствие требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности Отчета N 0833 об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка.
Согласно Экспертному заключению от 28.06.2013 N 524/02-13 Отчет N 0833 об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ N 10761/11 от 25.06.2013 разъяснил, что рыночная стоимость земельного участка должна определяться не на дату, указанную в Акте определения кадастровой стоимости, а на дату определения кадастровой стоимости, указанную оценщиком, проводившим кадастровую оценку, или устанавливаемую на основании сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.
Внесение в Государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков с нарушением требований законодательства РФ, нарушает права и законные интересы истца, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный ст. ст. 388, 390, 391 Налогового кодекса РФ, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании, заявленные в рамках настоящего дела требования направлены на уменьшение налоговой базы по земельному налогу подлежащего уплате обществом.
Однако, признание кадастровой стоимости не соответствующей рыночной в период действия отмененного распоряжения не повлечет восстановление нарушенных прав общества, ввиду того, что новый, определенный судом показатель кадастровой стоимости, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Между тем, в соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, решение суда первой инстанции по настоящему делу было принято 02.06.2014, то есть раньше вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2014 по делу N А41-69410/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Вектор Девелопмент" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)