Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Администрации Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 18.02.2014 по делу N А35-6109/2013 (судья Масютина Н.С.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ" (ОГРН 1024600961835, ИНН 4632014870) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, Администрация Курской области, комитет по управлению имуществом Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ" (далее - истец, ООО "Комбинат строительных материалов и работ") обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в отношении:
- - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственных целей, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 4 726 154 руб. или 755 руб. за квадратный метр;
- - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0014 площадью 34 904 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 26 347 500 руб. или 755 руб. за квадратный метр.
Определением Арбитражного суда Курской области от 17.09.2013 выделены в отдельное производство исковые требования ООО "Комбинат строительных материалов и работ" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0014 площадью 34 904 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 26 347 500 руб. или 755 руб. за квадратный метр с присвоением делу N А35-7897/2013.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость равной рыночной в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 3 024 063 руб. 00 коп. или 417 руб. за 1 квадратный метр; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области внести в сведения государственного кадастрового учета кадастровую стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 3 024 063 руб. 00 коп. или 417 руб. за 1 квадратный метр.
До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость равной рыночной в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 3 024 063 руб. 00 коп.; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области внести в сведения государственного кадастрового учета кадастровую стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 3 024 063 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.02.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылался на нарушение судом норм материального и процессуального права. Также заявитель указывал, что постановление Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку полномочных представителей не обеспечили.
Через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Посредством сервиса "Мой арбитр" от ООО "Комбинат строительных материалов и работ" поступил отзыв на апелляционную жалобы, в котором истец просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, на основании решения комитета по управлению имуществом Курской области от 02.10.2007 N 02-22/1769 обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ" был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенный по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, для производственно-хозяйственной деятельности.
03.10.2007 между комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и ООО "Комбинат строительных материалов и работ" (арендатор) заключен договор N 839-07ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска.
В соответствии с пунктом 1.1. договора N 839-07ю от 03.10.2007 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:103140:0013, находящийся по адресу: г. Курск, пр. Льговский поворот, 2, для производственно-хозяйственной деятельности, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 6261 кв. м.
Срок аренды устанавливается с 02.10.2007 по 02.10.2022 (пункт 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 03.10.2007.
Размер арендной платы за участок составляет 5 556 543 руб. 00 коп. (пункт 3.1. договора).
Как следует из материалов дела, размер арендной платы рассчитан, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 12 005 843 руб. 16 коп., удельный показатель кадастровой стоимости равен 1 917,56 руб. /кв. м.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" по состоянию на 01.01.2011.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка ООО "Комбинат строительных материалов и работ" был получен отчет N 04/06-13 от 20.06.2013 независимого оценщика ИП Требесовой Надежды Владимировны об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, площадью 6261 кв. м, по состоянию на 01.01.2011, которая составила 4 726 154 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются права арендатора земельного участка, ООО "Комбинат строительных материалов и работ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области".
Утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 составил 1917,56 руб. /кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила 12 005 843 руб. 16 коп.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы и выкупную стоимость земельного участка, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно представленному истцом в материалы дела отчету ИП Требесовой Надежды Владимировны N 04/06-13 от 20.06.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, площадью 6261 кв. м, по состоянию на 01.01.2011 составляет 4 726 154 руб.
По вопросу соответствия отчета N 04/06-13 от 20.06.2013 законодательству об оценочной деятельности определением Арбитражного суда Курской области от 08.11.2013 по ходатайству истца была назначена экспертиза. В случае несоответствия полученного истцом отчета законодательству об оценочной деятельности перед экспертом поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка.
По результатам экспертизы экспертом Зыриным Александром Николаевичем в арбитражный суд представлено заключение N 15/13 от 03.12.2013. Экспертом сделан вывод о несоответствии отчета N 04/06-13 от 20.06.2013 об определении рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, площадью 6261 кв. м, по состоянию на 01.01.2011, законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности по причине несоблюдения пункта 22 б ФСО N 1, пункта 15 ФСО N 3. При этом экспертом установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, площадью 6261 кв. м, по состоянию на 01.01.2011 составляет 3 024 063 руб.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта N 15/13 от 03.12.2013 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Описательная часть заключения содержит обоснование избранного методологического подхода (сравнительного) и отказа от иных (доходного и затратного). Для сравнительного исследования экспертом приняты участки - аналоги со схожими характеристиками. Выбор корректировок обоснован статистическими данными, экономическими и методологическими посылками.
Рыночная стоимость земельного участка, определенная в заключении судебной экспертизы, близка по значению к стоимости, определенной в отчете N 04/06-13 от 20.06.2013 и не сопоставима с кадастровой стоимостью, оспариваемой истцом.
Указанное экспертное заключение не оспорено, доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, ответчиком и третьими лицами, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено.
Ходатайства о назначении по делу оценочной экспертизы в суде апелляционной инстанции не было заявлено, методика оценки не оспаривалась.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта N 15/13 от 03.12.2013 надлежащими доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 3 024 063 руб. 00 коп., установленной по состоянию на 01.01.2011.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что иск был предъявлен к ненадлежащему ответчику, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013, площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Курской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, полагая указанное решение законным и обоснованным.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя. Вместе с тем, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты госпошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 18.02.2014 по делу N А35-6109/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.В.УШАКОВА
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
А.И.ПОРОТИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2014 ПО ДЕЛУ N А35-6109/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу N А35-6109/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Администрации Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 18.02.2014 по делу N А35-6109/2013 (судья Масютина Н.С.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ" (ОГРН 1024600961835, ИНН 4632014870) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, Администрация Курской области, комитет по управлению имуществом Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ" (далее - истец, ООО "Комбинат строительных материалов и работ") обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в отношении:
- - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственных целей, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 4 726 154 руб. или 755 руб. за квадратный метр;
- - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0014 площадью 34 904 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 26 347 500 руб. или 755 руб. за квадратный метр.
Определением Арбитражного суда Курской области от 17.09.2013 выделены в отдельное производство исковые требования ООО "Комбинат строительных материалов и работ" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0014 площадью 34 904 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 26 347 500 руб. или 755 руб. за квадратный метр с присвоением делу N А35-7897/2013.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость равной рыночной в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 3 024 063 руб. 00 коп. или 417 руб. за 1 квадратный метр; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области внести в сведения государственного кадастрового учета кадастровую стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 3 024 063 руб. 00 коп. или 417 руб. за 1 квадратный метр.
До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость равной рыночной в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 3 024 063 руб. 00 коп.; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области внести в сведения государственного кадастрового учета кадастровую стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для производственно-хозяйственной деятельности, по состоянию на 01.01.2011, составляющей 3 024 063 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.02.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся решением, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылался на нарушение судом норм материального и процессуального права. Также заявитель указывал, что постановление Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку полномочных представителей не обеспечили.
Через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Посредством сервиса "Мой арбитр" от ООО "Комбинат строительных материалов и работ" поступил отзыв на апелляционную жалобы, в котором истец просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, на основании решения комитета по управлению имуществом Курской области от 02.10.2007 N 02-22/1769 обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов и работ" был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 46:29:103140:0013 площадью 6 261 кв. м, расположенный по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, для производственно-хозяйственной деятельности.
03.10.2007 между комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и ООО "Комбинат строительных материалов и работ" (арендатор) заключен договор N 839-07ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска.
В соответствии с пунктом 1.1. договора N 839-07ю от 03.10.2007 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:103140:0013, находящийся по адресу: г. Курск, пр. Льговский поворот, 2, для производственно-хозяйственной деятельности, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 6261 кв. м.
Срок аренды устанавливается с 02.10.2007 по 02.10.2022 (пункт 2.1. договора).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 03.10.2007.
Размер арендной платы за участок составляет 5 556 543 руб. 00 коп. (пункт 3.1. договора).
Как следует из материалов дела, размер арендной платы рассчитан, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 12 005 843 руб. 16 коп., удельный показатель кадастровой стоимости равен 1 917,56 руб. /кв. м.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" по состоянию на 01.01.2011.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка ООО "Комбинат строительных материалов и работ" был получен отчет N 04/06-13 от 20.06.2013 независимого оценщика ИП Требесовой Надежды Владимировны об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, площадью 6261 кв. м, по состоянию на 01.01.2011, которая составила 4 726 154 руб.
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, чем, по мнению истца, нарушаются права арендатора земельного участка, ООО "Комбинат строительных материалов и работ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области".
Утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013 составил 1917,56 руб. /кв. м, кадастровая стоимость земельного участка составила 12 005 843 руб. 16 коп.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О).
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).
В соответствии с правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы и выкупную стоимость земельного участка, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно представленному истцом в материалы дела отчету ИП Требесовой Надежды Владимировны N 04/06-13 от 20.06.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, площадью 6261 кв. м, по состоянию на 01.01.2011 составляет 4 726 154 руб.
По вопросу соответствия отчета N 04/06-13 от 20.06.2013 законодательству об оценочной деятельности определением Арбитражного суда Курской области от 08.11.2013 по ходатайству истца была назначена экспертиза. В случае несоответствия полученного истцом отчета законодательству об оценочной деятельности перед экспертом поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка.
По результатам экспертизы экспертом Зыриным Александром Николаевичем в арбитражный суд представлено заключение N 15/13 от 03.12.2013. Экспертом сделан вывод о несоответствии отчета N 04/06-13 от 20.06.2013 об определении рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, площадью 6261 кв. м, по состоянию на 01.01.2011, законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности по причине несоблюдения пункта 22 б ФСО N 1, пункта 15 ФСО N 3. При этом экспертом установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013, расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, площадью 6261 кв. м, по состоянию на 01.01.2011 составляет 3 024 063 руб.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в достоверности и правильности выводов экспертизы, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта N 15/13 от 03.12.2013 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Описательная часть заключения содержит обоснование избранного методологического подхода (сравнительного) и отказа от иных (доходного и затратного). Для сравнительного исследования экспертом приняты участки - аналоги со схожими характеристиками. Выбор корректировок обоснован статистическими данными, экономическими и методологическими посылками.
Рыночная стоимость земельного участка, определенная в заключении судебной экспертизы, близка по значению к стоимости, определенной в отчете N 04/06-13 от 20.06.2013 и не сопоставима с кадастровой стоимостью, оспариваемой истцом.
Указанное экспертное заключение не оспорено, доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, ответчиком и третьими лицами, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено.
Ходатайства о назначении по делу оценочной экспертизы в суде апелляционной инстанции не было заявлено, методика оценки не оспаривалась.
Таким образом, с учетом положений статей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд правомерно признал заключение эксперта N 15/13 от 03.12.2013 надлежащими доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 3 024 063 руб. 00 коп., установленной по состоянию на 01.01.2011.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что иск был предъявлен к ненадлежащему ответчику, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации".
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:29:103140:0013, площадью 6 261 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, проезд Льговский поворот, 2, на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Курской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции также учтена позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, полагая указанное решение законным и обоснованным.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства дела установлены судом верно и в полном объеме.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя. Вместе с тем, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты госпошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 18.02.2014 по делу N А35-6109/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.В.УШАКОВА
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
А.И.ПОРОТИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)